Анна Маслова
Рабочая программа по ФГОС. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Часть III.
2.1.5. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
Публикация «Рабочая программа по ФГОС, Часть 3» размещена в разделах
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основные направления:
1)Приобщение к искусству.
Основные цели и задачи:
1. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
2. Приобщение детей к народному и профессиональному искусств (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
3. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
2)Изобразительная деятельность.
Основные цели и задачи:
1. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
3. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
3)Конструктивно-модельная деятельность.
Основные цели и задачи:
1. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
2. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
4)Музыкально-художественная деятельность.
Основные цели и задачи:
1. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
2. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
3. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
4. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
2.1.6. Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Задачи:
1. Приобретение опыта в двигательной деятельности.
2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Основные направления:
1)Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные цели и задачи:
1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
2)Физическая культура.
Основные цели и задачи:
1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
2. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
4. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в сам самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
2.1.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
Важнейшим условием реализации рабочей программы группы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагоги ориентированы на:
• проявление уважения к личности ребенка и развитие демократического стиля взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создание условий для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждение совместно с детьми возникающих конфликтов, помощь в их решении, выработка общих правил, стимулирование проявления уважения друг к другу;
• обсуждение с детьми важных жизненных вопросов, стимулирование проявления позиции ребенка;
• стимулирование внимания детей к тому факту, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям;
• обсуждение с родителями (законными представителями) целевых ориентиров, на достижение которых направлена деятельность педагогов МБОУ, и включение членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система образовательной деятельности нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В группе созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Образовательная среда и деятельность педагогов стимулируют развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в группе, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
Требования к развитию и поддержке игровой деятельности:
• избегать представления об игре как регламентируемом процессе коллективной проработки знаний;
• не подчинять игру строго дидактическим задачам;
• содействовать проживанию ребёнком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;
• предоставлять выбор игрового оборудования;
• способствовать отражению событий в игре;
• поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;
• руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
2.1.8. Развитие игровой деятельности детей старшей группы
Цель: Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
Задачи:
Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Содержание психолого-педагогической работы:
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Подвижные игры. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.
Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Театрализованные игры. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта», смены тактики работы над игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.
Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
2.1.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Общими требованиями к подготовке родителей (законных представителей) к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по следующим линиям развития:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Основные направления и формы работы с семьей
Взаимопознание и взаимоинформирование
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов, интернет-сайта детского сада.
Стенды. На стендах размещается тактическая (годичная) и оперативная информация. К тактической информации относятся сведения о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях.
Совместная деятельность педагогов, родителей (законных представителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, праздники, прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Таким особым днем может стать Новый год, День Победы, Международный День семьи.
Проектная деятельность. Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений. Помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.