Елена Назаренко
Средства реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе начинающим педагогом.
▼ Скачать + Заказать документы
Средства реализации образовательной области в старшей группе начинающим педагогом
Делимся опытом
Назаренко Елена Алексеевна
воспитатель
МБДОУ№27 «Росинка»
Новосибирская область, г. Искитим
[b]Средства реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе начинающим педагогом.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2017
[/b]Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. На ступени старшего дошкольного возраста открываются новые возможности социально-нравственного развития детей. Воспитатель стремится расширить социальные представления и этические ориентации дошкольников, создает условия для развития гуманистической направленности поведения и отношения к миру, способствует становлению культуры общения, ставя и решая перед собой ряд задач. Эти задачи направленны на воспитание доброжелательного отношения к людям, развитие добрых чувств, умение проявлять внимание, чуткость, готовность помочь, на воспитание культуры поведения и общения, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, нормах и правилах общения взрослых и детей, начал гражданственности. Условием успешного социального развития дошкольника является разнообразное содержательное общение со взрослыми и сверстниками и воспитатель, в свою очередь, является для ребенка носителем образцов культуры общения. Ребенок, стараясь быть на него похожим копирует интонацию, манеру общения и этот опыт он переносит в общение со сверстниками. Воспитателю необходимо обращать внимание на коммуникативную активность детей, обращать внимание как они проявляют инициативу в общении, какие темы волнуют в данный момент времени, охотно ли они вступают в контакт со взрослыми, умеют ли понятно и четко изложить свои мысли, поддержать разговор.
ФГОС ДО обозначил очень важный аспект в деятельности современного воспитателя: создание социальной ситуации развития (п. 3.1) и поддержки позитивной социализации ребенка (п. 2.3, 2.4., направленной на усвоение детьми основных элементов культуры, нравственных ценностей, норм поведения в обществе, формирование социальных качеств, свойств, умений, благодаря которым дошкольники становится участниками социального взаимодействия. Работая по программе «Детство» хорошей традицией в нашей группе стала организация разнообразных ситуаций, направленных на реализацию таких задач области социально-коммуникативное развитие, как, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, стремления к новым достижениям.
Для решения данных задач используются методы воспитания, направленные на формирование у детей опыта поведения и взаимоотношений, методы обогащения социально-нравственных представлений и оценок детей, организация разнообразных ситуаций, ориентирующих дошкольников в правильном поведении.
Удобно расположившись на ковре, дети вовлекаются в проблемный разговор, ситуацию. Детские высказывания внимательно выслушиваются, поощряются, осмысливаются, используются приемы поддержки индивидуальности для принятия своего решения, выражения своих мыслей и чувств. В разрешении ситуаций у ребят развивается самооценка и самосознание, формируется у каждого ребенка самостоятельность, уверенность в себе и положительный образ «Я», устанавливается положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, выражается доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению, умение разделить с другими детьми радость, сказать добрые слова.
После проведения разнообразных игровых ситуаций мною были сделаны интересные выводы. Так, например, в процессе игровой ситуации «Письмо далекому другу», в которой ребенок должен послать письмо другу в другую страну, в котором он рассказывает о себе, своей внешности, своих увлечениях и семье было выявлено следующее. Каждый из 15 детей считает себя красивым, дети, в семьях, которых трое и более детей, при описании себя обязательно добавляли свое сообщение тем, что у них есть мама и сестры или братья. Если это было письмо какому-то отрицательному герою, то практически все дети использовали такое предложение: «Я буду с тобой дружить, если ты перестанешь делать те или иные поступки», или «Ты же теперь подумал и стал хорошим». Два - три ребенка вспомнили о своих увлечениях и домашних животных, один ребенок сказал, что кроме всего прочего он самый умный. Во время этой игры дети внимательно друг друга выслушивали, не перебивали, не исправляли друг друга и соглашались с услышанным.
Так же была обыграна еще одна интересная игровая ситуация, настраивающая ребят на выбор добрых, гуманистических дел и поступков «Если бы я был волшебником». Дети, сидя в кругу, передавали друг другу, полученную от воспитателя «волшебную палочку» и став «волшебниками» рассказывали о своих желаниях, мечтах. В ходе данной игры выявилось, что из пятнадцати ребят, трое желали хорошей погоды, четверо желали воспитателю хорошего настроения и послушных детей, шестеро загадывали хорошее поведение ребят из группы и «чтобы никто не ссорился», а желания двоих ребят носили материальный характер, а именно – один ребенок хочет иметь много денег, что очень странно для ребенка 5 лет, а другой хочет много сока и мороженного.
С интересом прошла игра «Волшебные очки», которая направлена на умение видеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников. Дети, сидя в кругу по очереди надевали волшебные очки и называли достоинства своих товарищей. Ребята поверили, что очки действительно волшебные, одевая их, прищуривались, разглядывали рядом стоящего ребенка, которого нужно было описать. В основном в речи присутствовали такие слова: «он красивый», «добрый», «не обижает никого», «слушается воспитателя», «умный», «с ним интересно играть, потому что он делится игрушками». Примечательно, что те же двое детей, которые при игре в «волшебников» загадывали материальные подарки, отметили не поступки или положительные черты, а внешние признаки, такие как «красивое платье», «красивый бант».
Наиболее всего ребят заинтересовала игра «Комплименты», в ходе которой развивается умение входить в контакт, видение и подчеркивание положительных качеств и достоинств сверстников. В ходе этой игры дети сидели в кругу, взявшись за руки, глядя в глаза соседу и говоря ему несколько добрых слов, либо за что-то просто хвалили. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Из двенадцати ребят, наверно, только пятеро смотрят без стеснения в глаза, остальные отводят взгляд и стесняются, неуверенно делают комплименты, уверенно отвечают на комплимент примерно половина, остальным это сделать сложно. Все с удовольствием ждут комплимент, но большинству сложно придумать в ответ что-то новое, не повторяясь за предыдущими детьми. Особенно порадовало то, что в течение дня около восьми человек предложили еще поиграть в эту игру, что говорит о том, что детям приятно получать комплименты и делать другу другу приятное.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, для обогащения и развития практики социального поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в старшей группе обязательно должны использоваться развивающие игровые ситуации, выражающие доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к сотрудничеству и общению. Нужно учить детей разделять с другими радость, сказать добрые слова, пожелания, комплименты, откликаться на эмоции близких людей и друзей, уметь сопереживать, осмысливать и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства, охотно рассказывать о своих достоинствах и любимых занятиях.
Во-вторых, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, и, наши дети мало имеют представление о добре, гражданственности, справедливости, патриотизме и образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» как раз направлена на усвоение всех этих норм и ценностей, путем решения содержательных задач в рамках программы «Детство».
Ну и в-третьих, конечно, как бы ни старались педагоги формировать убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей, убеждать родителей в прививании семейных ценностей, в возможности предупреждать и преодолевать отрицательные проявления в их поведении, все же стоит помнить, что семья для ребенка – это его первый опыт общения в жизни. От того каким он будет, зависят его дальнейшие успехи и неудачи. Этот опыт ребенок начинает получать уже с рождения. Поэтому задача родителей на основе принципов воспитания деть ему понимание основных жизненных ценностей. Только они помогут ребенку на протяжении всей его жизни, прививая ему определенные жизненные ценности.