Елена Растеряева
Рабочая программа для второй младшей группы на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа для 2 младшей группы № 1 «Цветик-семицветик» разработанная в соответствии с Образовательной программой ДО на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Авторы : Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Рабочая программа для второй младшей группы на основе примерной основной образовательной программы „От рождения до школы“» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому развитию.
Используются парциальные программы : Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, «Конструирование в детском саду» И. А. Лыковой, «Безопасность» Стеркиной Р. Б. .
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования.
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
1.4. Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Учтено соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений.
Приоритетное направление деятельности: Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т. д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
ДОО работает в условиях полного 12 часового рабочего дня, группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 2 младшей группы :
В младшей группе 25 детей. Из них 16 девочек, 9 мальчиков. 22 ребенка группы владеют первыми навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать сказки, заучивать стихотворения А. Барто. В игровой деятельности дети дружелюбны, умеют играть коллективно, в паре, легко делятся игрушками с товарищами.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. Более половины детей знают цвета.
Возрастные особенности детей 3-4 лет (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 86).
Планируемые результаты освоения Программы :
Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы :
- ребенок приучен к опрятности, владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания;
- владеет соответствующими возрасту основными движениями, сформирована потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;
- ребенок отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, использует все части речи, простые предложения с однородными членами;
- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к природе;
- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям, умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью;
- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена;
- проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Промежуточные результаты: используем мониторинги (проводятся два раза в год – сентябрь, май, диагностики (наблюдения, беседа, эксперимент).
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации Образовательной программы ДО
Вторая младшая группа, 2017-2018 учебный год
образовательная область Периодичность
• Познавательное развитие:
Формирование элементарных математических представлений. 1
• Речевое развитие 1
• Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыкальное развитие
1
1
1
1
2
• Физическая культура 3
Общее количество 11
2.2 Организация совместной деятельности воспитателя с детьми
Периодичность
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно
Чтение художественной литературы ежедневно
Поручения ежедневно
Прогулки ежедневно
Театрализованные игры ежедневно
Дидактические игры ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно
2.3 Организованная образовательная деятельность
Вторая младшая группа, 2017-2018 учебный год
Понедельник
1. Развитие речи
2. Музыкальное 9.00 – 9.15
9.20 – 9.35
Вторник
1. Художественное творчество. (Лепка) 9.00 - 9.15
2. Физическая культура 9.25 – 9.40
Среда
1. Познание. (ФЭМП) 9.00 – 9.15
2. Художественное творчество (Конструирование) 9.25 – 9.40
3. Физическая культура (на прогулке) 10.00 – 10.15
Четверг
1. Художественное творчество (аппликация) 9.00 – 9.15
2. Музыкальное 9.40 – 9.55
Пятница
1. Художественное творчество (рисование) 9.00 – 9.15
2. Физическая культура 9.25 – 9.40 9.25 – 9.40
Учебный план реализации Образовательной программы ДО во 2 младшей группе по программе «От рождения до школы» :
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности : Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 45 мин. (3 НОД). (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 94-99).
2) Познавательное развитие - Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности : ФЭМП, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 106-108).
3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности : Чтение, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций. Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД). (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 108-110).
4) Социально-коммуникативное развитие –
а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности : ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы.
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности : поручения, игры, беседы. Ежедневно в режимные моменты, не более 15-20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности : сюжетно-ролевые, дидактические и др. В режимные моменты.
5) Художественно-эстетическое развитие –
а) Изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности : рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – 45 мин. (3 НОД). (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 113-117).
б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности : беседы, слушание худ. произведений, разучивание стихов, театрализованная игра.
в) Музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности : слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД). В режиме дня.
6) Вариативная часть – Формы образовательной деятельности : беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, развлечения, игры. В режимные моменты.
2.4 Особенности организации образовательного процесса в группе
Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (84 %, из неполных (_16 %, многодетных семей - 4. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средним профессиональным образованием.
Национально – культурные особенности:
Основной контингент группы – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
В основном воспитанники проживают в условиях города.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Донского края. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используем разнообразные методы и формы организации детской деятельности: праздники, развлечения, народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с предметами быта и др.
2.5 Планирование работы с детьми
Перспективный план по национально-региональному компоненту
№ Дата Тема
1. Сентябрь-октябрь Я и детский сад.
Краски осени (что растет в саду и огороде)
2. Октябрь-ноябрь Краски осени (Осень на Дону)
С чего начинается Родина? (Мой город)
3. Ноябрь-декабрь Безопасное поведение на улицах города
Мир вокруг нас (домашние и дикие животные)
4. Декабрь-январь Зима. Новогодние каникулы
Мир вокруг нас (быт донских казаков)
5. Январь-февраль Зима. Новогодние каникулы (традиции)
В мире искусств
6. Февраль-март Безопасное поведение на улице
Наши папы
7. Март-апрель Наши мамы (женщина-казачка)
Весна (прилет птиц)
8. Апрель-май Весна (деревья нашего края)
Земля-наш дом (береги природу)
9. Июнь-август Мы любим трудиться
Человек и мир природы