Татьяна Петрова
Рабочая программа по логоритмике (часть 6)
▼ Скачать + Заказать документы
4.9. Развитие координации и ритмизации движений
Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног; пальцев рук и артикуляторных движений. Она также предусматривает развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи. Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.
Публикация «Рабочая программа по логоритмике (часть 6)» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
4.10. Планирование логоритмических занятий в старшей логопедической группе
Месяц Дни недели Лексико-грамматическая тема № занятия Название логоритмического занятия Цель
сентябрь 1,2 Обследование речи детей
I период обучения
3 Детский сад 1 Какие дети в детском саду? преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Игрушки 2 Игрушки преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
октябрь 1 Осень 3 Осень преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Овощи 4 Овощи преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Фрукты 5 Сбор урожая преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Сад – огород 6 Богатый урожай преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
5 Лес, грибы, ягоды, деревья 7 В лес за грибами преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
ноябрь 1 Перелетные птицы 8 До свидания, птицы преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Одежда 9 Одежда преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Обувь, головные уборы 10 Обувь преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Ателье 11 Готовим одежду к новогоднему балу преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
II период обучения
декабрь 1 Зима. Зимние забавы 12 Зимние забавы преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Мебель. Части мебели 13 Мебель преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Семья 14 У бабушки в гостях преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Новогодний праздник 15 Новый год преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
январь 1,2 Каникулы
3 Зимующие птицы 16 Зимующие птицы преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Дикие животные зимой 17 Дикие животные зимой преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
февраль 1 Почта 18 Посылка от кота Музика преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Комнатные растения 19 Путешествие в страну цветов преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Транспорт 20 Полетаем! преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Наша Армия 21 Армейская карусель преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
III период обучения
март 1 Весна. День рождение весны 22 Весеннее солнышко преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Праздник 8 Марта 23 Самая любимая, мама дорогая! преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Профессии 24 Кем быть? преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Наша пища 25 Полезные продукты преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
апрель 1 Откуда хлеб пришел? 26 Колосок преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Посуда 27 Посуда преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Мой дом 28 Строим дом преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Домашние животные и детеныши 29 Домашние животные преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Май 1 Наша страна. Мой родной край. 30 Кошкин дом преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
2 Человек 31 Петушок и его семья преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3 Насекомые 32 Муха – цокотуха преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
4 Лето 33 Бобровый пруд преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
5. Организационный раздел
5.1. Организация занятия по логоритмике
Программа рассчитана на 2 года обучения (1-ый год обучения для детей 5-6 летного возраста (старший возраст) 33 занятия, 2—й год обучения для детей 6-7 лет (подготовительный к школе возраст) – 33 занятия).
Логоритмические занятия проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю, на коррекционном часе, длительностью 25 -30 мин музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, при отсутствии музыкального руководителя средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике. Состав группы не более 12 человек.
Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправленно руководят музыкальным руководителем, его участием в коррекционной работе.
У детей логопедической группы с дизартрией и общем недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массовых групп детского сада в 1-ый год обучения.
6. Заключение
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких
как общее недоразвитие речи.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и
голосовые упражнения.
Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.