Екатерина Шашнова
Рабочая программа. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация художественной творческой деятельности детей. К концу третьего года жизниу детей формируются новые виды деятельности: рисование, конструирование.
Публикация «Рабочая программа, Образовательная область „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру
2) Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
3)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке
4)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации
5) Приобщение к словесному искусству
Задачи образовательной деятельности :
Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно с взрослым и самостоятельно.
Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).
Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.
Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования, поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические 4 умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.
Содержание образовательной деятельностиразвитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения : на основе дуги.
В предметном изображении : развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером.
Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, соответствующие изображаемому предмету
Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.
Целевые ориентиры:
охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы;
эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации;
создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами;
принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.
Комплексно-тематическое планирование
«Художественное творчество» (2-3)
Месяц Неделя Тема НОД Цель Форма организации совместной образовательной деятельности Методическая литература
сентябрь 3 неделя Рисование
Наблюдение Познакомить с желтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием правилами безопасности, воспитывать аккуратность. Беседа с детьми о цветовой гамме; показ воспитателем подведение итога. Изобразительная деятельностьи художественный труд. 1младшая группа : комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова--- Волгоград: Учитель, 2015 - с. 154
4 неделя Конструирование (Узкая дорожка зеленного цвета Учить детей наклеивать разноцветные полоски, закреплять прием намазывания клеем и наклеивания деталей с учетом их сочетания по цвету; ;выставка детских работ; двигательная импровизация «По узенькой дорожке» Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2015 — с. 157
октябрь 1 неделя Рисование
Что за палочки такие? Загадывание загадки и чтение стихотворения, игровая мотивация, самостоятельная работа детей; подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 134
2 неделя Конструирование (Аппликация) :«Заборчик для дома собачки» Учить составлять из отдельных частей целое, добавлять отдельные детали, прикладывать на бумагу самостоятельно; аккуратно намазывать детали клеем и преклеевать их с помощью педагога; воспитывать аккуратность. Создание игровой мотивации-предложение превратиться в строителей и построить заборчик, самостоятельная работа детей; подведение итогов. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 123
3 неделя Лепка:«Палочки» Развивать умение лепить по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности; учить сглаживать поверхность формы, рассматривание с детьми предметов; лепка детьми палочек, подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 148
4 неделя Конструирование (Аппликация) : Заборчик Учить аккуратно намазывать детали клеев и приклеивать их на бумагу в форме заборчика; воспитывать интерес к изобразительному творчеству. Создание игровой мотивации; показ приемов работы; выполнение работы детьми; подведение итогов. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 90
ноябрь 1 неделя Лепка:«Бревенчатый домик – станция» Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы конструктивным способом; учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми; закреплять навыки аккуратной лепки. Создание игровой мотивации; показ приемов лепки; дидактическая игра «Домик»; подведение итогов. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 129
2 неделя Конструирование (конструирование) : «Рыбка» Учить складывать рыбку из геометрических фигур, формировать понятие «целое», «часть», развивать память, внимание прививать интерес к изобразительному творчеству. Загадывание загадки об аквариуме; рассматривание аквариума или его иллюстрации; показ приемов работы- складывания из геометрических фигур рыбки Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшаягруппа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 93
3 неделя Рисование
Королева кисточка рассказывает Учить правильно держать кисточку, рассматривать ее,обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать Создание игровой мотивации; показ приемов работы; самостоятельная работа с кистью подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 138
4 неделя Конструирование (Аппликация) : «»Стол и стул» Учить детей в одновременном действии с кубиками и кирпичиками, учить различать их; побудить их к общению Объяснение нового материала: выполнение заданий детьми; подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 119
декабрь 1 неделя Лепка:«Кто живет в избушке?» (коллективная композиция) Учить лепить фигуру человека в движении, объединять фигурки в несложные сюжеты (игра в «снежинки»); закреплять умение лепить предметы конструктивным способом, лепить мелкие детали, наносить стекой рисунок; поощрять творческую инициативу. Создание игровой мотивации: беседа «Что вы делаете на улице? В какие игры вы любите играть зимой?»; предложение сделать композицию «Как мы гуляем на участке»; показ последовательности изготовления фигуры человека (самого себя); лепка детьми фигуры человека; изменение позы заранее выполненной фигуры человека воспитателем; выполнение задания детьми; составление композиции из фигурок; подведение итога Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа:комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 154
2 неделя Конструирование (Аппликация) : «Башня» Учить раскатывать комочек пластилина прямыми движениями ладоней, вызывать у детей желание лепить. Загадывание загадки, игровая ситуация, соревнование между мальчиками и девочками, подведение итогов Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 104
3 неделя Лепка: «Мы скатаем снежный ком» Учить раскатывать пластилин в комочек, передавать цветом эмоциональный настрой; поощрять творческую инициативу. Игра «Чудесный мешочек»; показ приемов лепки новогодних шаров пластилина; выполнение работы детьми; подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 143
4 неделя Конструирование (Аппликация) : Кресла для матрешки» Учить делать кресло из кирпичиков, слушать и понимать объяснение, побуждать к общению Игровая ситуация, проблемная ситуация, показ, объяснение, совместная работа с воспитателем, подведение итогов Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 109
январь 3 неделя Лепка: «Посуда для кукол» Учить лепить по представлению знакомые предметы (чайная чашка, создавать полую форму из целого куска глины (пластилина, украшать предмет дополнительными материалами (бусинками и зёрнышками, сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми; поощрять творческую инициативу. Создание игровой мотивации; показ приемов работы; лепка детьми чайной посуды; подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 139
4 неделя Рисование
«На деревья, на лужок тихо падает снежок» Учить ритмично располагать мазки на земле, на деревьях ; воспитывать желание любоваться красотой природы; пробуждать интерес к образу зимы Беседа и чтение стихотворения о снегопаде; показ приемов работы, совместная работа с воспитателем, подведение итога; выставка работ на стенде. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 102
февраль 1 неделя Лепка:«Вот как мы умеем» Учить находить сходство с окружающими предметами и персонажами. Совместная работа с воспитателем, закрепление всех известных приемов лепки. Подведение итогов. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 1 младшей группе детского сада: планы и конспекты занятий / Т. С. Комарова-М. : Мозаика-Синтез, 2015-с. 59
2 неделя Рисование
«Колеса на машине» Продолжать учить рисовать и закрашивать круги; развивать интерес к изобразительной деятельности Беседа и чтение стихотворений о машинах; показ приемов рисования кругов самостоятельная работа детей; выставка работ на стенде; подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 младшая группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 111
3 неделя Рисование
«Шарики в коробке» Учить рисовать круги, ориентируясь на 4 опорные точки Игровая ситуация, показ образца, объяснение, совместная работа с педагогом, выставка работ, подведение итогов Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 1 младшей группе детского сада: планы и конспекты занятий / Т. С. Комарова-М. : Мозаика-Синтез, 2015-с. 62
4 неделя Конструирование («Башенка» Учить детей действовать по показу воспитателя; способствовать речевому развитию. Объяснение, показ образца, игровая ситуация, подведение итогов Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 1 младшей группе детского сада: планы и конспекты занятий / Т. С. Комарова-М. : Мозаика-Синтез, 2015-с. 83
март 1 неделя Лепка: «Самолет» Учить лепить самолет, раскатывая между ладонями палочки, соединять части Создание игровой мотивации, путешествие, загадывание загадки, -показ приемов лепки, совместная и самостоятельная работа, подведение итогов Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл гр группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 141
2 неделя Конструирование («Машина для доктора Айболита» Учить строить грузовик из пластилина, кубика, кирпичика; вызывать радость, интерес добрые чувства к персонажу Игровая ситуация, литературное слова, самостоятельная работа, подведение итогов. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 1млгруппе детского сада: планы и конспекты занятий / Т. С. Комарова-М. : Мозаика-Синтез, 2015-с. 34
3 неделя Лепка: «Слепим мисочку и угостим ежика молочком» Побудить доступными приемами (вдавливание, расплющивание) изготовить мисочку и использовать ее в игре Сюрпризный момент, игровая ситуация, загадывание загадок, самостоятельная работа, подведение итогов Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 132
4 неделя Рисование
«Повисла с крыши сосулька – льдинка» Учить рисовать разные по длине линии (сосульки, мазками (капельки) Создание игровой ситуации: загадывание загадки о сосульках, объяснение, самостоятельная работа, подведение итогов. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 113
апрель 1 неделя Лепка: «Погремушка для сестренки» Учить лепить игрушку из шарика и палочки, закреплять навык скатывания и раскатывания пластилина между ладонями. Обсуждение с детьми, объяснение, самостоятельная работа, подведение итогов Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 1 мл группе детского сада: планы и конспекты занятий / Т. С. Комарова-М. : Мозаика-Синтез, 2015-с. 86
2 неделя Конструирование («Ворота для машины доктора Айболита» Учить строить ворота из 2 вертикально стоящихкирпичиков, на которые кладется один кирпичик. Объяснение нового материала; литературное словодеталей; выполнение аппликации детьми; подведение итога Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 121
3 неделя Лепка: «Курица и цыплята» Учить лепить предметы конструктивным способом, передавая характерные особености; развивать мелкую моторику рук, формируя умение лепить мелкие детали; закреплять навыки аккуратной лепки; воспитывать интерес к лепке. Создание игровой мотивации; показ приёмов лепки цыплят; подвижная игра «Убеги от кошки»; подведение итога. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 131
4 неделя Рисование
«Тележка для ежика» Учить различать различные виды транспорта, продолжать воспитывать умение изображать округлые детали Чтение стихов о разных машинах, проблемная ситуация, игровая ситуация сюжетно-ролевая игра «Едем-едем на машине». Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015 — с. 98
май 1 неделя Лепка: «Поможем Айболиту вылечить медвежат» Формировать умение лепить фрукты округлой формы, воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать игровым персонажам. Игровая ситуация, самостоятельная работа, подведение итогов Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 1 мл группе детского сада: планы и конспекты занятий / Т. С. Комарова-М. : Мозаика-Синтез, 2015-с. 75
2 неделя Конструирование
Змейка из пуговиц Развитие мелкой моторики пальцев рук, творческой фантазии малышей Создание игровой мотивации; показ приемов работы, самостоятельная работа, подведение итогов. Изобразительная деятельность и художественный труд. 1 мл группа: комплексные занятия / авт. сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2016 — с. 117