Любовь Олеговна Семенова
Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» для детей 6–7 лет (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I.Целевой раздел___3
Пояснительная записка___3
-Цели и задачи основной образовательной программы___ 4
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса___ 5
-Физические и психологические особенности детей 6-7 лет___7
Планируемые результаты освоения Программы___8
II.Содержательный раздел___10
Организация образовательной деятельности___10
Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Физическое развитие»___12
Формы, способы, методы и средства реализации программы___15
Региональный компонент___16
Взаимодействие с семьей___17
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Физическое развитие“ для детей 6–7 лет (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Календарно – тематическое планирование по физическому развитию:
- Физическая культура___20
-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни__35
III. Организационный раздел___39
Оформление предметно-пространственной среды___39
Режим дня, двигательный режим, формы и методы оздоровления детей___41
Перечень методических пособий___44
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной общеобразовательной программой ДОУ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
– Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
-Устав ДОУ.
Рабочая программа по физическому развитию детей 6-7 лет спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников родителей (законных представителей). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса по физическому развитию детей 6-7 лет.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере необходимости.
Цели и задачи реализации программы.
Цель ООП: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника 6-7 лет.
Задачи ООП:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Цель образовательной области «Физическое развитие»:
формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, охрана здоровья детей и формирование представлений о здоровом образе жизни
Задачи образовательной области «Физическое развитие»:
•формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;
•сохранять, укреплять и охранять здоровье детей; повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать переутомления;
•обеспечить гармоничное физическое развитие, совершенствовать умение и навыки в основных видах движений, воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, формировать правильную осанку;
•формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
•развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
•развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;
•приобщать детей к традициям народов Кавказа посредством национальных подвижных игр.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные особенности и традиции в образовании.
Физические и психологические особенности детей 6-7лет.
Здоровье детей этого возраста при оптимально благоприятном образе жизни становиться более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (лёгкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.).
В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии более высокая заболеваемость, они, как правило, более неорганизованны, внимание у них неустойчиво и непродолжительно, для них характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем за недисциплинированность.
Возрастает физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связывается характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.
В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с якобы функциональной перестройкой организма, но и его взрослением.
Большое место в жизни детей занимают игры с правилами (подвижные, дидактические, игры-драматизации). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы дети часто включаются в экспериментирование и опытничество.
Развивается волевая структура-сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребёнок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении упражнений;
- ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и желания других; сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя; разрешать конфликты, возникающие в процессе двигательной деятельности;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в активной двигательной деятельности; к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в двигательной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
- ребёнок обладает развитым воображением, и прежде всего в игре (вхождение в образ); элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам игры; установкой положительного отношения к сверстникам, другим людям и самому себе;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе занятий физической культуры.
Система оценки результатов освоения Программы
в соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Инвариантная часть учебного плана подготовительной к школе группы составлена на основе программ: «От рождения до школы»/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой, 2014.
Вариативная часть обеспечивает реализацию дополнительных образовательных услуг
Учебный план (таблица)
Образовательная нагрузка в подготовительной группе распределяется следующим образом (СанПиН 2.4.1.3049-13):
-продолжительность ОД – не более 30 минут;
-Максимально допустимый объем образовательной деятельности: в первой половине дня не превышает 1,5 часа и во вторую половину дня не более 30 минут.
Реализация программных задач по физическому развитию осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности (фронтально) 2 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 6-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию на открытом воздухе (при благоприятных погодных условиях). Занятия проводятся при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Закаливание детей на занятиях по физической культуре включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная двигательная активность детей во время ОД, правильно подобранная спортивная одежде в помещении и на открытом воздухе, соблюдение объема образовательной нагрузки.
В подготовительной группе 1 раз в месяц проводятся досуги по темам комплексно-тематического планирования работы с воспитанниками.
1 раз в квартал организуются дни здоровья.
Интеграция областей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (6-7 лет).
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Согласно принципу интеграции физическое развитие осуществляется и в других областях:
Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения
Образовательная область «Физическое развитие» включает два направления:
1) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
2) физическая культура.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Расширять представления детей о рациональном питании.
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Формировать представления об активном отдыхе.
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.
Физическая культура
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Учит самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям спорта.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ -
- защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей;
- сохранение единого образовательного пространства России;
-физическая направленность деятельности региона;
-обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование;
-вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Региональным компонент строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Реализация регионального компонента в образовательной области «Физическое развитие» осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края:
- Традиционные для многонационального Кавказа виды спорта, спортивные игры.
- Способы закаливания с учетом особенностей Ставропольского края.
- Упражнения, подвижные игры, использование их в самостоятельной и совместной с другими деятельности.
- Традиционные для Ставропольского края продукты питания и блюда. Национальная кухня.
- Правила выбора одежды в соответствии с конкретными погодными условиями Ставропольского края.
- Особенности национальной одежды народов Кавказа.
Наличие в программе регионального компонента, а именно приобщение детей к традициям народов Кавказа посредством национальных подвижных игр, способствуют воспитанию у дошкольников толерантности к представителям других национальностей, развитию чувства гордости за свою культуру.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ (приложение).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (приложение).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ» (приложение)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещении) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
В раздевалке каждой группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
Музыкальном зал, где проводятся физкультурные занятия, расположен шкаф с физкультурными принадлежностями. Все предметы находятся на определенном месте и доступны для воспитанников. Мячи, палки, мешочки с песком, кегли, гантели, ленты имеется в достаточном количестве на каждого воспитанника.
Стандартное оборудование: скамейка, стенка, маты, мячи, палки, гантели, кегли, скакалки, обручи, конусы, тоннели, кубики.
Нестандартное оборудование: пособие для игр (маски, мягкие набивные мячики, фигуры животных, листочки, цветочки, морковки, платочки, головные уборы, мешки, дорожки и др.
После каждого занятия проводится влажная уборка. В зале поддерживается оптимальная температура и соблюдается режим проветривания.
Безопасность среды в каждой группе и зале соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна.
Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Итог: Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного учреждения с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.