Мария Беляева
Рабочая программа по краеведению (1 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1»
«Рассмотрено»
на заседании МО
___ А. Н. Ошанова
Протокол № 1
От «___»___2017г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___Ю. Ю. Меркулова
«___»___2017г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей№1»
___О. Е. Струкова
Приказ№___ от
«___»___2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
1 класс
2017-2018 учебный год
Учитель:
Беляева М. В.
Воронеж, 2017
Публикация «Рабочая программа по краеведению (1 класс)» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
I.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Краеведение» для 1 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
4. Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
5. Образовательной программы МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
6. Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от ___);
7. Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора ___);
8. Программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы (авторы Л. А. Обухова, Н. С. Махина- Воронеж,2013, с учетом методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» ( авторы: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – Москва «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (Москва, «Просвещение», 2011).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, родной край, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.
Задачи:
1. Социализация ребёнка.
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о родном крае.
3. Развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять).
5. Воспитание любви к природе, своему Отечеству, родному краю, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Место учебного курса в учебном плане:
На изучение курса «Краеведение» в 1 классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на—33 ч (33 учебные недели).
II.Планируемые результаты освоения курса
Освоение детьми программы «Краеведение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к процессу учения, приобретение знаний и умений в вопросах изучения краеведческого материала;
• осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
• навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
• понимание важности здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Первоклассник будет учиться :
• организовывать свою деятельность, готовить рабочее, место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией, и др.);
• принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
• планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник будет учиться :
• осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;
• понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
• подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник будет учиться :
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
• отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
• вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты
Первоклассник научится :
• приводить примеры объектов, которые изучает краеведение;
• описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления края, называя их существенные признаки
• сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,
• характеризовать признаки времён года в родном крае, сезонные изменения в живой и неживой природе;
• ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
• рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др. ;
• использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
• узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
• находить на карте Российскую Федерацию её столицу город Москву, свой регион и его административный центр;
• понимать, что такое Родина, родной край, малая родина
• готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Воронежа, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) исторических памятников, театров и других объектов культуры;
• соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
• осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
• оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
• соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
• соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
• объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
• составлять и выполнять режим дня.
III СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знакомство с понятиями: родные, край, семья, Родина, Отечество, дом.
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Предметы нашего быта, дома современные и которые строили в старину. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Семейные традиции, создание паспорта семьи. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Игры с использованием имен.
Что означает слово «ученик», рассказывание о себе и режиме дня по плану. Знаешь ли ты свои прав и обязанности?
Конкурс рисунков и рассказов. Экскурсия в школьный музей. Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).
Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Как отмечают Новый год в нашей стране, в других странах.
Практическая работа. Подготовка к Новому году.
Как в старину называли первые сёла, какие в сёлах существуют традиции, народные костюмы, промыслы.
Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».
Краткая характеристика животного и растительного мира, Красная книга нашего края, проблемы сохранения природного наследия.
Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.
Практическая работа. Экскурсия на предприятие.
О профессиях моих родных, мои мечты «Какую профессию выбрать».
Краткая информация о предприятиях города, продукции, которую они выпускают.
Воронеж в далёкие времена, царь Пётр первый и первые корабли на воронежских верфях, ратные страницы города, известные люди – мои земляки.
Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.
Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Ты один дома, ты на улице, ты и дорога, телефоны важных служб, которые тебе помогут.
Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Государственная символика России. Герб Воронежа.
Практическая работа. Рисование флага России.
Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Краткие исторические рассказы о возникновении города, основателе Москвы князе Юрии Долгоруком, памятных местах столицы.
Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»
Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.
Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».
Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.
Практическая работа. Ролевая игра: «Мы из разных стран».
Экскурсия в краеведческий музей.
Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»
IV.Тематическое планирование
с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п\п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Что изучает краеведение? 1
2 Мой дом. 1
3 Мир твоего дома. 1
4 Жизнь каждого члена семьи. 1
5 Отношения в семье. 1
6 Моя родословная. 1
7 Я и моё имя. 1
8 Я – ученик,
я- школьник. 1
9 Родная школа. 1
10 Трудовая жизнь школы.
1
11 Школьные, семейные традиции и праздники.
1
12 Наши праздники.
1
13 Сёла моего края.
1
14 Животные и растения моего края.
1
15 Труд людей в городе и в селе.
1
16 Профессии в моей семье.
1
17 Профессии в моей семье.
1
18 Предприятия моего города.
1
19-20 Мой город.
2
21 Моя улица.
1
22 Правила безопасного поведения.
1
23 Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.
1
24-25 О гербе, флаге и гимне.
2
26 Москва – столица нашей родины.
1
27-28 Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.
2
29-30 Я – надежда Отечества.
2
31 Земля – общий дом для всех людей.
1
32-33 Обобщение, экскурсии. 2