Ольга Копылова
Рабочая программа по кружку «Тестолепка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по кружку
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа № 439 «Интеллект»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок по изодеятельности «Тестопластика»
для детей от 3 до 4 лет
Срок реализации-1 год.
Автор-составитель:
воспитатель Копылова Ольга Николаевна.
г. Москва, 2016 год.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели, задачи
2. Методические рекомендации по организации занятий
3. Содержание дополнительной программы
4. Учебно-тематические планы занятий
Публикация «Рабочая программа по кружку „Тестолепка“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
5. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
6. Методическое обеспечение
5. Литература
Пояснительная записка
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандар-тов возникла необходимость разработке образовательных программ внеучебной дея-тельности.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя тра-диция.
Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эла-стично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают от-печаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпо-честь и какими критериями руководствоваться. Вс это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный ха-рактер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одно-временно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые ком-позиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости из-меняет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наибо-лее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребё нка:
• Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприя-тию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• Синхронизирует работу обеих рук;
• Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
• Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть ре-зультат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный за-мысел.
• Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их ху-дожественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, ин-туиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ:
Цели:
1) Образовательные:
• расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
• освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) Развивающие:
• развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,
• раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
• раскрытие личности ребенка в творческом его развитии;
3) воспитательные:
• воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;
• учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
• приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Принципы:
• Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания програм-мы с учтом природных особенностей в данный момент деятельности.
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
• Последовательности и систематичности.
• Личностно-ориентированный подход.
• Культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответ-ствии особенностями познавательного развития детей младшего возраста.
• Взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
• Организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Методы:
• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
• Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
• Практический.
Формы:
• Индивидуальные;
• Подгрупповые;
• Групповые.
Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», гуашь в наборе, кисточ-ки в наборе, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей.
дополнительный материал для создания выразительного образа (семечки, бисер, бу-синки, леска, пайетки).
Методические рекомендации по организации занятий.
Занятия проводятся 6 раз в месяц, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 –20 ми-нут.
Структура занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Организация учебного процесса:
При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие прави-ла:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытяги-вать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Приёмы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Содержание дополнительной программы «Тестопластика».
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте
вокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интере-сов детей
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов. (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение занятий: мультимедийный проектор, магнитофон
Виды занятий Количество часов
Лепка 18
Художественная роспись готовых изделий
Декорирование изделий 11
Беседы об изобразительном искусстве и красоте
вокруг нас 4
Творческие отчеты, выставки 2
ИТОГО: 35
Учебно-тематический план занятий в кружке «Тестопластика»
Кол-во часов неделю: 1-3 неделя-1раз;
2-4 неделя 2 раза Кол-во часов в год-35ч.
Вторая младшая группа
Месяц № Тема Задачи
Ноябрь 1-2
3-4
5
6 «Мой весе-лый звонкий мяч»
«Ягодки на
Тарелочке»
«Репка на грядке»
«Мышка но-рушка» Лепить предметы округлых предметов. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.
Создать композицию из одного большого предмета (тарелоч-ки) и 5-10 мелких (ягодок). Получить шарообразную форму разными приемами: круговыми движениями ладоней (для та-релки) и пальцев (для ягод).
Лепить репку в определенной последовательности: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья. Создать композицию на куске теста (грядка).
Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: засо-трить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер).
Де-кабрь 1
2-3
4
5-6 «Вот ежик – ни головы, ни ножек»
«Снеговики играют в снежки»
«Елочка»
«Елочные игрушки» Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику.
Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Создавать рельефную работу в определенной последователь-ности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма.
Моделировать игрушки (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавлива-ние.
Январь
1
2
3
«Я пеку, пеку, пеку…»
«Бублики, баранки»
«Птички на кормушке» Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия (посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику.
Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Созда-вать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем.
Фев-раль 1
2-3
4
5
6 «Баю бай засыпай»
«Бабушкина корзина»
«Сосульки»
«Котенок Васька»
«Собачка Жучка» Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо, голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.
Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику.
Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделиро-вать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручи-вание, вытягивание, свивание, налепы.
Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции
Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к животным.
Март 1
2-3
4
5-6 «Букет цве-тов»
«Клоун»
«Мостик»
«Птичка в гнездышке»
Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгу-тики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропор-ций. Делить тесто на части с помощью стеки.
Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разно-го размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук.
Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ру-чейка и мостика.
Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке.
Апрель
1
2-3
4
5-6
«Ути – ути!»
«Филимонов-ские игруш-ки»
«Теремок»
«Сказоч-ные живот-ные» Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хво-стик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию приро-ды.
Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассмотреть, обсле-довать, обыграть разные фигурки (петушок, курочка, медведь, лиса и др.). Лепить фигурки в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Закреплять умение детей раскатывать м/л между ладоней пря-мыми движениями; формировать умение конструировать из вы-лепленных «брёвен» домик; делить массу для лепки на части; развивать моторику рук, аккуратность при выполнении задания, самостоятельность.
Учить делить м/л на части, соединять их; закреплять умение передавать в лепке образ животного, форму частей тела; за-креплять приём прищипывания, оттягивания кончиками пальцев, умение прочно скреплять части, плотно прижимая их.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребё нка конкретным показателем его успехов является:
• Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом.
• Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
• Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
• Оригинальность предлагаемых художественных решений.
• Окрепшая моторика рук.
• К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, тео-ретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые укра-шения.
• В конце учебного года – выставка творческих работ детей.
В результате работы кружка дети освоят следующие приё мы лепки:
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
вдавливание для получения полой формы;
использование стеки.
Список литературы:
1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей).
2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю. Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003г.
3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
6. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.
7. Силаева К. В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
8. Лыкова И. А. Мы за чаем не скучаем. - Издательский дом «Цветной мир».-2012
9. Лыкова И. А. Мукосольки. Подарки из соленого теста. - Издательский дом «Цветной мир».-2012
10. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. - ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009