Марина Грицкова
Рабочая программа по Куражевой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Колосок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профилактики эмоционально-волевого поведения и развитию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет подготовительная группа
Составил: педагог – психолог Грицкова М. А.
Составлена на основе:
• «Цветик - семицветик». Программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю. Куражевой
Программа рассчитана на 6 месяцев
Направленность программы.
Публикация «Рабочая программа по Куражевой» размещена в разделах
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
На каждом занятии дети знакомятся со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно общаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников, Эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Причины создания программы.
По результатам мониторинга психологической готовности к школе, наблюдения за детьми в ходе НОД и других режимных моментах выделена группа детей, нуждающихся в психологическом сопровождении по образовательной области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
В целом, результаты мониторинга показали, что для данной группы характерны повышенная агрессивность, неуверенность в себе, завышенная самооценка, не сформирована мотивационная готовность к школьному обучению. Низкий уровень развития познавательной сферы. В виду этого рекомендовано провести профилактическую работу, направленную на оптимизацию межличностных отношений со сверстниками, формирование мотивационной готовности к школе, развитие познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
• Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
• Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
• Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
• Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
• Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Возраст детей, на которых рассчитана программа –6 - 7 лет
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 6 месяцев.
Основные формы работы.
Подгрупповые занятия, включающие сказкотерапию, игровые упражнения (развивающие, релаксационные, графические, пальчиковые и др., рефлексивно – дидактические игры и творческие задания.
Примечание: сценарии занятий могут варьироваться, ориентируясь на актуальное состояние группы.
Количество занятий: общее 20; занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия – 30 мин. Начало занятий – ноябрь; окончание – апрель.
Критерии оценки выполнения программы.
Первичное психологическое обследование проводится в октябре по результатам мониторинга психологической готовности к школе, наблюдения за детьми в ходе НОД и других режимных моментах. Повторное обследование проводится после завершения цикла занятий (апрель) на основе тех же методик.
Тематическое планирование
№
п/п Месяц Тема Цели Дидактический материал, оборудование
1. Ноябрь Занятие 1. Создание «Лесной школы» • Знакомство детей друг с другом
• Развитие навыков вербального и невербального общения
• Снятие телесного и эмоционального напряжения.
• Создание эмоционально положительного климата в группе. • Цветные полоски Фломастеры
• Ширма для сказки
• Цветные карандаши
• Музыкальное сопровождение
• Бланки с заданиями для детей
2. Ноябрь Занятие 2 Смешные страхи • Сплочение группы, развитие умения выступать публично.
• Развитие навыков вербального и невербального общения
• Снятие телесного и эмоционального напряжения.
• Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «страх» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
• Развитие памяти, внимания, воображения,.
• Развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• пиктограмма «Страх»
• разрезные картинки с пиктограммой «Страх» для каждого ребенка
• фотографии людей, испытывающих страх
• бланки с заданиями для детей
• игрушка Заяц-бибабо
• разрезная картинка с изображением автобуса
3. Ноябрь Занятие 3
Игры в школе • развитие коммуникативных навыков
• развитие внимания, воображения, памяти
• развитие умения выступать публично
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• настольно-печатная игра «Времена года»
• «волшебная» палочка
• Набор маленьких звездочек для каждого ребенка из картона
4. Ноябрь Занятие 4
Школьные правила
• Развитие навыков культурного общения
• Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию
• Развитие внимания, мышления, памяти
• Развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• настольно-печатная игра «Что хорошо, что плохо»
• игрушка еж-бибабо
• сундучок
5. Декабрь Занятие 5 Жадность
• развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
• развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления
• развитие мелкой мускулатуры рук
• Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• разрезная картинка для коллективной работы (любая)
• карточки с изображением животных
• игрушка еж-бибабо
• мешочек с игрушечными фруктами и овощами из двух половинок
6. Декабрь Занятие 6 Волшебное яблоко (стыд)
• развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение
• развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
• развитие внимания, мышления
• развитие мелкой мускулатуры рук
• Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• пиктограмма «Стыд», разрезные картинки с пиктограммой «Стыд» для каждого ребенка
• мяч, конверт
• разрезанная картинка «яблоко»
7. Декабрь Занятие 7 Школьные оценки • Развитие навыков общения детей
• Развитие мышления (анализ, логическое мышление)
• Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение)
• Развитие мелкой мускулатуры руки
• Развитие произвольности психических процессов. • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• парные картинки из двух наборов детского лото
• мяч
• музыкальное сопровождение
8. Декабрь Занятие 8
Ленивец • Развитие навыков общения детей
• Развитие мышления (анализ, логическое мышление)
• Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение)
• Развитие ориентировки в пространстве
• Развитие мелкой мускулатуры руки
• Развитие произвольности психических процессов. • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• ладошки, вырезанные из синего, красного, желтого картона
• игрушка медведь бибабо
• конверт со схемой
9. Январь Занятие 9 Списывание • развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
• развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления
• развитие мелкой мускулатуры рук • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• Колокольчик
• предметные картинки
10. Январь Занятие 10 Обманный отдых • развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
• развитие зрительной памяти, внимания, мышления, памяти
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• мяч
• картинки с изображением различных действий
11. Январь Занятие 11 Бабушкин помощник • развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
• развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления
• развитие мелкой мускулатуры рук
• Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• бубен
• аудиозапись с веселой и спокойной музыки
12. Февраль Занятие 12 Больной друг • Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• аудиозапись с веселой и спокойной музыки
• песня «Настоящий друг»
13. Февраль Занятие 13
Ябеда • Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• игрушка бибабо-Еж
• Пиктограмма
«Брезгливость»
• разрезанные картинки с изображением пиктограммы «Самодовольство» для каждого ребенка»
• музыкальное сопровождение
• шляпа
14. Февраль Занятие 14 Шапканеыведимка • Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• пиктограмма «Самодовольство» разрезанные картинки с изображением пиктограммы «Брезгливость» для каждого ребенка»
15. Февраль Занятие 15 Спорщик • Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• книга с загадками
16. Март Занятие 16
Обида • Развитие эмоциональной сферы детей
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• Послание
• зеркало
17. Март Занятие 17 Хвосты • Развитие эмоциональной сферы детей
• Развитие внимания, быстроты реакции
• Развитие логического мышления, восприятия.
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• стихотворения С. Я. Маршака «О мальчиках и девочках»
• кольцо
18. Март Занятие 18
Драки • Развитие эмоциональной сферы детей
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• игрушка бибабо-Еж
19. Март Занятие 20 Дружная страна • Развитие эмоциональной сферы детей
• Развитие внимания, мышления, воображения
• Развитие навыки вербального и невербального общения
• развитие мелкой мускулатуры рук
• развитие произвольности психических процессов • персонажи сказки
• цветные карандаши
• бланки с заданиями для детей
• полоса препятствий
20. Апрель Занятие 20
До свидания, Лесная школа! • Закрепление полученного материала • Ширма для сказки
• персонажи сказки
• цветные карандаши
• листы белой бумаги
21. Апрель Мониторинг