Татьяна Серт
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 общеразвивающего вид»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ № 32
___Абрамова Л. Д.
Протокол педсовета № 1
04.09.2017
Рабочая образовательная программа по дополнительной платной услуге
Кружка оригами «Умелые ручки»
(познавательно-творческое развитие)
Возраст детей: 5 - 6 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Воспитатель Серт Т. Н.
1.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Умелые ручки“» размещена в разделах
2017г.
Пояснительная записка.
Программа «Умелые мастера» разработана на основании методического пособия В. Н. Дегтива «Оригами с детьми3-7лет», А. Гарматин «Оригами для начинающих». Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».
Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Программа «Умелые ручки» ориентирована на развитие творческих способностей детей 5-6 лет.
Актуальность программы Задача развития творческого потенциала в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. В современном мире творчество ценится очень высоко. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономической жизнью общества – потребностью в людях активных, знающих и умеющих решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать. Такие проблемы способны решать только творчески одаренные дети. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования до 2020 года, главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., базовыми формами оригами;
• Формировать умение следовать устным инструкциям;
• Обучать различным приемам работы с бумагой;
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
• Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к искусству оригами;
• Расширять коммуникативные способности детей;
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методические приё мы:
• Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
• Показ видео и мультимедийных материалов;
• Рассматривание иллюстраций;
• Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма работы : тематическая совместная деятельность.
Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Отличительные особенности программы :
Занимаясь по программе «Умелые ручки», дети развивают способности конструкторскому творчеству из бумаги, и умение принимать нестандартные решения.
Настоящая программа рассчитана на обучение детей (5-6 лет) навыками оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста.
Методической основой программы пособие В. Н. Дегтева «Оригами с детьми 3-7лет.
Схема деятельности педагога с детьми включает:
Дополнительная деятельность носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.
Матрица бесплатной дополнительной услуги
Кол-во часов в год Срок обучения Возрастной состав Формы организации
15 ч. 1 год
с сентября 2017г. - май 2018г. 5-6 лет Групповая
Расписание
Название кружка Направление Дни недели Время
«Умелые мастера» Познавательное развитие Вторник 16.20 – 16.45
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
1. Владение ножницами.
2. Обработка квадрата.
3. Создание основ (базовых форм) оригами
4. Аппликативное оформление оригами.
5. Составление творческих композиций.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Учебно- тематический план
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал : стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
1. Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений) :
• повторение названия базовой формы;
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
• повторение правил складывания.
4. Практическая часть:
• показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы ( расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
• Фотосъемка
• Показ презентации на педсовете
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети :
• Научатся различным приемам работы с бумагой;
• Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
• Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• Познакомятся с искусством оригами;
• Овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.