Светлана Ныркова
Рабочая программа по логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №116 комбинированного вида»
Дополнительная общеобразовательная программа
(Дополнительная общеразвивающая программа)
"Логоритмика"
3-4 года
Срок реализации 1 год
Составитель: Ныркова С. И.
Саранск, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по логоритмике» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Программа дополнительного образования по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Программа представляет систему занятий по развитию чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В их основе лежит восприятие — воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.
Программа по логоритмике предназначена для детей 3-4 лет. Длительность обучения составляет 1 год.
Занятия проводятся с детьми 2 раза в неделю. Таккак занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть до 20 минут.
Программа разработана на основе методических разработок М. Ю. Картушиной по логоритмике.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель:способствовать речевому развитию детей, развитию внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать эмоциональную сторону речи, творческую фантазию и воображение.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
2. Принцип последовательности. Каждое из направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимо, с учетом уровня развития ребенка.
4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий развития речи.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития речи, оздоровление каждого ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
Ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.
Педагогическая диагностика результатов освоения программы дополнительного образования по логоритмике проводится в ходе наблюдений за детьми в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Подведение итогов реализации программы дополнительного образования по логоритмике проводится в виде открытого занятия для родителей.
Учебно-тематический план
№ Наименование
разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во
занятий мин.
1 Солнышко и дождик 2 40 10 30
2 Тучка 2 40 10 30
3 Осенние листья 2 40 10 30
4 Осень в лесу 2 40 10 30
5 Веселый огород 2 40 10 30
6 Осенние подарки 2 40 10 30
7 До свиданья, птицы 2 40 10 30
8 Холодно! 2 40 10 30
9 Зима в лесу 2 40 10 30
10 Дед Мороз спешит на елку 2 40 10 30
11 Украшаем елку 2 40 10 30
12 Наступает Новый год 1 20 5 15
13 Новогодний праздник в лесу 2 40 10 30
14 Рукавичка 2 40 10 30
15 Снеговик 2 40 10 30
16 Кошка и котята 1 20 5 15
17 Котята и щенок 1 20 5 15
18 У бабушки в гостях 2 40 10 30
19 Как снеговики солнце искали 2 40 10 30
20 Армейская карусель 2 40 10 30
21 Как цыплята солнце будили 2 40 10 30
22 В гости к нам пришли матрешки 2 40 10 30
23 Весеннее солнышко 2 40 10 30
24 Прилетайте птицы 2 40 10 30
25 Весенний ручеек 2 40 10 30
26 Кораблик 2 40 10 30
27 Утренние лучи 2 40 10 30
28 Петушок и его семья 2 40 10 30
53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О. И. Крупенчук, А. В. Никитиной, Новиковской О. А., В. Т. Таран, Р. Л. Бабушкиной и других;
2. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;
3. «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
4. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т. В. Пятница.
5. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г. В. Дедюхина
Перспективный план
Месяц Тема Программное содержание Оборудование
октябрь Солнышко и дождик Учить детей ориентироваться в пространстве.
Активизировать внимание детей, способности быстро реагировать на смену деятельности.
фланелеграф и картинки для него — большие и маленькие капельки дождя и солнышко; иллюстрация «Дождик»; колокольчики — по одному каждому ребенку; счетные палочки — по 6—7 штук каждому; большой зонтик.
Тучка Развивать память, мышление. ритмо-схема «Капли»; колокольчики — по одному каждому ребенку; треугольник; запись шума дождя.
Осенние листья Развивать у детей все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. фланелеграф; картинки для фланелеграфа — осен-ние листья большие и маленькие; плоскостные грибы большие и маленькие — по 4—6 штук каждому ребенку; осенний листок — каждому ребенку.
Осень в лесу Развивать слуховое
внимание, развивать быстроту
двигательной реакции.
ритмо-схема «Падают листья»; музыкальные коробочки — каждому ребенку; осенние листья — по одному каждому; листья красные и желтые — по 4—6 каждому; иллюстрация журавлей; магнитофонная запись журавлиных кликов.
ноябрь Веселый огород Воспитывать у детей чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
карандаши, рисунок с изображением тучки, на которой нарисованы капельки, — для каждого ребенка; муляжи — огурцы, кабачок, тыква, клубника, зеленый лук, капуста, горох, помидор, морковь; картинки для фланелеграфа — по 2—3 помидора больших и маленьких; фланелеграф; игрушки — зайчик, курочка, цыпленок, грузовая машина; шапка и палка для дедушки; деревянные палочки — по две каждому.
Осенние подарки Развивать у детей все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную иллюстрации — паучок, утка, белый зайчик, медведь; белка, волк, лиса, ежик; осенний листок; фланелег-раф; картинки для фланелеграфа — желтые и красные-листья; Деревянные палочки — по две каждому; бумага для рисования с изображением дерева без листьев, кисточка, акварельная краска желтого или красного цвета — каждому.
До свиданья, птицы! Учить сосредотачивать внимание, выразительность речи, ориентировка в пространстве красные и желтые листья — по 3—4 разного цвета для каждого ребенка; иллюстрации с изображением перелетных птиц — журавли, утки, лебеди, гуси, дрозд; птичка на ниточке
Холодно! Учить детей ориентироваться в пространстве.
Активизировать внимание детей, способности быстро реагировать на смену деятельности.
ритмо-схема, изображающая снеговую тучку, с одной стороны которой падают снежинки на большом расстоянии друг от друга, с другой — на близком расстоянии; плоскостные снежинки — по две каждому ребенку.
декабрь Зима в лесу Учить играть со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах.
Развивать слух. колокольчики, треугольники; ритмо-схема «Снеговая тучка» (см. занятие 12); иллюстрация с изображением зимнегодерева с заснеженными ветвями; фланелеграф; картинки для фланелеграфа — заяц, лиса, еж и их следы, волк; игрушка-мишка; ленточки — по две каждому.
Дед Мороз спешит на елку Развивать ловкость, быстроту реакций. игрушечный Дед Мороз; голубая или синяя бумага, белая краска, кисточка — каждому; 2 плоскостные сне-жинки — по две каждому; снежинки большие и маленькие — по 3—5 каждому; лопата.
Украшаем елку Развивать мелкую моторику, координацию, активизацию речи. Создать детям благоприятную атмосферу. большая елочка из бархатной бумаги; картинки для фланелеграфа — колокольчик, фонарики; красные, желтые, синие бусины-кружки (по три каждого цвета, бумажная елочка, клей, кисточка для клея — каждому ребенку; колокольчики, фонарики — по одному каждому; большие и маленькие шарики для фланелеграфа — по 3—4 штуки.
Наступает Новый год Учить активизировать речь. Умение вести диалог. Выполнять движения в соответствии с текстом. украшенная елочка; елочка из бархатной бумаги и огоньки желтого и красного цвета на ней; игрушки
Дед Мороз, Снегурочка, кукла, Петрушка; дудочка; большойплаток; погремушки — по одной каждому ребенку; колпачок Петрушки.
январь Новогодний праздник в лесу Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. елка; игрушки — зайчик, лиса, белка, птичка, мишка, Дед Мороз; ритмо-схема «Следы», на которой изоб-ражены заяц, лиса, медведь и их следы, расположенные на разном расстоянии; палочки — по два каждому, барабан; бумажная рукавичка, 5—6 разноцветных кружков, клей, кисточка — каждому; в мешке угощение для зверей — орешек, печенье, морковка, банка с компотом, малина, бочонок меда.
Рукавичка Развивать координацию, активизацию речи, мышц кистей рук. Подражать животным, имитировать их повадки. рукавичка из бумаги, 3 кружка, 3 треугольника разных цветов, клей, кисточка — каждому ребенку; фланелеграф, картинки для фланелеграфа — рукавичка, мышка, лягушка, зайцы большой и маленький, лиса, волк, медведь; ритмо-схема с изображением мышки и лягушки и их следов; палочки — по две каждому; несколько бубнов; барабан; кастаньеты.
Снеговик Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
3 круга (большой, средний, маленький) — каж-дому; ложки, бубны; игрушка-снеговик.
Кошка и котята Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
2 бумажных силуэта кота, краски, кисточка — каждому ребенку; игрушки — коты белый и черный, мышка, собачка, кошка.
февраль Котята и щенок Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
2 бумажных силуэта кота, краски, кисточка — каждому ребенку; игрушки — коты белый и черный, мышка, собачка, кошка.
У бабушки в гостях Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности. большой платок; игрушки — собачка, кошка, мышка, блюдце; плоскостная миска, 5—6 разноцветных треу-гольников — каждому; ложки, погремушки, бубны; фонограмма любой колыбельной.
Как снеговики солнце искали Развивать слуховое
внимание, развивать быстроту
двигательной реакции.
фланелеграф, картинки для фланелеграфа — снеговик и снежная баба, состоящие из разборных деталей (трех кругов разной величины, ведра и шляпы, девочка, дерево, кустик, дятел, белочка, зайчик, снегирь, солнце, грузовик; ритмо-схе-ма, на которой изображены снеговик и снежная баба и их следы на разном расстоянии; палочки — по две каждому; картон-ные орешки большие и маленькие — по 3—4 штуки каждому; игрушечный волк.
Армейская карусель Развивать мелкую моторику, координацию, активизацию речи. Создать детям благоприятную атмосферу. книжка-игрушка «Карусель», изображающая детей, катающихся на машине, лошадке, пароходе, самолете, ракете; барабан; красный бумажный флажок, желтые кружок и 2 квад-рата, кисточка, клей — каждому; плоскостной пароходик с прикрепленным к трубе кусочком тюля — для каждого; флажки.
март Как цыплята солнце будили Развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, укреплять голосовой аппарат.
ритмо-схема с изображением зерен на маленьком и большом расстоянии друг от друга; фланелеграф, картинки для фланелеграфа — курочка, цыплята, сорока, зайчик, ежик, туча, звезды, месяц, солнце; ритмо-схема с изображением са-пожек (большие — четвертные длительности, средние — восьмые, маленькие — шестнадцатые); колокольчики — по одному каждому ребенку; шапочка-маска солнышка.
В гости к нам пришли матрешки Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
бубен; обруч с прикрепленными к нему лентами для игры «Карусель»; 3—4 большие плоскостные матрешки; бумажный фартук, 4—5 бумажных цветка двух цветов — каждому; книжка-игрушка «В гости к нам пришли матрешки»; иг-рушка-мышка.
Весеннее солнышко
Научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж бумага с голубым фоном, кисточка для рисования, белая краска — каждому ребенку; колокольчики, треугольники; ритмо-схема, на которой изображены сосульки и капельки, падающие вниз, расположенные на разных расстояниях друг от друга; игрушки — воробей, кот.
Прилетели птицы
Развивать музыкальные и творческие способности детей фланелеграф; картинки для фланелеграфа — синичка, скворечник, скворец, журавль, воробей; ритмо-схема «Капель», на которой нарисованы сосульки с падающими вниз капельками; колокольчики большие и маленькие.
апрель Весенний ручеек
Развивать слуховое
внимание, развивать быстроту
двигательной реакции.
лист бумаги с нарисованными сосульками, кисточка, голубая краска — каждому ребенку; музыкальные ин-струменты — треугольники, колокольчики, барабан, палочки, погремушка, бубен, жалейка, балалайка; игрушки — зайчик, ежик, лиса, белка, медведь, волк.
Кораблик
Развивать творческие способности у детей фланелеграф; картинки для фланелеграфа — ру-чеек, кораблик, цыпленок, мышка, лягушка, зайчик, туча, солнце; бубен; бумажные кораблики, лист бумаги с нарисованной тучкой, синяя краска, кисточка — каждому ребенку; маска зайчика.
Утренние лучи
Развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
лист бумаги с желтым кругом, желтый карандаш — каждому ребенку; фланелеграф; картинки для фланелег-рафа — солнце, жаворонок, зайчик, петух, курочки, пчела на цветке, малыш в кроватке; цветы; ритмо-схема «Курочки» с изображением зернышек, ореха, крошек, расположенных на разных расстояниях друг от друга.
Петушок и его семья
Развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат.
игрушки — петух, курочка, цыплята, кошка; иллюстрация к стихотворению В. Степанова «Храбрый цыпленок»; полоска бумаги и 6—8 контуров цветов разной величины — каж-дому ребенку; ритмо-схема «Кто как ходит»; палочки, погремушки, ложки, бубны; фонограмма кадрили в исполнении оркестра русских народных инструментов.