Юлия Моисеева
Рабочая программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. Первый год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу, адаптированную для детей с Умственной отсталостью, разработанную на основе трёх программ: -ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ авторов Л. А. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой; Спб «Союз» 2001 г. ;
Публикация «Рабочая программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, Первый год обучения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
- ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ авторов Т. Н. Исаевой, Г. Н. Багаевой, Г. В. Цикото, А. А. Ереминой, Н. Б. Жаровой; М., 1993 г. ;
- программы КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ авторов Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой; М., «Просвещение» 2003 г.
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ!
В программу так же входит календарное планирование занятий.
Так же, на основе данной разработанной программы, предлагаю вашему вниманию диагностику первого года обучения.
Рабочая программа
Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Воспитатель
Моисеева Юлия Юрьевна
г. Омск, 2017 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155) и на основе следующих коррекционно-развивающих программ:
- ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ авторов Л. А. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой; Спб «Союз» 2001 г. ;
- ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ авторов Т. Н. Исаевой, Г. Н. Багаевой, Г. В. Цикото, А. А. Ереминой, Н. Б. Жаровой; М., 1993 г. ;
- программы КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ авторов Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой; М., «Просвещение» 2003 г.
Даная программа разработана на базе БСУСО «Кировский детский дом-интернат» для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими умеренную умственную отсталость.
Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов по дошкольному воспитанию:
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (с 15.09.1990г.);
Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 01 ноября 2000 г. «Об утверждении СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Положением «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Уставом и локальными актами учреждения.
Цели и задачи реализации Программы
Основной целью воспитательной работы является коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному обучению и адекватному включению в окружающую и социальную среду. На всех этапах воспитания и обучения реализуются такие задачи как: развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему; формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими; формирование элементарной предметной деятельности. Решение этих задач будет способствовать подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению.
Программа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель: создание благоприятных условий для развития ребенка с умственной отсталостью, его социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей их эмоционального благополучия.
2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
3. Формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
4. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Основным показателем способности детей к обучению, овладения ими различными бытовыми и социальными навыками является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Такая возможность связана как с уровнем развития психических функций ребенка (внимание, память, мышление, сенсорное восприятие, так и с особенностями его эмоционально-волевой сферы. В первую очередь, это проявляется в основных видах детской деятельности, ведущей из которых у ребенка дошкольного возраста является игра.
Основной особенностью детей 1 этапа обучения является практически полная невозможность включения их в какую либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес к новым предметам у таких детей является чрезвычайно нестойким, сконцентрировать их внимание на чем-либо удается лишь на очень непродолжительное время. В плане поведения эта группа детей не является однородной. Здесь выделяются две подгруппы. Для одних детей характерна выраженная недифференцированная активность: они расторможены, бегают по комнате, живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, трясут, тянут в рот, но очень быстро бросают и переключаются на другие.
У других детей, напротив, уровень психической активности чрезвычайно низок: они заторможены, интерес к окружающему почти полностью отсутствует. В группе они обычно крайне пассивны, почти не реагируют на новых людей и игрушки, контакт с ними резко затруднен.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста наблюдается грубое запаздывание в развитии всех двигательных функций, замедленность темпа движений, моторную неловкость, и др. Их двигательная активность или крайне низкая, или чрезмерно высокая, хаотичная. Кроме этого, имеются проблемы с координацией движения, нередко они с трудом сохраняют равновесие. Новые действия дети способны выполнять только вместе с взрослым, знакомые – по подражанию и образцу. Новая обстановка, игрушки у многих детей почти не вызывают эмоциональных реакций. У них редко возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так и с взрослыми. Обычно они бывают пассивными, и их действия полностью подчинены указаниям взрослого.
Психомоторная патология у таких детей проявляется неравномерно и характеризуется выраженным недоразвитием всех компонентов психической деятельности, сопровождается нарушением процессов восприятия, памяти, внимания, неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Потенциальный уровень умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.
1 этап обучения
Программа включает в себя разделы:
- развитие движений
- труд
- ознакомление с окружающим и развитие речи
- обучение игре
- предметно-практическая деятельность
- изобразительная деятельность
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Основной формой организации работы по развитию движений является занятие физической культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.
Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.
В содержание занятий этого этапа обучения входят упражнения, пробуждающие интерес к общению со взрослыми, устанавливающие связи и зависимости между словом и жестом. Дети учатся слушать, понимать и действовать согласно инструкции взрослого, сосредотачиваться на движении. Занятия на этом этапе проводятся индивидуально с каждым ребенком. Время занятий – 5-10 минут.
Задачи воспитания и обучения
- стимулировать двигательную активность детей;
- развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
- формировать положительное отношение к двигательным играм;
- развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье)
- формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
- развивать понимание просьб – команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.)
- развивать ориентировку в пространстве;
- учить выполнять движения по подражанию, по образцу;
- формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);
- учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их глазами;
- развивать координацию движений обеих рук, рук и ног;
Календарное планирование по развитию движений
п/п Тема Дата проведения
Ходить в прямом направлении до игрушки
Отталкивать от себя предмет
Вращение, стоя и сидя на полу в одну и другую сторону
Ходить по дорожке между двух веревочек
Переносить предмет двумя и одной рукой
Ползти по лавочке с помощью рук
Переступать из обруча в обруч
Прокатывать мяч друг другу, в ворота
Ползать на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели
Проползать на четвереньках и животе под дугой, лентой
Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого)
Бросать мяч в корзину
Бросать мяч в горизонтальную цель
Бег в заданном направлении
Бег с остановкой по сигналу
ТРУД
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта на первом этапе обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнения элементарных трудовых поручений с помощью взрослого.
Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей и индивидуально.
Задачи воспитания и обучения
- формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;
- узнавать предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т. п.)
- учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т. п., выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения;
- воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки)
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приема пищи;
- формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды и т. п. ;
- учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишки, зайчика и т. п., усаживание куклы за стол и ее кормление и т. п. ;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
- учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причесывание, раздевание, одевание и т. п., благодарить друг друга за помощь (жест).
Календарное планирование по труду
п/п Тема Дата проведения
«Моем руки после занятий, умывание рук после туалета»
«Помогаем друг другу раздеваться, одеваться»
«Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причесанный, красиво одетый»
«Учим Обезьянку Читу правильно мыть руки»
«Что нам нужно для умывания»
«Учим куклу Аню чистить зубки»
«Учимся расчесываться»
«Убираем игрушки»
«Убираем осенние листья»
«Чистим дорожку от снега»
«Поливаем цветы из лейки»
«Кормим кукол»
«Кукла идет на прогулку»
«Кукла идет в гости»
«Какую одежду носят девочки»
«Какую одежду носят мальчики»
«Постелим кукле кроватку»
«Чашки и ложки»
«Помогаем Мишке вытирать лапы полотенцем»
«Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать кукле Ане»
«Выбираем все что нужно для умывания»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Работа по развитию речи на первом этапе должна быть построена в следующих направлениях:
- развитие речевого слуха;
- развитие способности соотнесения предмета и его вербального обозначения;
- развитие способности понимания речи.
На первом этапе обучения работа сосредоточена на формировании слухового внимания, умение его концентрировать.
Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи проводятся по подгруппам или индивидуально (в зависимости от особенностей психо – физического развития) в форме игры, наблюдения и пр.
Задачи воспитания и обучения
- учить детей слушать речь взрослого;
- учить реагировать на свое имя;
- учить детей соотносить себя с именем, воспитателя;
- учить детей по звукоподражанию находить игрушку;
- учить детей из двух знакомых предметов, игрушек выбирать один
-учить сличать похожую (парную) игрушку с такой же;
- формировать правильное понимание слов, обозначающих предметы окружающего быта, помещений;
- формировать правильное понимание глаголов бытового характера (ешь, пей, встань, садись и т. д.)
-учить правильно реагировать на просьбу взрослого, поощряя лаской, одобрением
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, растений и т. д.);
- формировать первоначальные представления о себе;
-формировать представления о частях тела, их расположении;
- учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
- формировать первоначальные представления о явлениях природы;
- знакомить с праздниками;
Календарное планирование по ознакомлению с окружающим и развитие речи
п/п Тема Дата проведения
«Как кого зовут?»
«Моё тело»
«Голова» (глаза, нос, рот, уши)
«Руки» (я все делаю)
«Ноги» (я хожу)
«Эмоции» (смеюсь, радуюсь, плачу)
«Моя кукла – она похожа на меня»
«Я играю – мои игрушки»
«Одежда и обувь зимой и летом»
«Посуда для меня и для куклы» (большой – маленький)
«Мальчики и девочки группы» (узнавание друг друга по фото, в зеркале)
«Праздник Новый год»
«Домашние животные» (строение, способ передвижения, питание)
«Дикие животные» (среда обитания, сравнение с домашними животными - строение)
«Семья животного»
«Разнообразие растений» (деревья, кусты, цветы, трава)
«Забота о растениях»
«Цвета в природе» (красный, желтый, зеленый, синий, белый)
«Явления природы зимой и летом»
«Солнце, луна, тучи, небо»
«Тучи, дождь, снег»
«Песенки, игры о явлениях природы»
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ
На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта. Это игры с природным, бросовым материалом, бумагой, тканью, бытовыми предметами-орудиями, игры, направленные на сенсорное развитие, конструктивные, театрализованные игры.
Обучение игре дошкольников с нарушениями интеллекта проводится в форме индивидуальных, подгрупповых занятий.
Задачи воспитания и обучения
- учить сосредотачивать внимание на одной игрушке, предмете;
- учить рассматривать понравившуюся игрушку (брать, перекладывать из одной руки в другую, поворачивать, сжимать и т. д.)
- формировать продолжительность манипулятивных действий совместно со взрослым, переходящих в процессуальные действия;
- учить подражательным действиям;
- развивать познавательные функции руки: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием)захват, удерживание, приближение и. т. д.
- формировать представления о количестве: много, мало, пусто;
- пробуждать стремление действовать вместе со взрослым;
- формировать положительное эмоциональное отношение, пробуждать интерес к играм и разнообразным действиям с бросовым материалом, тканью и бумагой;
- развивать общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию;
Календарное планирование по обучению игре
п/п Тема Дата проведения
«Налей воду в кастрюли»
«Плавает и тонет»
«Наполни водой (шариками, фасолью и т. д.) большой и маленький кувшин»
«Разноцветные дорожки» (рваная аппликация)
«Мокрая и сухая тряпочка»
«Шумит и шелестит» (пакеты, фольга)
«Накроем кастрюли крышками и донесем до плиты (исп. прихватки)»
«Сервировочный столик»
«Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине»
«Протираем посуду»
«Пустой и полный»
«Одинаковые игрушки»
«Предметы и картинки»
«Найди пару»
«Лоток с кубиками и шариками» (катится – не катится)
«Пирамидки»
«Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины)
«Далеко – близко»
«Составь бусы» (форма и величина)
«Построим башню: кубик на кубик»
«Дорожка для машин из пластин»
«Забор из кирпичиков и кубиков»
«Спрячь матрешку в домик» (величина)
«Игры с прищепками» (Ежик, Солнышко, елочка и т. д.)
«Познакомимся с куклой Аней»
«Игры – потешки с куклами-подружками»
«Кормим кукол обедом»
«Укладываем спасть куклу»
«Оденем куклу на прогулку»
«Большие и маленькие ножки» (куклы и дети) «Стирка одежды» (кукольная)
«Куклы ждут Деда Мороза» (наряжают елку)
«Кошка и котята»
«Лягушки и бабочки у озера»
«Песенки, потешки, прибаутки»
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятие по предметно-практической деятельности проводятся как за столом, так и в свободном пространстве групповой комнаты, сидя на стульчиках в кругу или стоя.
Построение занятия предметно-практической деятельностью должно предусматривать необходимость более частой смены видов деятельности детей. В каждое занятие включается несколько видов деятельности: упражнение на внимание, выполнение подражательных действий, определенные предметные действия, дидактическая игра.
Задачи воспитания и обучения
- учить детей фиксировать взгляд на предметно- манипулятивных действиях педагога;
- учить наблюдению за движущимися игрушками;
- учить детей внимательно смотреть на взрослого и подражать различным его действиям;
- показывать части своего тела и лица, повторяя показ взрослого;
- выполнять простые подражательные движения за педагогом и по показу и инструкции «делай вместе», «делай как я»;
- учить выполнению подражательных движений с предметами;
- учить детей удерживать предмет в руке, правильно выполнять простые подражательные действия с одним предметом;
- развитие мелкой моторики рук и пальцев; целенаправленных манипулятивных действий.
Календарное планирование по предметно-практической деятельности
Сминать материал (мягкая и твердая бумага)
Сминать материал (ткань)
Разрывать материал (бумага)
Разрывать материал (ткань)
Разминать материал (декоративное тесто)
Разминать материал (пластилин)
Пересыпать материал (раздробленную крупу)
Пересыпать материал мелкозерновой
Пересыпать материал крупнозерновой
Переливать материал: вода, густой материал
Наматывать материал- тонкие нитки
Наматывать материал толстые нитки
Захватывать предмет одной рукой
Захватывать предмет двумя руками
Захватывать предмет с углами
Захватывать предмет круглые предметы
Захватывать узкие предметы
Захватывать широкие предметы
Удерживать предмет
Отпускать предмет- подбрасывать вверх
Отпускать предмет- бросать вперед
Отпускать предмет- катить
Встряхивать предмет
Толкать предмет
Вращать предмет
Нажимать на предмет (всей рукой)
Нажимать на предмет одним пальцем
Удерживать предмет в одной руке, выполнять подражательные действия
Катание шарика в заданном направлении
Бросание шариков (др. предметов) в банку, коробку
Перекладывание предметов из одной коробки в другую одной рукой
Открывание и закрывание коробок, матрешек
Нанизывание пирамидки
Постройка башенки из кубиков (больше-меньше, такая же)
Выбор предметов по образцу и инструкции
Раскладывание предметов на две группы (цвет, величина)
Выбор одинаковых по величине предметов
Группировка парных предметов по величине
Пальчиковые игры «Пальчики здороваются»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятия по изобразительной деятельности проходят как в первой так и второй половине дня по подгруппам и индивидуально.
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс деятельности, привлекать их внимание к полученному результату.
Задачи воспитания и обучения
- вызывать интерес к изобразительной деятельности;
- формировать положительное отношение к изобразительной деятельности;
- развивать игровую направленность, учить действовать с готовыми изображениями;
- знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;
- развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор-рука», зрительно-двигательную координацию;
- демонстрация карандаша, его свойств,
- знакомить с карандашом и кистью;
- учить работать с карандашом (держать правильно, рисовать вертикальные и горизонтальные линии)
- учить работать с красками (закрашивание пространства листа)
Календарное планирование по рисованию
п/п Тема Кол-во часов Дата проведения
Здравствуй карандаш
Спрячь картинку
Каляки-маляки
Рисование прямых линий
Палочки
Дождик
Нитки для шариков
Дорожки
Рисование кругов
Круги
Мячики
Воздушные шарики
Снеговик
Знакомство с красками
Цветная вода
Спрячь зайку
Снег идет
Нарядная елочка
Рисование пальчиками и ладошками
Конфетти
Ладошки
Снегопад
Лучики (солнышко)
Сосульки закапали
Небо
Травка
Цветочки
Ягодки
Календарное планирование по лепке
п/п Тема Кол-во часов Дата проведения
1 Вот такой пластилин
2 Карандаши
3 Пластилиновая мозаика
4 Печем блинчики
5 Конфеты на тарелочке
6 Снег идет
7 Снеговик
8 Бусы
9 Неваляшка
10 Морковка
11 Яблоки
12 Мухомор
13 Витамины в баночке
14 Покорим курочку
Использованная литература
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью; СпБ изд. «Союз» 2001 г.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Москва, Просвещение, 2003 г.
3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Под ред. Дементьевой Н. Ф.
Мин. соц. защиты населения Р. Ф., Центральный НИИ экспертизы
трудоспособности и организации труда инвалидов. Москва, 1993 г.
4. Е. А. Янушко Лепка с детьми дошкольного возраста. Москва, Мозаика-синтез, 2007 г.
5. Е. А. Янушк Рисование с детьми раннего возраста
Москва, Мозаика-синтез, 2007 г.
6. Интернет-источник
http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-uchitelja-defektologa-po-poznavatelnomu-razvitiyu-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-umstvenoi-otstalostyu.html