Татьяна Какачия
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на основе взаимодействия детского сада и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воскресенский сад №7 «Сказка»
Опыт работы по теме:
«Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на основе взаимодействия дошкольной организации и родителей воспитанников»
Разработала и провела
Воспитатель разновозрастной группы
Какачия Татьяна Ивановна
Воскресенское, 2016 год
Публикация «Реализация образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“ на основе взаимодействия детского сада и родителей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями.
Цель: установление партнерских отношений дошкольной организации с семьями воспитанников в условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
• Изучить и проанализировать проведенную работу по взаимодействию детского сада и семьи в условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
• Исследовать степень вовлеченности родителей в образовательной процесс ДОО в качестве субъектов.
• Разработать системный подход по взаимодействию дошкольной организации и семьи в условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
• Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с воспитанниками;
• Дать оценку эффективности проведенной работы.
Сроки реализации проекта : 1 учебный год.
Участники проекта: воспитанники, семьи воспитанников, педагоги ДОО.
Актуальность проекта:
В течение длительного времени сложились две стороны воспитания детей: семейное воспитание и общественное. Обе стороны являются социальным институтом воспитания и имеют свои возможности в формировании личности ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка важно их взаимодействие. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребенка. В детском саду он получает образование, осваивает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько хорошо дети будут овладевать навыками, зависит от взаимодействия семьи и дошкольной организации. Гармоничное развитие детей без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления работы дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Этапы работы:
1. Констатирующий этап
Цель: изучить и проанализировать работу дошкольной организации с родителями старших дошкольников.
Задачи:
• Изучение уровня сформированности навыков межличностного общения детей (с письменного согласия родителей) по Афонькиной Ю. А. ;
• Изучение работы дошкольной организации с родителями;
• Анкетирование родителей с целью выявления взаимодействия с ДОО в рамках социально-коммуникативного развития детей.
2. Формирующий этап.
Цель: подобрать и апробировать комплекс мероприятий, создать условия направленные на взаимодействие ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
• Разработать план комплекса мероприятий по взаимодействию с родителями (законными представителями);
• Создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с воспитанниками;
• Апробировать разработанный комплекс мероприятий.
3. Контрольный этап.
Цель: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников.
Задачи:
• Выявление динамики развития уровня сформированности навыков межличностного общения у детей;
• Проведение повторного анкетирования родителей с целью выявления изменений во взаимодействии с ДОО в рамках реализации социально-коммуникативного развития детей.
Принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по социально-коммуникативному развитию.
Принцип гуманизации Обеспечивает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОО – семья»
Принцип индивидуализации Ориентирован на глубокое изучение особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия.
Принцип открытости Предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в ДОО, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Принцип психологической комфортности Заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в ДОО эмоционально благоприятной среды.
Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность
Информационно-аналитическое Анкетирование, тестирование, опросы, интервью.
Познавательное Родительские гостиные, традиционные и нетрадиционные собрания, экскурсии.
Наглядно-информационное Через родительские уголки, папки-передвижки, мини-библиотека, выпуск газеты.
Досуговое Праздники, акции.
Формы взаимодействия детского сада с семьей.
Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях
ДОО и семьи.
2. Конференции.
3. Круглые столы.
4. Экскурсии по ДОО с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОО.
Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями.
2. Тематические консультации (проводятся специалистами).
3. Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей.
4. индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы 1. Фотографии.
2. Выставки детских работ.
3. Стенды, ширмы, папки-передвижки.
План комплекса мероприятий по взаимодействию с родителями (законными представителями)
Тема месяца Месяц Формы работы Задачи
Основное направление социально-коммуникативного развития ребенка Сентябрь 1. Анкетирование
2. Консультация «Основные направления и актуальные задачи процесса социализации детей старшего дошкольного возраста».
3. Родительское собрание «Роль родителей в социально-коммуникативном развитии детей».
4. Фотоотчет по лету. - дать родителям представление о социально-коммуникативном развитии дошкольников;
- познакомить их с основными направлениями и актуальными задачами социально-коммуникативного воспитания детей среднего дошкольного возраста;
- с целью определения возникающих проблем в процессе социального развития детей провести анкетирование и обсудить его результаты;
- показать значимость детского сада в развитии социального опыта детей.
Игровая деятельность – это способ ранней социализации детей Октябрь 1. Тематическая папка «Роль игры в формировании навыков общения у дошкольника».
2. Составление картотеки игр совместно с родителями
3. СМС-почта
4. Праздник осени совместно с родителями «Осенний калейдоскоп».
- познакомить родителей с особенностями игры для формирования навыков общения у детей в дошкольном возрасте;
- оказать родителям консультативную и практическую помощь в реализации игрового взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- сплотить детей и взрослых в совместной деятельности.
Развитие внутрисемейных отношений, отношения «родители – ребенок» Ноябрь 1. Анкетирование «Стиль воспитания ребенка в семье».
2. Индивидуальные беседы «Капризы и упрямство», «Шалости и послушание».
3. Родительское собрание «Путешествие в страну знаний».
4. Викторина совместно с детьми и родителями «Этот удивительный мир» - определить сложившийся вариант детско-родительских отношений;
- определить особенности в общении детей старшего дошкольного возраста;
- содействовать развитию у родителей представлений об особенностях детских поступков и понимания их мотивации;
- помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу.
Гендерная социализация дошкольников Декабрь 1. Консультации: «Как правильно воспитывать мальчика», «Как правильно воспитывать девочку».
2. Открытое занятие совместно с детьми и родителями «Дружат в нашей группе мальчики и девочки».
3. Памятка для родителей по пожарной безопасности. - познакомить родителей с особенностями гендерного воспитания дошкольников, особенностями воспитания трудолюбия у ребёнка, формирования культуры выполнения трудовых обязанностей мальчиков и девочек;
- предложить родителям игры, которые формируют личность, обратить внимание на то, что существуют различия в приобщении мальчиков и девочек к труду;
Формирование основ безопасности жизнедеятельности Январь 1. Тест для родителей по ПДД.
2. Консультация «Безопасность зимних прогулок».
3. Папка-передвижка «ПДД в зимний период».
4. Проект «Красивая сказка».
5. Фотоотчет по зиме. - определить заинтересованность родителей в обучении детей ПДД и формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города;
- содействовать закреплению представлений у родителей о безопасности жизнедеятельности ребёнка;
Роль предмета в социальном поведении Февраль 1. Стенгазета «Лучше папы – друга нет» посвященная Дню защитника Отечества.
2. Спортивное развлечение совместно с родителями «Мама, папа, я – очень дружная семья».
3. Творческая выставка «Чудеса для детей из ненужных вещей». - познакомить родителей с ролевым значением предмета в социальном поведении детей;
- с помощью спортивных игр дать родителям возможность осознать значение предметного взаимодействия в социальном поведении дошкольников;
- обогатить родителей знаниями, практическими умениями в организации и проведении досуга с детьми;
- продемонстрировать уважительное отношение детского сада к роли отца в воспитании ребенка;
- развивать атмосферу общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.
Я, моя мама, бабушка и сестра Март 1. Праздник, посвящённый Международному Дню 8 марта.
2. Стенгазета совместно с папами «Большой сюрприз для мамы».
3. Игровой тренинг «Вместе с мамой и бабушкой» - привлечение родителей к участию в празднике;
- развитие взаимодействия родителей, детей и воспитателей;
- предложить родителям виды деятельности для эмоционального сближения членов семьи;
- активизировать коммуникативные навыки в семье между разными поколениями;
- формировать навыки сотрудничества взрослых с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье в атмосфере сотрудничества;
Патриотический аспект в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Апрель 1. Родительское собрание «Современное патриотическое воспитание дошкольников».
2. Досуг «Космоовощи».
- провести среди родителей анкетирование с целью выявления трудностей в патриотическом воспитании дошкольников;
- познакомить родителей с особенностями патриотического воспитания детей в период дошкольного детства;
- привлечь родителей к участию в празднике (изготовление русского народного костюма для своего ребёнка);
В мире доброты и вежливости Май 1. Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре».
2. День открытых дверей «Здравствуйте, гости, дорогие!».
3. Благотворительная акция «А я садик свой люблю, ему что-то подарю» (игрушку, книгу, цветок).
4. Праздник «Выпускной бал» - способствовать распространению опыта работы педагогического коллектива в социуме;
- создать атмосферу открытости ДОУ к родителям;
- опираясь на интерес гостей провести обзорные экскурсии по детскому саду;
- довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого.