Елена Поздеева
Рабочая программа по логоритмике «Логоритмика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУЗ КО "Полысаевский дом ребёнка "Родничок"
Рабочая программа
для детей второй младшей группы
Составитель:
Поздеева Елена Габдулхаковна
логопед
г. Полысаево, 2015г
Информационная часть программы : образовательная.
Образовательная область: познавательная, коммуникативная.
Форма реализации программы : фронтальная.
Публикация «Рабочая программа по логоритмике „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Возрастная направленность: вторая младшая группа Продолжительность программы : один год.
Пояснительная записка.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствуюище развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся в первую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Занятие проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Цель программы :
развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-4 лет;
использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-4 лет;
преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
Задачи программы :
создание на занятиях атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Взаимодействие с родителями:
индивидуальные консультации;
тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
анкетирование;
информирование о результативности работы;
открытые занятия.
Предполагаемый результат:
сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
способность правильно выполнять артикуляции звуков;
сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
улучшения показателей диагностики развития речи;
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Использование наглядного материала:
иллюстрации и репродукции;
дидактический материал;
игровые атрибуты;
музыкальные инструменты;
аудиоматериалы;
индивидуальные зеркала;
массажные коврики для профилактики плоскостопия;
пособия по развитию мелкой моторики.
Программа составлена с учё том межпредметных связей по областям:
познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:
содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Формы работы : подгрупповая и групповая.
Структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Развивающая среда:
размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
Календарно-тематический план занятий можно составить на свое усмотрение.
Литература:
• М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
• О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
• Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
• Аудиодиск Железновой