МААМ-картинки

Рабочая программа по логоритмике

Светлана Ныркова
Рабочая программа по логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №116 комбинированного вида»

Дополнительная общеобразовательная программа

(Дополнительная общеразвивающая программа)

"Логоритмика"

3-4 года

Срок реализации 1 год

Составитель: Ныркова С. И.

Саранск, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Рабочая программа по логоритмике» размещена в разделах

Программа дополнительного образования по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Программа представляет систему занятий по развитию чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В их основе лежит восприятие — воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.

Программа по логоритмике предназначена для детей 3-4 лет. Длительность обучения составляет 1 год.

Занятия проводятся с детьми 2 раза в неделю. Таккак занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть до 20 минут.

Программа разработана на основе методических разработок М. Ю. Картушиной по логоритмике.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель:способствовать речевому развитию детей, развитию внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- развивать эмоциональную сторону речи, творческую фантазию и воображение.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

2. Принцип последовательности. Каждое из направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимо, с учетом уровня развития ребенка.

4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

5. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий развития речи.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития речи, оздоровление каждого ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

Ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

Педагогическая диагностика результатов освоения программы дополнительного образования по логоритмике проводится в ходе наблюдений за детьми в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Подведение итогов реализации программы дополнительного образования по логоритмике проводится в виде открытого занятия для родителей.

Учебно-тематический план

№ Наименование

разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во

занятий мин.

1 Солнышко и дождик 2 40 10 30

2 Тучка 2 40 10 30

3 Осенние листья 2 40 10 30

4 Осень в лесу 2 40 10 30

5 Веселый огород 2 40 10 30

6 Осенние подарки 2 40 10 30

7 До свиданья, птицы 2 40 10 30

8 Холодно! 2 40 10 30

9 Зима в лесу 2 40 10 30

10 Дед Мороз спешит на елку 2 40 10 30

11 Украшаем елку 2 40 10 30

12 Наступает Новый год 1 20 5 15

13 Новогодний праздник в лесу 2 40 10 30

14 Рукавичка 2 40 10 30

15 Снеговик 2 40 10 30

16 Кошка и котята 1 20 5 15

17 Котята и щенок 1 20 5 15

18 У бабушки в гостях 2 40 10 30

19 Как снеговики солнце искали 2 40 10 30

20 Армейская карусель 2 40 10 30

21 Как цыплята солнце будили 2 40 10 30

22 В гости к нам пришли матрешки 2 40 10 30

23 Весеннее солнышко 2 40 10 30

24 Прилетайте птицы 2 40 10 30

25 Весенний ручеек 2 40 10 30

26 Кораблик 2 40 10 30

27 Утренние лучи 2 40 10 30

28 Петушок и его семья 2 40 10 30

53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О. И. Крупенчук, А. В. Никитиной, Новиковской О. А., В. Т. Таран, Р. Л. Бабушкиной и других;

2. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;

3. «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;

4. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т. В. Пятница.

5. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г. В. Дедюхина

Перспективный план

Месяц Тема Программное содержание Оборудование

октябрь Солнышко и дождик Учить детей ориентироваться в пространстве.

Активизировать внимание детей, способности быстро реагировать на смену деятельности.

фланелеграф и картинки для него — большие и маленькие капельки дождя и солнышко; иллюстрация «Дождик»; колокольчики — по одному каждому ребенку; счетные палочки — по 6—7 штук каждому; большой зонтик.

Тучка Развивать память, мышление. ритмо-схема «Капли»; колокольчики — по одному каждому ребенку; треугольник; запись шума дождя.

Осенние листья Развивать у детей все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. фланелеграф; картинки для фланелеграфа — осен-ние листья большие и маленькие; плоскостные грибы большие и маленькие — по 4—6 штук каждому ребенку; осенний листок — каждому ребенку.

Осень в лесу Развивать слуховое

внимание, развивать быстроту

двигательной реакции.

ритмо-схема «Падают листья»; музыкальные коробочки — каждому ребенку; осенние листья — по одному каждому; листья красные и желтые — по 4—6 каждому; иллюстрация журавлей; магнитофонная запись журавлиных кликов.

ноябрь Веселый огород Воспитывать у детей чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

карандаши, рисунок с изображением тучки, на которой нарисованы капельки, — для каждого ребенка; муляжи — огурцы, кабачок, тыква, клубника, зеленый лук, капуста, горох, помидор, морковь; картинки для фланелеграфа — по 2—3 помидора больших и маленьких; фланелеграф; игрушки — зайчик, курочка, цыпленок, грузовая машина; шапка и палка для дедушки; деревянные палочки — по две каждому.

Осенние подарки Развивать у детей все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную иллюстрации — паучок, утка, белый зайчик, медведь; белка, волк, лиса, ежик; осенний листок; фланелег-раф; картинки для фланелеграфа — желтые и красные-листья; Деревянные палочки — по две каждому; бумага для рисования с изображением дерева без листьев, кисточка, акварельная краска желтого или красного цвета — каждому.

До свиданья, птицы! Учить сосредотачивать внимание, выразительность речи, ориентировка в пространстве красные и желтые листья — по 3—4 разного цвета для каждого ребенка; иллюстрации с изображением перелетных птиц — журавли, утки, лебеди, гуси, дрозд; птичка на ниточке

Холодно! Учить детей ориентироваться в пространстве.

Активизировать внимание детей, способности быстро реагировать на смену деятельности.

ритмо-схема, изображающая снеговую тучку, с одной стороны которой падают снежинки на большом расстоянии друг от друга, с другой — на близком расстоянии; плоскостные снежинки — по две каждому ребенку.

декабрь Зима в лесу Учить играть со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах.

Развивать слух. колокольчики, треугольники; ритмо-схема «Снеговая тучка» (см. занятие 12); иллюстрация с изображением зимнегодерева с заснеженными ветвями; фланелеграф; картинки для фланелеграфа — заяц, лиса, еж и их следы, волк; игрушка-мишка; ленточки — по две каждому.

Дед Мороз спешит на елку Развивать ловкость, быстроту реакций. игрушечный Дед Мороз; голубая или синяя бумага, белая краска, кисточка — каждому; 2 плоскостные сне-жинки — по две каждому; снежинки большие и маленькие — по 3—5 каждому; лопата.

Украшаем елку Развивать мелкую моторику, координацию, активизацию речи. Создать детям благоприятную атмосферу. большая елочка из бархатной бумаги; картинки для фланелеграфа — колокольчик, фонарики; красные, желтые, синие бусины-кружки (по три каждого цвета, бумажная елочка, клей, кисточка для клея — каждому ребенку; колокольчики, фонарики — по одному каждому; большие и маленькие шарики для фланелеграфа — по 3—4 штуки.

Наступает Новый год Учить активизировать речь. Умение вести диалог. Выполнять движения в соответствии с текстом. украшенная елочка; елочка из бархатной бумаги и огоньки желтого и красного цвета на ней; игрушки

Дед Мороз, Снегурочка, кукла, Петрушка; дудочка; большойплаток; погремушки — по одной каждому ребенку; колпачок Петрушки.

январь Новогодний праздник в лесу Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. елка; игрушки — зайчик, лиса, белка, птичка, мишка, Дед Мороз; ритмо-схема «Следы», на которой изоб-ражены заяц, лиса, медведь и их следы, расположенные на разном расстоянии; палочки — по два каждому, барабан; бумажная рукавичка, 5—6 разноцветных кружков, клей, кисточка — каждому; в мешке угощение для зверей — орешек, печенье, морковка, банка с компотом, малина, бочонок меда.

Рукавичка Развивать координацию, активизацию речи, мышц кистей рук. Подражать животным, имитировать их повадки. рукавичка из бумаги, 3 кружка, 3 треугольника разных цветов, клей, кисточка — каждому ребенку; фланелеграф, картинки для фланелеграфа — рукавичка, мышка, лягушка, зайцы большой и маленький, лиса, волк, медведь; ритмо-схема с изображением мышки и лягушки и их следов; палочки — по две каждому; несколько бубнов; барабан; кастаньеты.

Снеговик Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

3 круга (большой, средний, маленький) — каж-дому; ложки, бубны; игрушка-снеговик.

Кошка и котята Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.

2 бумажных силуэта кота, краски, кисточка — каждому ребенку; игрушки — коты белый и черный, мышка, собачка, кошка.

февраль Котята и щенок Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.

2 бумажных силуэта кота, краски, кисточка — каждому ребенку; игрушки — коты белый и черный, мышка, собачка, кошка.

У бабушки в гостях Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности. большой платок; игрушки — собачка, кошка, мышка, блюдце; плоскостная миска, 5—6 разноцветных треу-гольников — каждому; ложки, погремушки, бубны; фонограмма любой колыбельной.

Как снеговики солнце искали Развивать слуховое

внимание, развивать быстроту

двигательной реакции.

фланелеграф, картинки для фланелеграфа — снеговик и снежная баба, состоящие из разборных деталей (трех кругов разной величины, ведра и шляпы, девочка, дерево, кустик, дятел, белочка, зайчик, снегирь, солнце, грузовик; ритмо-схе-ма, на которой изображены снеговик и снежная баба и их следы на разном расстоянии; палочки — по две каждому; картон-ные орешки большие и маленькие — по 3—4 штуки каждому; игрушечный волк.

Армейская карусель Развивать мелкую моторику, координацию, активизацию речи. Создать детям благоприятную атмосферу. книжка-игрушка «Карусель», изображающая детей, катающихся на машине, лошадке, пароходе, самолете, ракете; барабан; красный бумажный флажок, желтые кружок и 2 квад-рата, кисточка, клей — каждому; плоскостной пароходик с прикрепленным к трубе кусочком тюля — для каждого; флажки.

март Как цыплята солнце будили Развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, укреплять голосовой аппарат.

ритмо-схема с изображением зерен на маленьком и большом расстоянии друг от друга; фланелеграф, картинки для фланелеграфа — курочка, цыплята, сорока, зайчик, ежик, туча, звезды, месяц, солнце; ритмо-схема с изображением са-пожек (большие — четвертные длительности, средние — восьмые, маленькие — шестнадцатые); колокольчики — по одному каждому ребенку; шапочка-маска солнышка.

В гости к нам пришли матрешки Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.

бубен; обруч с прикрепленными к нему лентами для игры «Карусель»; 3—4 большие плоскостные матрешки; бумажный фартук, 4—5 бумажных цветка двух цветов — каждому; книжка-игрушка «В гости к нам пришли матрешки»; иг-рушка-мышка.

Весеннее солнышко

Научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж бумага с голубым фоном, кисточка для рисования, белая краска — каждому ребенку; колокольчики, треугольники; ритмо-схема, на которой изображены сосульки и капельки, падающие вниз, расположенные на разных расстояниях друг от друга; игрушки — воробей, кот.

Прилетели птицы

Развивать музыкальные и творческие способности детей фланелеграф; картинки для фланелеграфа — синичка, скворечник, скворец, журавль, воробей; ритмо-схема «Капель», на которой нарисованы сосульки с падающими вниз капельками; колокольчики большие и маленькие.

апрель Весенний ручеек

Развивать слуховое

внимание, развивать быстроту

двигательной реакции.

лист бумаги с нарисованными сосульками, кисточка, голубая краска — каждому ребенку; музыкальные ин-струменты — треугольники, колокольчики, барабан, палочки, погремушка, бубен, жалейка, балалайка; игрушки — зайчик, ежик, лиса, белка, медведь, волк.

Кораблик

Развивать творческие способности у детей фланелеграф; картинки для фланелеграфа — ру-чеек, кораблик, цыпленок, мышка, лягушка, зайчик, туча, солнце; бубен; бумажные кораблики, лист бумаги с нарисованной тучкой, синяя краска, кисточка — каждому ребенку; маска зайчика.

Утренние лучи

Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.

лист бумаги с желтым кругом, желтый карандаш — каждому ребенку; фланелеграф; картинки для фланелег-рафа — солнце, жаворонок, зайчик, петух, курочки, пчела на цветке, малыш в кроватке; цветы; ритмо-схема «Курочки» с изображением зернышек, ореха, крошек, расположенных на разных расстояниях друг от друга.

Петушок и его семья

Развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат.

игрушки — петух, курочка, цыплята, кошка; иллюстрация к стихотворению В. Степанова «Храбрый цыпленок»; полоска бумаги и 6—8 контуров цветов разной величины — каж-дому ребенку; ритмо-схема «Кто как ходит»; палочки, погремушки, ложки, бубны; фонограмма кадрили в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Публикации по теме:

Рабочая программа. Организационный раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Годовой календарный учебный график Период Даты Кол-во дней Учебный период с 01.09.2017 г. по 31.05.2018.

Рабочая программа учителя-логопеда Содержание I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. 1.1 Актуальность РП 1.2 Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана.

Рабочая программа средней группы Содержание рабочей программы: 1. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка: 1.1 Перечень законов, на основании которых построена программа.

Рабочая программа «Чудо-сказки» Рабочая программа цикла коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Чудо.

Рабочая программа музыкального руководителя Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №1 Нижегородская область г. Лысково Рабочая программа Музыкального.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.

Рабочая программа подготовительной группы Цели и задачи рабочей программы Цель Программы - создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят: - воспитать.

Рабочая программа средней группы Рабочая программа средней группы Содержание рабочей программы: 1. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка: 1.1 Перечень законов, на.

Рабочая программа (средняя группа) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по развитию детей в средней группе разработана в соответствии с основной образовательной.

Рабочая программа старшей группы Содержание Стр. I. Целевой раздел Обязательная часть 1.1.1. Пояснительная записка а) цели и задачи реализации Программы б) принципы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по логоритмике
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 15:38
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по логоритмике» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ныркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД