Надежда Кузнецова
Проект по гражданско патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе познания социального мира
Авторы – составители:
Н. И. Кузнецова
С. Н. Андрощук
пгт. Высокий, 2016
СОДЕРЖАНИЕ:
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Паспорт проекта 3-4
1.2 Пояснительная записка 4-5
1.3 Цели и задачи проекта 5-6
Публикация «Проект по гражданско патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1.4 Принципы и формы работы проекта 6
1.5. Тематический блок 6-7
1.6. Предполагаемый результаты 7
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно – тематический план 8-10
2.2. Работа с родителями 10-13
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Развивающая предметно-пространственная среда как условие гражданско - патриотического воспитания дошкольников 14-15
3.2 Список литературы 15
Приложение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА
1.1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Содержание Пояснение
Название проекта «Юный патриот»
Тип проекта Гражданско-патриотический
По содержанию Ребёнок и окружающий мир
Вид проекта Внутри - групповой
участники Дети, педагоги, родители
период Долгосрочный - с 08февраля по31 мая
Основания для разработки проекта Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Цель Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны
Задачи Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к своему дому, своим близким, детскому саду.
Предполагаемый результат Создана предметно-развивающая среда.
Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений
Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Новизна. «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
• Формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;
• Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
1.4. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА
Принципы работы:
1. Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
3. Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
6. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.
Формы работы:
1. Экскурсии.
2. Целевые прогулки.
3. Беседы и НОД по тематике.
4. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
5. Дидактические, подвижные и хороводные игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.
7. Чтение художественной литературы
8. Рассматривание иллюстраций, картин
1.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.
«Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
«Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.
1.6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.
Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Этапы Содержание Цель
Социально – коммуникативное развитие НОД «День Защитника Отечества»
Беседа «Охрана границы» (стр. 122 Алешина)
Расширять и закреплять знание детей о традициях и истории русского воинства; воспитывать патриотические чувства, эмоционально положительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
НОД «Женщина - труженица»
Беседа «Мамин праздник», «Профессия моей мамы» Формировать представление детей о профессиях женщин, о профессии мам; развивать умение определять эмоциональное состояние людей (мам, бабушек, сестренок, оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин.
Развлечение «Здравствуй, Масленица»
Познакомить с традиционным русским народным праздником – масленица; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам; развивать понимание названия праздника.
Развлечение «Вороний день» Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.
Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям
НОД «Этот загадочный космос»
Беседа «Зачем летают в космос» Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.
Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне
НОД «Сталинград военный»
Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам Познакомить с традициями празднования Дня Победы.
Рассказать о значении этого праздника для нашей страны, воспитывать внимательное и заботливое отношение к ветеранам.
Формировать нравственные и патриотические чувства; приобщать к традиционным российским ценностям; воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам
Чтение художественной литературы Чтение рассказа А. Ляпидевского «Челюскинцы» (стр. 205 Волчкова) Закрепить знание детей о том, кто такие защитники Отечества; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, Армию.
Чтение стихотворения М. Агашина «Мать» (стр. 143 Горбатенко) Учить детей выразительно рассказывать стихотворение о маме. Воспитывать любовь к близкому человеку – маме.
Заучивание заклички «Душа ль ты, моя Масленица» (стр. 53 Волчкова) Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам;
Художественное творчество Рисование «Я с папой»
Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида себя и папы.
Рисование «Мы с мамой улыбаемся» Учить рисовать женский портрет по представлению или с опорой на фотографию, передавая особенности внешнего вида.
Рисование «Чудо писанки» Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце.
Лепка «На, чем я полететь хочу»
Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций.
Рисование
«Праздничный салют» Обогатить знания детей о Великом и светлом празднике - Дне Победы; учить рисовать салют.
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Скорая помощь», «Космонавты», «Семья», «Праздник 8 марта в семье», «Полет в космос», «Путешествие на Север», «Проектное бюро. Архитектор»
Подвижные игры: «Самолеты», «Чье звено скорее соберется», «Летчики на аэродроме», «Через болото»
Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Дострой дом», «Профессия военный», «Какие предметы космонавт в полет возьмет» и др. Учить детей придумывать сюжет игры, формировать ролевое взаимодействие во время игры; учить распределять роли в игре; развивать воображение, двигательную активность, память, мышление; воспитывать дружеские взаимоотношение во время игры.
Учить детей классифицировать предметы и закрепить знание об обобщающих понятиях.
2.2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие
Мы использовали следующие формы работы с родителями:
Февраль
№ Активные формы работы Цель
1. КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, получить положительные эмоции от совместной игры, пополнить знания о России.
2. "Война в истории моей семьи". «Никто не забыт….» четвертая страничка из книги «Про меня» "Семейные реликвии". Привлечь родителей и детей к оформлению выставки - поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество
3. Помощь в создании фотовыставки из репродукций «О Москве» Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.
4. Празднуем вместе.
«Масленица» Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность
Март
№ Активные формы работы Цель
1. Фотомонтаж «Мама труженица» подготовка к празднованию 8 марта. Привлечь пап и детей к оформлению выставки - поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях;
2. «У войны не женское лицо» из цикла отдыхаем всей семьей. Совместное рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, телепередач по тематике
Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном отдыхе, положительные эмоции, чувство коллективности. Познакомить детей с историей страны. Воспитывать патриотические качества, гордость за прошлое России.
3. Родной природы малый уголок. Страничка выходного дня. Стихи о природе, о малой родине. - Сочиняем сами. (Словотворчество) Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию
4. Фотовыставка наши прабабушки, страничка «Расскажи мне обо мне» восьмая страничка альбома «Про меня» Активизировать духовное и культурное сознание родителей. Развивать речь, пополнять словарь, развивать умение рассказывать о своих любимых книгах.
Апрель
№ Активные формы работы Задачи.
1. Страничка шестая альбома «Про меня» «Почему меня так назвали?» Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, Развивать творческие способности, воображение.
2. Семейное древо - страничка семейного альбома. «Про меня» Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.
3. Создание герба, флага и гимна семьи - конкурс. Зарисовки в альбом «Про меня». Привлечь родителей к воспитанию детей, Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.
Май
№ Активные формы работы Задачи.
1. Рисование «Моя бабушка - папина мама» (рисуем в парах) конкурс на празднике семьи. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях; воспитывать уважение к старшему поколению.
2. Выставка семейного рисунка
Рисуют родители тема: «Каким я вижу своего ребенка через 15-20 лет». Сплотить на совместном развлечении коллектив группы! Получить положительные эмоции от встречи.
3. Выставка альбомов «Про меня» презентация, подведение итогов. Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.
Рекомендации для родителей:
• обращайте внимание ребенка на красоту родного город;
• употребляйте как можно чаще пословицы и поговорки о Родине и родном крае;
• во время прогулки расскажите о достопримечательностях города;
• читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т. д. ;
• не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете;
• чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете;
• смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.
Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;
- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;