Худякова Татьяна
Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по художественно-эстетическому развитию.
Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями. Программа предусматривает занятия с использованием различных нетрадиционных художественных техник. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством. Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (дымковскими, хохломскими, филимоновскими, предлагается ознакомление детей с вологодскими кружевами, изразцами, чудесными писанками и павлово-посадскими платками, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.
Цели:
• Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
• Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения.
• Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
Задачи:
1. Рисование
1.1. Предметное рисование:
• Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
• Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
• Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Развивать умение соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
• Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
• Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
• Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
1.2. Сюжетное рисование
• Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов.
• Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
• Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
1.3. Декоративное рисование
• Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
• Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
• Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
2. Лепка
• Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
• Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.
• Развивать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
3. Аппликация
• Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
• Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.
• Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
• При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа составлена с учетом следующих принципов:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
• принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
Формы работы с детьми:
• Непосредственно образовательная деятельность (занятия).
• Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения и др. ,
• Самостоятельная деятельность детей.
Срок реализации программы: программа рассчитана на три года обучения:
• 1-й год обучения – вторая младшая группа (3-4 года);
• 2-й год обучения – средняя группа (4-5 лет);
• 3-й год обучения – старшая группа (5-6 лет);
Рекомендуемая модель познания носит ступенчатый характер, где на каждой ступени происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.
Длительность занятий:
1-й год обучения – 15 минут;
2-й год обучения – 20 минут;
3-й год обучения – 25 минут;
Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 1 раз в год (итоговый - в мае).
Раздаточный материал: краски гуашевые и акварельные, палитры, кисточки, карандаши, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, ножницы, клей, цветная бумага, картон, пластилин, раскраски, трафареты и др.
Материалы для нетрадиционных форм рисования: природные материалы (листья, шишки, желуди, каштаны, песок и т. д. .
Демонстрационный материал: альбомы с рисунками, фотографиями, наглядно – дидактические пособия, произведения живописи, народные игрушки, репродукции картин, портреты художников и др.
Прогнозируемые результаты
• Ребенок различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство);
• Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Рисование
• Создаёт индивидуальные и коллективные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
• Использует разные материалы и способы создания изображений.
Лепка
• Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения, создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений;
• Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа;
• Расписывает вымышленные изделия по мотивам народного искусства.
Аппликация
• Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания;
• Создает сюжетные и декоративные композиции.
Содержание программы.
Программа представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического развития детей средствами разных видов изобразительной деятельности, держит целостную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех ступеней дошкольного образования.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Планируемые результаты
В рисовании
• Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
• Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
• Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
• Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
• Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
• Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации.
• Создавать изображения предметов из готовых фигур.
• Украшать заготовки из бумаги разной формы.
• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Месяц Тема занятия Вид деятельности
Сентябрь Знакомство с карандашом и бумагой. Рисование
Знакомство с пластилином Лепка
Идет дождь. Рисование
Большие и маленькие мячи. Аппликация
Октябрь Красивый полосатый коврик. Рисование
Бублики. Лепка
Разноцветный ковер из листьев. Рисование
Ягоды и яблоки лежат на блюдечке. Аппликация
Цветные клубочки. Рисование
Колобок. Лепка
Рисование по замыслу Рисование
Разноцветные огоньки в домиках. Аппликация
Ноябрь Кисть рябинки, гроздь калинки Рисование
Крендельки. Лепка
Разноцветные колеса. Рисование
Шарики и кубики. Аппликация
Нарисуй что-то круглое. Рисование
У ежа иголки. Лепка
Нарисуй, что хочешь красивое. Рисование
Пирамидка. Аппликация
Декабрь Снежные комочки, большие и маленькие. Рисование
Погремушка. Лепка
Деревья на нашем участке. Рисование
Наклей какую хочешь игрушку. Аппликация
Елочка. Рисование
Пирамидка из дисков. Лепка
Новогодняя елка с огоньками и шариками. Рисование
Новогодняя открытка. Аппликация
Январь Украсим рукавичку-домик. Рисование
Лепка по замыслу Лепка
Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров Рисование
Красивая салфеточка. Аппликация
Украсим дымковскую уточку. Рисование
Маленькие куколки гуляют на снежной поляне. Лепка
Февраль Светит солнышко. Рисование
Узор на круге. Аппликация
Самолеты летят. Рисование
Самолеты стоят на аэродроме. Лепка
Деревья в снегу. Рисование
Цветы в подарок маме, бабушке. Аппликация
Красивые флажки на ниточке. Рисование
Большие и маленькие птицы на кормушке. Лепка
Март Нарисуйте, кто что хочет красивое. Рисование
Флажки. Аппликация
Книжки-малышки. Рисование
Угощение для кукол, мишек, зайчиков. Лепка
Нарисуй что-то прямоугольной формы. Рисование
Салфетка. Аппликация
Разноцветные платочки сушатся. Рисование
Мишка-неваляшка. Лепка
Апрель Домик для собачки. Рисование
Скворечник. Аппликация
Красивый коврик. Рисование
Зайчик. Лепка
Красивый поезд. Рисование
Цыплята на лугу Аппликация
Одуванчики в траве Рисование
Миски трех медведей. Лепка
Средняя группа (4-5 лет)
Планируемые результаты
В рисовании
• Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
• Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
• Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
• Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов
В аппликации
• Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
• Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
• Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Месяц Тема занятия Вид деятельности
Сентябрь Нарисуй картинку про лето Рисование
Яблоки и ягоды Лепка
На яблоне поспели яблоки Рисование
Укрась салфеточку Аппликация
Октябрь Золотая осень Рисование
Грибы Лепка
Сказочное дерево Рисование
Лодки плывут по реке Аппликация
Украшение фартука Рисование
Рыбка Лепка
Яички простые и золотые Рисование
Золотые подсолнухи. Аппликация
Ноябрь Рисование по замыслу Рисование
Разные рыбки Лепка
Маленький гномик Рисование
Вырежи и наклей какую хочешь постройку Аппликация
Рыбки плавают в аквариуме Рисование
Уточка Лепка
Кто в каком домике живет Рисование
Как мы все вместе набрали полную корзину грибов Аппликация
Декабрь Снегурочка Рисование
Девочка в зимней одежде Лепка
Новогодние поздравительные открытки Рисование
Бусы на елку Аппликация
Наша нарядная елка Рисование
Слепи, что тебе хочется Лепка
Перчатки и котятки Рисование
Праздничная елочка Аппликация
Январь Маленькой елочке холодно зимой Рисование
Птичка Лепка
Развесистое дерево Рисование
В магазин привезли красивые пирамидки Аппликация
Нарисуй какую хочешь игрушку Рисование
Лепка по замыслу Лепка
Февраль Украшение платочка Рисование
Автобус Аппликация
Украсим полосочку флажками Рисование
Хоровод Лепка
Красивая птичка Рисование
Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке Аппликация
Как розовые яблоки на ветках снегири. Рисование
Мы слепили снеговиков Лепка
Март Расцвели красивые цветы Рисование
Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду Аппликация
Украсим кукле платьице Рисование
Мисочка Лепка
Сказочный домик-теремок Рисование
Ракеты и кометы. Аппликация
Мое любимое солнышко Рисование
Козленочек Лепка
Апрель Твоя любимая кукла Рисование
Загадки Аппликация
Дом, в котором ты живешь Рисование
Зайчики на полянке Лепка
Радуга-дуга, не давай дождя. Рисование
Вырежи и наклей что захочешь Аппликация
Празднично украшенный дом. Рисование
Барашек Лепка
Старшая группа (5-6 лет)
Планируемые результаты
В рисовании
• Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
• Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
• Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке
• Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
• Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
• Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации
• Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.
Месяц Тема занятия Вид деятельности
Сентябрь Нарисуй картинку про лето. Рисование
Грибы. Лепка
Знакомство с акварелью. Рисование
На лесной полянке выросли грибы. Аппликация
Октябрь Укрась платочек ромашками. Рисование
Овощи и фрукты для игры в магазин. Лепка
Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду. Рисование
Цветные зонтики. Аппликация
Осенний лес. Рисование
Красивые птички. Лепка
Знакомство с городецкой росписью. Рисование
Наш любимый мишка и его друзья. Аппликация
Ноябрь Автобус, украшенный флажками, едет по улице. Рисование
Вылепи свою любимую игрушку. Лепка
Сказочные домики. Рисование
Машины едут по улице. Аппликация
Моя любимая сказка. Рисование
Котенок. Лепка
Грузовая машина. Рисование
Звездочки танцуют. Аппликация
Декабрь Зима. Рисование
Девочка в зимней шубке. Лепка
Большие и маленькие ели. Рисование
Новогодняя поздравительная открытка. Аппликация
Наша нарядная елка. Рисование
Птицы синие и красные. Лепка
Снежинка. Рисование
Петрушка на елке. Аппликация
Январь Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике. Рисование
Зайчик. Лепка
Городецкая роспись. Рисование
Красивые рыбки в аквариуме. Аппликация
Машины нашего города Рисование
Щенок. Лепка Лепка
Февраль Нарисуй своих любимых животных. Рисование
Пароход. Аппликация Аппликация
Красивое развесистое дерево зимой. Рисование Рисование
Лепка по замыслу Лепка
Солдат на посту. Рисование Рисование
Папин портрет. Аппликация Аппликация
По мотивам хохломской росписи. Рисование Рисование
Лошадки. Лепка Лепка
Март Картинка маме к празднику 8 Марта. Рисование Рисование
Красивые цветы. Аппликация Аппликация
Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»). Рисование Рисование
Птицы на кормушке. Лепка Лепка
Рисование по замыслу. Рисование
Сказочная птица. Аппликация Аппликация
Знакомство с искусством гжельской росписи. Рисование Рисование
Петух. Лепка Лепка
Апрель Нарисуй какой хочешь узор. Рисование Рисование
Нарядные бабочки. Аппликация Аппликация
Красивые весенние цветы, которые мне очень понравились. Рисование Рисование
Белочка грызет орешки. Лепка Лепка
Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой. Рисование Рисование
Пригласительный билет родителям на празднование
Дня Победы. Аппликация Аппликация
Радуга – дуга. Рисование Рисование
Девочка пляшет Лепка
Методические рекомендации.
Основной формой подачи материала по художественной деятельности является фронтальное занятие. Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,
Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.
В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Методическое обеспечение:
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования \ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
• Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа, М. : Цветной мир, 2017
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа, М. : Цветной мир, 2017
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, М. : Цветной мир, 2017