светлана платонова
Рабочая программа (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко»
Утверждаю:___
Заведующая МБДОУ
Детским садом №2 «Солнышко»
Никульшина Н. В.
Рабочая программа
Разработал воспитатель :
Платонова С. А.
Рассмотрено на педсовете №___
Протокол №
Шира, 2018 года.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа (подготовительная группа)» размещена в разделах
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
1. образовательной деятельности в соответствии с направлениямиразвития ребенка.
2. Комплексно- тематическое планирование.
III. Организационный раздел
3.1. Распорядок дня, распределение образовательной деятельности в различных видах деятельности.
3.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа для подготовительной группы составлена на основе:
• Федеральный закон об образовании РФ № 273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ № 1155 от 17.10.2013г. министерства образования и науки РФ.
• Закон Республики Хакассия от 22.10.2013 №85-ЗРХ «Об образовании в Республики Хакассия»
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1. 3049-13).
• Приказ министерства образования и Науки РФ от 30 августа 2013г №1014 Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
• Концепция развития поликультурного образования в Республики Хакассия.
• Образовательная программа МБДОУ Д\с №2 «Солнышко», реализующая:
-Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» \ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Парциальные программы :
-«Театр – творчество – дети» под редакцией Миланович Л. Г., Сорокиной Н. Ф. ;
- «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой Н. И.
- Программу становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста «Растим юного гражданина», составители И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, И. О. Шадрина, г. Абакан;
- «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Берсневой.
• «Из поколения в поколение» Программа по приобщению детей дошкольного, младшего возраста к общечеловеческим ценностям на основе духовно- нравственного и патриотического воспитания. Лалетина С. И., Батандаева Н. Н., Ильина Л. А., Ломкина С. П. - Абакан: Издательство ГОУДПО ХРИПКиПРО «РОСА»,2007.
• Учебно-методический комплекс к программе «Из поколения в поколение» - Абакан: Издательство ГОУДПО ХРИПКиПРО «РОСА»,2007.
Образовательная деятельность осуществляется в игровой форме.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Рабочая программа направлена с учетом интеграции по следующим областям:
• Социально – коммуникативное.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период детства независимо от места жительства, пола, языка, психофизиологических и других особенностей.
3. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых норм правил и норм поведения.
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ЗОЖ. Развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, самостоятельности и ответственности, создание предпосылок к учебной деятельности.
6. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
7. Формирование социокультурной среды в соответствии с возрастными, психофизиологическими особенностями детей.
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования детей.
9. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
10. приобщить к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Республику Хакасия.
11. формировать представление о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
12. воспитывать любовь к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
13. формировать и развивать познавательный интерес к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
14. формировать представление о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Республики Хакасия.
15. ознакомление с картой Республики Хакасия (своего города, поселка).
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В летний период непосредственно- образовательная деятельность с детьми не проводятся. Проводятся мероприятия только эстетически- оздоровительного цикла, преимущественно развлекательного характера (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). Увеличивается продолжительность прогулок.
Каникулярное время:
- зимние каникулы: 01.01.2019-08.01.2019 г.
-летние каникулы: 01.06.2019-31.08.2019 г.
Работа по поликультурному развитию детей проводится через знакомство с традициями и обычаями хакасской культуры, русской культуры. Формируются элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. При составлении программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Ребята подвижные, любознательные, физически развитые.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников
Общие сведения о составе группы воспитанников : группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет, количество 19 детей, из них 14 мальчиков и 5 девочек.
Этнический состав воспитанников группы : русские, хакасы, киргизы, узбеки, таджики.
Климатические условия связаны с тем, что город находится в зоне континентального климата с холодной и продолжительной зимой. В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: холодный и теплый периоды. В содержании образования особое внимание уделяется миру природы, объектам неживой природы и природным явлениям с учетом специфики их протекания в данной местности, к животным и растениям, встречающимся в городском округе, а также ознакомлению детей с деятельностью горожан в тот или иной сезон с учетом реальной климатической обстановки.
Относительно неблагоприятная экологическая ситуация определяет необходимость вести углубленную работу экологической направленности. Национально-культурные и этнокультурные особенности. Население города многонациональное. В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, культура народов региона (национальные обычаи и традиции). С учетом национально-культурных традиций осуществлен отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. В развивающей предметно-пространственной среде детского сада, предусмотрено создание тематического уголка «Моя Хакасия». Особое внимание уделяется к формированию толерантного и уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности почувствовать гордость своей национальной принадлежности.
При разработке образовательной программы, в формируемой части введены темы, направленные на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых (родителей, а также темы, направленные на ознакомление воспитанников с историей родного края, знаменитыми земляками.
Продолжает внимание дошкольников, оно становиться произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связанны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему успешно учиться в школе.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) при реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Родители партнеры педагога при поиске ответа на любой вопрос.
Форма проведения оценки представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОУ, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
2. Содержательный раздел:
Содержание психолого-педагогической работы в подготовительной группе.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка:
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Художественно-эстетическое развитие»,
• «Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.2. Комплексно – тематическое планирование, включающее в себя содержание пяти образовательных областей на 2018-2019 учебный год.
3. Организационный раздел
3.1. Режим дня, распределение образовательной деятельности в различных видах деятельности
Расписание образовательной деятельности на 2018- 2019 учебный год
3.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
1. Физическая культура. Л. И. Пензулаева.
2. ФЭМП. И. А. Помораева.
3. ИЗО. И. А. Лыкова.
4. Комплексно календарно-тематическое планирование по ФГОС. Н. С. Голицына.
5. Комплексно календарно-тематическое планирование по ФГОС. Л. А. Парамонова.
6. Социально- коммуникативное развитие. Л. В. Абрамова.
7. Ознакомление с природой в детском саду. О. А. Соломенникова.
8. Развитие речи. В. В. Гербова.
9. Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко.
10. Трудовое воспитание. Л. В. Куцакова.
11. Конструирование из строительного материала. Е. М. Кузнецов