Елена Федянина
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Наследники»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Публикация «Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию „Наследники“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.
Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.
Особенностью его является общение через музейный экспонат – подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.
Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению.
Приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного города. Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств. Специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времен, дети должны знать, что было до них. Нужно дать им понятие времени, смены эпох. Важно, что в музее знания усваиваются путем знакомства с подлинными предметами. Это определяет особую наглядность музейной информации, ее доступность для ребенка. Доступность музейной информации, пробуждает познавательную активность ребенка, его любознательность.
Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.
Цели и задачи программы:
Цель: воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Привитие уважения к традициям и истории народной культуры.
Задачи:
Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям.
Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам.
Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, творческие способности и фантазию.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
Развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
Направления работы:
Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
Формы работы:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду ;
• Дидактические игры;
Принципы, лежащие в основе программы:
личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
доступность – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
наглядность – наличие дидактических материалов;
последовательность – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
занимательность – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
Программа рассчитана на детей 6-7лет. Количество детей – 10 человек.
В год проводится 14 занятий. Периодичность - 2 занятия в месяц, продолжительность занятия 30 минут.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Ожидаемый результат.
Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства; Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом. Уметь рассказывать о своем родном городе, иметь знания об истории его возникновения. Имеют представление о гербе, флаге, мелодии гимна Российской Федерации.
Перспективный план работы кружка : «Наследники»
Октябрь
1. Мой город- моя малая Родина.
Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
2. Осенние праздники. Покров. Покровские ярмарки.
Повторение пословиц об осени. Рассказ о народном празднике Покрове и его традициях. Чтение стихотворений об осени.
ноябрь
1. Начало всех начал.
Расширять представление детей о народном декоративно- прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Формировать эстетический вкус
2. В музее русской народной одежды.
Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
Декабрь
1. Матрёшки-потешницы.
Расширить представление детей об истории матрёшки как народном промысле. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. Познакомить детей с тем как рождается матрёшка и как её расписывают. Научиться расписывать матрёшку.
2. Травка, кудри, завиток.
Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.
январь
1. Государственная символика России.
познакомить детей с символикой России – флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, патриотические чувства
2. Богатыри земли русской.
Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям. Познакомить с названиями элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).
февраль
1. Как солнце, ветер и месяц сказку рассказывали.
Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. Отгадывать загадки, познакомить с народными играми, сказкой «Солдат Семен-скорый гонец».
2. Сударыня Масленица.
Рассказать о народных традициях празднования масленницы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками.
март
1. Сине-белое чудо Гжели.
Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи
2. История вещей.
Вызвать у детей желание узнать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать бережное отношение к предметам быта.
апрель
1. Земля заботу любит.
Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке.
2. Мини-музей Народные промыслы
Закрепить знания, умения, навыки по декоративно- прикладному искусству. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Работа с родителями
- Анкетирование «Как вы относитесь к музею»
– Родительское собрание «Моя семья – моя крепость»
– Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
– Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
– Познавательный досуг «Я рождён России»
– Папка — передвижка «Я иду в музей»
– Помощь родителей в создании мини-музея
Список используемой литературы:
1. И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»
2. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»
3. О. В. Савельева «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»