Ольга Богатырева
Рабочая программа театральной студии «Мастерская игры» для детей 6–7 лет. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа МО Театральной студии "Мастерская игры" ЧАСТЬ 2
Содержание программы
В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:
- Беседа о технике безопасности в театральной студии;
Публикация «Рабочая программа театральной студии „Мастерская игры“ для детей 6–7 лет, Часть 2» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе.
- Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
В программу входят следующие разделы:
Раздел 1: «От игры до спектакля» (включает в себя несколько подразделов)
1.1 «Основы театральной культуры»
Задача данного подраздела создание условий для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:
• Особенности театрального искусства.
• Виды театрального искусства.
• Театр снаружи и изнутри.
• Культура зрителя.
1.2 «Мастерская игры»
Включает в себя подбор творческих задания сделать сценические импровизации на заданную тему или просто задания изобразить кого-то или что-то. Педагог объясняет, как нужно говорить и двигаться на сцене. Игры и упражнения проводятся с целью научить слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения, воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим
1.3 Работа над спектаклем
Основные этапы работы :
Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Репетиции.
Сводная репетиция.
Перед педагогом ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается на сколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный в начале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.
Монтировочная репетиция.
Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебелью ширмы другие детали. Это довольно сложно, так как смена зачастую должна быть быстрой, бесшумной, точной.
Генеральная репетиция.
Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.
Премьера.
Это итог длительной работы всего коллектива, момент наивысшего напряжения. Выявление всех творческих способностей детей.
Раздел 2: «На языке тела»
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел 3: «Свободный звук»
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Тематическое планирование
№ Тема Кол-во занятий Цели Практическая часть занятий
1. Вводное занятие 5
1.1
Давайте знакомиться. 1 Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. Беседа - игры
1.2 Играем вместе 4 Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры - упражнения на развитие слухового, зрительного внимания, воображения.
2 «От игры до спектакля» 43
2.1 Что такое искусство? 3 Формировать представления о понятиях искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт артист и т. д. расширять общекультурный кругозор детей. Просмотр видео- фотоматериалов, сюжетно- ролевые игры.
2.2 За кулисами 4 Формировать представление о театре, как о виде искусства. Рассказывать об особенностях театрального искусства. Знакомить детей с видами театрального искусства. С театральной терминологией. Воспитывать представление в театральных профессиях. Беседа, театральные игры - этюды.
2.3 В гостях у сказки. 7 Формировать творческую художественно- речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Беседа. Игровой - тренинг. Этюды.
2.4 Веселые сочинялки. 1 Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). Игры
2.5 Этюды. 11 Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. Творческие задания
2.6 Работа над репертуаром 10 Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей. Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка.
2. 7 Репетиции 6 Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная.
2.8 Премьера
3
3 «Свободный звук» 10
3.1 Веселая гимнастика. 2 Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. Игровой практикум.
3.2 Зарядка для лица и языка. 3 Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании, голосо - речевой тренинг. Беседа, практическое занятие. Упражнения на развитие речевого аппарата.
3.3 Забавные чистоговорки. 3 Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. Игры со словами. Заучивание чистоговорок
3.4 Говорилки. 2 Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. Речевые игры, чтение стихов
4 «На языке тела» 12
4.1 Разминка - тренинг 3 Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости. Игровой тренинг
4.2 Музыкально-пластическая импровизация. 2 Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. Игровой тренинг
4.3 Язык жестов. Мимика. 5 Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. Игровой тренинг
4.4 Психогимнастика. 2 Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. Игровой тренинг
5. Итоговое занятие 1 Подведение итогов, обмен впечатлениями Просмотр видео- фотоматериалов, чаепитие
Методы и приёмы, используемые в работе
• Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
• Метод приучения средствами упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
• Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.
• Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.
Материально-техническое оснащение занятий:
• Сценическая площадка;
• Реквизит студии (предметы, костюмы, бутафория, декорации)
• Музыкальный центр;
• Стулья или кубы;
• Проектор;
• Ноутбук;
• Занавес и световой реквизит театральной студии.
Список литературы
1. Доронова Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. : "Просвещение" 2004.
2. Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н / Д : изд- во " Феникс", 2004 .
3. Мерзлякова С. И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Программно- методическое пособие - М. : 1999.
4. Мочалов Ю. А. Первые уроки театра. М. :1986г.
5. Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М. : " Социум" 1999г.
6. Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
7. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр -Творчество -Дети" : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М. : 2004.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика
9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
10. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М. :Мозаика- Синтез, 2008.