Волненко Татьяна Николаевна
Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе 4–5 лет на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОО.
• Федеральный Закон от 29.2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе 4–5 лет на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Устав МБДОУ «Калининский детский сад № 12 «Солнышко», утвержденный 11 ноября 2011года;
• Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Калининский детский сад № 12 «Солнышко» на 2015 -2020 учебный год.
Программа направлена на организацию работы по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.
Цели:
Задачи:
• Расширять представления детей и растениях и животных. Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
• Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др., о земноводных (на примере лягушки).
• Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.).
• Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
• Учить и отличать по внешнему виду? Овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).
• Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
• Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
• Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. ;
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы; ярче светит солнце,, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представление детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело –появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Расширять представление детей о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Основные принципы программы:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа нацелена на творческую инициативу педагогов и создает простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
Условия реализации программы
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется воспитателем группы, в групповом помещении.
Программа реализуется через средства познавательного развития: игрушки, картинки (предметные и сюжетные, дидактические игры и упражнения. В групповом помещении имеется «Центр природы, в котором находятся:
• картины- пейзажи по временам года.
• Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды.
• Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония.
• Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин.
• Реалистические игрушки – животные (петушок, корова)
• Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис)
• Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, пластмассовые ведерки)
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, магнитофон, фланелеграф.
Методическое обеспечение
Образовательная деятельность реализовывается основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Мозаика –Синтез», 2014 г. ;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группа «Мозаика – Синтез», Москва 2015
Наглядно-дидактические пособия:
Серия наглядных пособий «Мир в картинках»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»,»Насекомые», «Деревья и листья», «Ягоды садовые», «Домашние птицы», «Животные –домашние питомцы»- М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Плакаты: Овощи; Фрукты; Птицы; Домашние животные; Домашние питомцы; Домашние птицы; Форма;.
Формы реализации программы
Ознакомление с природой в детском саду в младшей группе происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с природой в детском саду в младшей группе проводятся е 1 раз в месяц, 9 занятий в год.
В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников заниматься, поэтому ведущей деятельностью является игра
Планируемый результат освоения программы.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
• Оценка максимально структурирована.
Педагогическая диагностика художественно-эстетического развития дошкольников проводится в начале сентября (первая половина октября) и в конце года в мае каждого учебного года с целью определения уровня развития творчества детей (приложение диагностических карт прилагается). Содержание диагностики включает в себя нормативы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и настоящей рабочей программой.
Целевые ориентиры:
• Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
• Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Проявляет бережное отношение к природе
• Знает и называет некоторые фрукты и овощи.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
Взаимоинформирование через стендовую информацию (рекомендации по наблюдениям в природе, рекомендации для родителей по развитию наблюдательности у детей, тематические папки-передвижки, семейные праздники, проектная деятельность, тематические родительские собрания.
Дата Тема, содержание ООД Часы Примечание
Сентябрь
6.09.2018 Диагностика
Занятие 1 Что нам осень принесла?.
Задачи. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов 1
20.09.2018 Занятие 1. Осенние посиделки Беседа о домашних животных
Задачи. Закреплять знания детей о сезонных и изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних 1
Октябрь
4.10.2018 Занятие 1. У медведя во бору грибы, ягоды беру.
Задачи. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных
18.10.2018 Занятие 1. Прохождение экологической тропы
Задачи. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. 1
Ноябрь
1.11.2018 Занятие 2. Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)
Задачи. Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц 1
15.11.2018 Занятие 1 Скоро зима!
Беседа о жизни диких животных в лесу
Задачи. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным 1
29.11.2018 Занятие 1. Дежурство в уголке природы
Задачи. Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. 1
Декабрь
13.12.2018 Занятие 2. Почему растаяла Снегурочка?
Задачи. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед 1
27.12.2018 Занятие 3. Стайка снегирей на ветках рябины
Задачи. Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. 1
Январь
24.01.2019 Занятие 1 В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой)
Задачи. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. 1
Февраль
7.02.2019 Занятие 1. Рассматривание кролика
Задачи. Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. 1
21.02.2019 Занятие 2. Посадка лука
Задачи. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки 1
Март
7.03.2019 Занятие 1.. Мир комнатных растений
Задачи. Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду 1
21.03.2019 Занятие 2. В гости к хозяйке луга
Задачи. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых 1
Апрель
4.04.2019 Занятие 1. Поможем Незнайке вылепить (лепка из глины)
Задачи. Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. 1
18.04.2019 Занятие 2. Экологическая тропа весной
Задачи. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. 1
Май
16.05.2019 Диагностическое задание 1-2
Выяснить представление об овощах и фруктах.
Выяснить представление о растениях 1
30.05.2019 Диагностика
Диагностическое задание 3-4
Выявить представления о домашних и диких животных.
Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда 1