Ольга Бочкарёва
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»«Моя безопасность»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок обучения: 2 года
Составитель: Бочкарёва О. А., воспитатель детского сада «Дельфин» г. Нефтегорска
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план и краткое содержание тем 1 –го года обучения
3. Учебно – тематический план и краткое содержание тем 2 –го года обучения
4. Методическое обеспечение программы
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие, Моя безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Список литературы
6. Приложение
Пояснительная записка.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности – это создание таких условий в системе дошкольного образования, при которых дети будут неукоснительно выполнять правила поведения, т. к. от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а потом следить за их выполнением.
Организационно-образовательная деятельность по рабочей программе социально-педагогической направленности «Моя безопасность» позволяет подготовить ребёнка старшего дошкольного возраста к встрече с возможными трудностями, сформировать представления о наиболее опасных ситуациях, о ценности здорового образа жизни, о необходимости соблюдения мер предосторожности, привить навыки безопасного поведения на улице и во дворе дома.
Изучив ряд программ и методических пособий по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения:
•Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста + Комплект рабочих тетрадей;
•Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие;
•Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет;
•Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие /Сост. Л. Н. Вахрушева. /
и учитывая многолетний опыт работы с детьми, я обобщила весь материал и разработала программу «Моя безопасность». Данная программа адаптированная, ознакомительная, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: Создание условий для формирования у ребёнка навыков разумного и адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице.
Задачи программы:
Обучающие:
•Обучить детей правилам поведения в условиях окружающей среды.
•Приобщать детей к здоровому образу жизни.
•Сформировать правила поведения с незнакомыми людьми дома и на улице.
Развивающие:
•Развивать у детей ответственность за своё поведение в той или иной ситуации.
•Развивать умение анализировать ситуацию и правильно себя в ней вести.
•Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
•Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитательные:
•Воспитывать в детях самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
•Способствовать становлению основ экологической культуры.
•Воспитывать интерес к личной гигиене и здоровью своего тела.
Программа рассчитана на 144 часа в течение 2 лет учебного и каникулярного времени, в количестве 36 недель в первый год и 36 недель во второй год обучения в период с сентября по май.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы, 5 – 7 лет.
Предусматривается 2 этапа работы:
1 год обучения – с детьми 5-6 лет (старшая группа)
2 год обучения – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Образовательная деятельность по программе проводится 2 раза в неделю во второй половине дня в соответствии с расписанием. Продолжительность образовательной деятельности с группой детей – не более 20 - 25 минут в старшей группе, не более 25 – 30 минут – в подготовительной группе.
Во время проведения занятий проводятся физминутки.
Формы и виды проведения занятий – групповые. Если возникает необходимость, то и индивидуальные. Используются следующие методы обучения:
словесные – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа с детьми, чтение детской художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок, ситуативный разговор;
наглядные – показ воспитателем плакатов, открыток, способа действия, просмотр мультипликационных фильмов, слайдовых презентаций;
практические – наблюдение, экскурсионная и досуговая деятельность, дидактические игры, создание игровых ситуаций, работа в индивидуальных тетрадях.
После проведения каждого этапа работы предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей.
После 1года обучения (старшая группа) дети должны знать:
•своё имя и фамилию, домашний адрес;
•телефоны экстренных служб (01, 02, 03, единый номер - 112);
•правила поведения с незнакомыми людьми на улице и дома;
•дорожные знаки, правила поведения на улице;
•правила использования опасных предметов;
•строение организма, правила личной гигиены.
После 2 года обучения (подготовительная группа) дети должны знать:
•телефоны экстренных служб (01, 02, 03, 04, единый номер - 112)
•правила поведения в природе (о ядовитых грибах и растениях, о лекарственных растениях и т. д.);
•домашний адрес, Ф. И. О. своих родителей;
•внутренние строение организма;
•органы чувств;
•о пользе продуктов питания и витаминов;
•правила использования и хранения опасных предметов;
•о правилах поведения на улице и общественном транспорте, о значении дорожных знаков.
Форма контроля реализации программы - диагностика. Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками педагог фиксирует в таблице (приложение №1) на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, бесед с детьми, дидактических и развивающих игр с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
Высокий уровень – отмечается зелёным цветом;
Средний уровень – синим цветом;
Низкий уровень – красным цветом.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- соответствует требованиям СаНпИН;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа "Моя безопасность" предполагает:
- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки поведения в окружающей среде;
- развить личностные качества;
- дать ребёнку возможность осваивать позицию субъекта социальной сферы;
- основу для дальнейшего знакомства детей со школьным предметом ОБЖ.
Учебно-тематический план 1 года обучения (приложение 1)
Учебно-тематический план 2 года обучения (приложение 2)
4. Методическое обеспечение программы.
Учебные пособия:
•Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011г.
•Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста. /К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. / - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000г.
•Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2010г.
•Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие /Сост. Л. Н. Вахрушева. - М. : ТЦ Сфера, 2011г.
•Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2008г.
•Дорога без опасности: Сборник игр и занятий с детьми 5-6 лет, а также учащимися начальной школы по безопасности дорожного движения /Под общ. ред. к. псх. н. Т. Н. Клюевой; сост. Г. Н. Мелихова. - Самара, Издательская группа ГОУ "Региональный социопсихологический центр", 2008г.
•Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. - СПб: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010г.
•Зайцев Г. "Уроки Мойдодыра" (пособие для детей 5-8 лет). - СПб: Издательство "АКЦИДЕНТ", 1995г.
Дидактический материал:
Демонстрационный материал:
Тематический словарь «Я и моя безопасность» - М,: Школьная пресса, 2011г. ;
Дидактические карточки «Как устроен человек» - ООО «Маленький Гений-Пресс», 2011г. ;
Р. Б. Стёркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (плакаты) - М. : Просвещение, 2000г.
Настольно-печатные игры:
«Кому что надо для работы»;
«Валеология»;
«Разрезные картинки» и т. д.
Детская художественная литература:
С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер»;
С. Маршак «Кошкин дом»;
Н. Носов «Автомобиль»;
Р. н. с. «Петушок – золотой гребешок» и т. д.
Материально-техническое обеспечение программы:
Комплект рабочих тетрадей «Безопасность» (1,2,3,4) Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1997г. ;
- цветные карандаши;
- бумага для рисования;
- ножницы;
- клей;
- ИКТ.
5. Список литературы:
1. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М. :ТЦ Сфера, 2010г.
2. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2006г.
3. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М. : "Издательство Скрипторий 2003", 2007г.
4. Мирер А. И. Анатомия человека (детский иллюстрированный атлас). - М. : Издательство Оникс, 2008г.
5. "Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет" /Сост. Т. В. Калинина (и др.). - Волгоград: Учитель, 2011г.
6. Подвижные игры /Сост. И. Гирченко. - М. : Мой Мир, 2007г.
7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М. : Мозаика – Синтез, 2009 – 2010г.
8. Интернет-сайты.