Ирина Озерова
Рабочая программа дополнительного образования «Ещё один секрет здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. По результатам диагностики заболевания воспитанников дошкольных учреждений имеет неблагоприятную динамику. Безусловно, это связано с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но, прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семью, образовательного пространства.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Ещё один секрет здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Впервые о необходимости валеологической культуры и её сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Валеология – наука о законах формирования человеком своего здоровья. Главное действующее лицо в валеологии – сам человек – творец своего здоровья. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен иметь основы знаний – тот минимум, который помог бы ему в дальнейшей жизни.
В своей работе я попытаюсь раскрыть пути воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Программа кружка «Ещё один секрет здоровья» составлена с использованием методических разработок Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Т. А. Тарасовой, Л. С. Власовой «Я и моё здоровье». Программа включает 4 раздела : окружающий мир и здоровье, личная гигиена, привычки и здоровье, правила безопасности, я и моя семья.
Новизна программы состоит в том, что материалы, предлагаемые дошкольникам для ознакомления являются первым опытом интеграции знаний из различных наук с целью формирования валеологического мышления и валеологической культуры, воспитания нравственности, гуманности, душевного, телесного благополучия, умений корректировать
свое здоровье.
Цель программы : воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к своему здоровью, развитие навыков ведения здорового образа жизни.
Задачи программы :
Обучающие:
- дать детям элементарные представления о том, что значит быть здоровыми;
- начать формировать понятие о том, что каждый человек сам должен позаботиться о себе и своём здоровье;
- формировать у детей культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом;
- знакомить с общими сведениями о строении тела ребёнка.
Развивающие:
- развивать умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
- воспитывать доброжелательность и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы построения программы
• Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений, навыков.
• Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранении и укреплению здоровья в повседневной жизни.
• Принцип повторения умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы
• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир.
• Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
• Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
• Принцип активного обучения – процесс обучения проводится с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.)
• Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
• Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственность при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
• Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Организационно-методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа кружка «Ещё один секрет здоровья» рассчитана на 2 учебных года ( старший дошкольный возраст: старшая и подготовительная группы). Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий 25 минут (старшая группа) или 30 минут (подготовительная группа).
Методы и приёмы, используемые на занятиях
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентации;
- игры;
- экскурсии;
- опытно-исследовательская деятельность;
- развлечения.
Предусмотрены разнообразные формы работы с детьми. Познавательные игры – занятия, занятия – загадки об удивительных тайнах и чудесах нашего организма; работа детей в группах по решению проблемы; наблюдения за детьми и с детьми, использование лупы; практические действия с цветными таблицами с изображением органов и частей тела; совместная тематическая деятельность.
На занятиях используются элементы корригирующей, ритмической, логоритмической гимнастики, психогимнастики, простейшие тренинги, ролевые игры, импровизации, динамические и оздоровительные паузы, релаксационные упражнения, хороводы, занимательные разминки, различные виды массажа, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Материалы и оборудование
1. Обучающий плакат «Дневник твоего здоровья»
2. Обучающий плакат «Режим дня»
3. Обучающий плакат «Береги свое здоровье»
4. Обучающий плакат «Как сохранить здоровье»
5. Обучающий плакат «Органы чувств человека»
6. Обучающий плакат «Как устроен человек»
7. Обучающий плакат «Закаливание»
8. «Распорядок дня» демонстрационный материал. – М: Мозаика-Синтез, 2013
9. Гигиена и здоровье. Мир человека. Тематический словарь в картинках. –М. : Школьная Пресса, 2012
10. Дидактические карточки «Как устроен человек»
11. Дидактические карточки «Правила личной гигиены» 12. Дидактические карточки «Правила личной безопасности»
13. Дидактические карточки «Опасные предметы»
14. Дидактические карточки «Эмоции»
15. Дидактические карточки «Солнце, воздух и вода»
16. Дидактические карточки «Азбука здоровья»
17. «Хорошо или плохо». Развивающая игра для детей 5-7лет
18. «Наши чувства и эмоции». Развивающая игра для детей 5-7лет
19. «Спорт». Развивающая игра для детей 4-7лет
20. «Пять чувств». Дидактическая игра для детей 5-7лет
21. «Опасно – безопасно. Съедобно - несъедобно».
Дидактическая игра для детей от 3 лет
22. «Аскорбинка и ее друзья». Дидактическая игра для детей от 5 лет
23. «Зуб. Неболей-ка». Дидактическая игра для детей от 4 лет
24. «Мое тело». Дидактическая игра для детей от 4 лет
Предполагаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети :
- будут знать функции частей тела;
- будут знать функции внешних органов;
- будут знать важность для здоровья сна, питания, гигиенических процедур, движений, закаливания;
- научатся оказывать элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме;
- овладеют навыками соблюдения правил личной гигиены;
- закрепят правила здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- повышение уровня информированности детей о здоровом образе жизни.
Мониторинг освоения программы
Для оценки уровня валеологических знаний и эффективности работы по данной программе используются критерии диагностики по валеологическому образованию.
Критерии диагностики по валеологическому образованию
(по Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н.)
Старшая группа
Высокий
1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.
2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.
3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту.
4. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета.
5. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду, чтобы быть…».
6. Целеустремлен в выполнении правил здорового образа жизни.
Средний
1. Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания сам правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.
2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.
3. Иногда устанавливает связи между поведением и здоровьем.
Низкий
1. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).
2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.
3. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.
Подготовительная группа
Высокий
1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживании.
2. Называет и понимает состояние здоровья и нездоровья.
3. Бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников.
4. Беспокоится при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готов оказать помощь в случае необходимости.
5. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.
6. Знает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.
Средний
1. Самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживания.
2. Сформированы привычки выполнения гигиенических процедур и самообслуживания.
3. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.
4. Понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.
Низкий
1. Выполняет некоторые гигиенические процедуры.
2. Понимает состояние своего организма.
3. Гигиенические процедуры выполняет несамостоятельно, качество выполнения низкое, требуется помощь взрослого.
4. Не понимает особенности функционирования человеческого тела, строения организма.
Показателями валеологического воспитания и обучения детей выступают познавательная, социальная и нравственная сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы:
1. Объём валеологических знаний детей 5-6 лет
Познавательная сфера:
– Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге); их местонахождение и основные функции;
– Знать условия, в которых человек может быть здоровым;
– Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;
– Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения;
– Иметь элементарные представления о своем рождении;
– Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка.
– Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;
– Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги и т. п. ;
– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;
– Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;
– Значение тренировки мышц для здоровья человека;
– Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;
– Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни.
Социальная сфера:
– Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике;
– Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах;
– Уважительно относиться к своим родителям и родственникам.
Нравственная сфера:
– Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь;
– Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;
– Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;
– Уважительно относится к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки, стремиться им помочь.
2. Объём валеологических умений детей 5-6 лет
– Охрана зрения при чтении, настольных играх, при работе с иголками, ножницами, при просмотре телепередач. Упражнения для снятия зрительного напряжения.
– Правила ухода за ушами, носом, горлом, зубами;
– Правила мытья рук, лица, тела, уход за ногтями, волосами;
– Точечный массаж с целью закаливания и противостояния простудным и респираторным заболеваниям;
– Подбор упражнений для того, чтобы стать ловким, сильным, быстрым, гибким, выносливым;
– Подбор упражнений для правильной осанки;
– Упражнения для предупреждения плоскостопия;
– Упражнения для снятия мышечного напряжения;
– Проявление осторожности в общении с незнакомыми людьми.
3. Объем валеологических знаний детей 6—7 лет
Познавательная сфера:
– Знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранения здоровья;
– Показывать на себе проекции внутренних органов;
– Правила безопасного поведения на дороге, на улице, на природе, на водоёме, с незнакомыми людьми;
– Иметь представление о пользе питания и закаливающих процедур;
– Вред недоедания и переедания. Значение витаминов.
– Вредные привычки: их влияние на здоровье человека;
– Иметь элементарные представления о рождении и поле: я — мальчик, я — девочка;
– Заразные и незаразные заболевания. Правила ухода за больными;
– Прививки и их значение для здоровья;
– Действия человека в экстремальных условиях: пожаре, утечке газа.
Социальная сфера:
– Дружелюбно относится ко всем членам группы в детском саду;
– Уметь общаться с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомыми;
– Осознавать, что каждый ребёнок имеет свои права.
Нравственная сфера:
– Проявлять уважение и сочувствие к людям старшего возраста и больным;
– Хотеть и уметь научить других тому, что знаешь и умеешь сам;
– Понимать ответственность человека за создание необходимых условий жизни для себя, других людей и всех остальных живых организмов.
4. Объём валеологических умений детей 6-7 лет
– Определение пульса человека в разных состояниях. Подбор упражнений для укрепления своего сердца;
– Подбор упражнений, выполнение правил гигиены в соответствии со своим здоровьем;
– Подбор упражнений, развивающих выносливость, силу, ловкость, гибкость, быстроту;
– Правила гигиены голосовых связок, дыхательные упражнения и место их выполнения;
– Уметь оказать простейшую первую медицинскую помощь себе и пострадавшим товарищам: продезинфицировать кожу вокруг раны, наложить простейшую повязку;
– Оказание первой помощи при ожоге, обморожении, попадании инородного тела в глаз, ухо, нос и т. д. ;
– Умение есть не спеша, тщательно пережёвывая пищу, съедать норму блюд;
– Осуществлять закаливающие процедуры: полоскания горла, обливание ног, обтирание и т. д. ;
– Уметь правильно мыть овощи, фрукты;
– Уход за больным и правила личной гигиены при этом;
– Соблюдение правил личной гигиены:
– Выявление совместно со взрослым причин ухудшения своего здоровья.
Диагностика валеологических знаний у детей
Сферы валеологического образования дошкольников Уровни развития (%)
высокий средний низкий
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
Познавательная
Социальная
Нравственная
Общий уровень
Список использованной литературы
1. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2005г.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие» - Москва: ТЦ Сфера, 2007г.
3. Жукова О. Г., Трушинина Г. И., Фёдорова Е. Г. «Азбука «АУ!». Методическое пособие» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс», 2008г.
4. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - Москва: Мозайка-Синтез, 2010г.
5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2009г.
6. Сайкина Е. Г., Фирилёва Ж. Е. «физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие» - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006г.
7. Стёркина Р. Б., Князева О. Л., Авдеева Н. Н. «Основы безопасности для детей дошкольного возраста» - Москва: Просвещение, 2007г.
8. Тарасова Т. А., Власова Л. С. «Я и моё здоровье» - Москва: Школьная Пресса, 2008г.