Наталья Николаевна Шумеева
Рабочая программа по театральной деятельности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обнов-ления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеоб-разие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразова-ние предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желания-ми и склонностями.
Публикация «Рабочая программа по театральной деятельности для дошкольников» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музы-кальной и др.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического разви-тия личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, му-зыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей представляет театрали-зованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Направленность программы :
Данная дополнительная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной дея-тельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, разви-тие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности : коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромис-важные моменты данной программы.
Новизна программы :
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Ребятам дается возможность самим придумы-вать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому со-здавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведени-ем животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности : познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Актуальность программы :
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс фор-мирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве ак-тивного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на разви-тие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков обще-ния, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, уме-ние развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям рас-крыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повыше-ние уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важ-ных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: по-нимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противо-речия в общении.
Основной целью программы является :
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знания-ми, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1. Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и во-ображения;
2. Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
3. Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжела-тельности в коллективе;
4. Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании твор-ческой мастерской
Отличительные особенности: каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содер-жание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артику-ляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, ко-торые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельно-сти.
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни.
6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет (2 младшая, средняя, саршая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательно-го минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом интеграции образовательных обла-стей и обновления содержания по различным программам.
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю во 2 младшей группе, 2 занятия в средней группе, 2 занятия в старшей группе, 2 занятия в подготовительной группе во вторую половину дня. Продолжительность заня-тий во 2 младшей группе 10-15 мин, в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной - 30 мин.
Срок реализации программы : 4 года.
Формы и режим занятий: группами по 10-15 человек.
Занятия проводятся во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН (а).
3-4 года: (младшая группа) года: 1 раз в неделю по 15 минут.
4-5лет: (средняя группа) : 2 раза в неделю по 20 минут.
5-6лет: (старшая группа) : 2 раза в неделю по 25 минут.
6-7лет: (подготовительная группа) : 2 раза в неделю по 30 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения ребенок овладевает следующими знаниями, умениями и навыками:
Младший возраст - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоя-тельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопережи-ванию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нрав-ственное отношение к окружающему миру.
- способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения
- умение подражать образу героев
- умение работать в коллективе
Средний возраст:
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимиче-скую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные про-цессы, фантазии) .
Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Старший возраст:
Дети произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой го-лоса;
выразительно читают стихотворный текст;
передают образ героя характерными движениями;
действуют на сцене в коллективе;
держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная группа:
Ребята имеют представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;
- имеют навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;
- знают основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т. д.);
- умеют пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;
- умеют свободно ориентироваться на сценической площадке;
- умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
- умеют сочинять этюды по сказкам.
- может применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Ребята участвуют в ежегодных районных соревнованиях по театрализованной деятельности : «Театральные под-мостки» и «Золотая маска», все полученные знания и умения ребята демонстрируют на открытых занятиях, откры-тых концертах для родителей, фестивалях.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, ито-говый - в мае по методике Э. Г. Чуриловой.
Учебный план
(Младший возраст)
«Мы в театре.»
(театрализованное представление)
Знакомство с куклами и театральной студией
Работа над репертуаром
Мастерство актера
Сценическая речь
Ритмопластика 19
5
3
3
5
3
6
2
1
1
2
-
14
3
2
2
3
3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
«Волшебная сказка» (Рождественская сказ-ка)
Работа над репертуаром
Мастерство актера
Сценическая речь
Репетиции
9
1
3
3
2
1
1
-
-
8
-
3
3
2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Театральные этюды, постановоки, ДОУ
Основы театральной культуры
Работа над репертуаром
Мастерство актера
Сценическая речь
Ритмопластика
Итого: 38 10
1
2
5
5
5
38 1
1
-
-
-
-
9
-
1
1
3
4
Календарно-тематическое планирование (младший возраст)
Базовый компонент Компонент ДОУ Национальный региональ-ный компонент Интеграция образователь-ных областей
Воспитывать у детей инте-рес к театрально-игровой деятельности.
Сентябрь (5 занятий)
Вводное занятие:
Задачи:
Познакомить с театраль-ными куклами студии.
Вырабатывать умение сле-дить за развитием действия в кукольном спектакле.
Побудить детей к участию в танцевальных импровиза-циях.
Поощрять участие детей в театрально-игровой дея-тельности и желание детей участвовать в танцеваль-ных импровизациях.
Формировать положитель-ное отношение к театраль-но-игровой деятельности.
Познакомить детей с прие-мами управления настоль-ными куклами.
Показ детям спектакль настольного театра «Маша и медведь».
Потешки: «Водичка», «Маша - маленька», «Уж я Танечке пирог испеку».
Игра «Сорока-сорока»
Игра «Гуси, гуси».
Пальчиковая игра «На две-ри висит
Загадки о зайце, лисе, мед-веде.
Русские народные Потеш-ки: «Расти коса до пояса», «Наварила, напекла», «Баю-бай».
Песня «Колыбельная» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой»»
Танец «Марш медвежон-ка»
под музыку М. Протасова.
Музыка, ритмика, рисова-ние
Развивать речь: обогатить словарь, формировать уме-ние строить предложения.
Формировать умение ми-микой, жестами, движением передавать основные эмо-ции.
Научить выразительным жестам. замок».
Октябрь (4 занятия)
Развивать интерес и береж-ное отношение к игрушкам, театральным куклам.
Развивать интерес к играм драматизациям и к куколь-ным спектаклям, поддер-живать радостное настрое-ние. Формировать умение чувствовать эмоциональное состояние другого челове-ка и адекватно реагировать на него.
Задачи:
Познакомить с приемами вождения настольных ку-кол.
Потешка: «Заинька».
Показ детям спектаклей настольного театра
«Маша и медведь», «Реп-ка».
Побудить детей участво-вать в танцевальных им-провизациях с настольны-ми куклами.
Потешки: «Расти коса».
«Наварила, напекла», «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Заинька», «Вышел козлик погулять».
Этюды на выражение ос-новных эмоций: «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?».
Разыгрывание народной прибаутки: «У пчелки хво-ри».
Разыгрывание спектакля
«Маша и медведь».
Игра-драматизация «Реп-ка».
Привлечь детей к сочине-нию коротких сказок, ис-торий.
Сочинение совместно с детьми сказки «Встреча в лесу». Иллюстрации к книге С. Файнштейн.
Цикл стихов А. Барто: «Игрушки», «Кукла», «Мишка», «Лошадка».
Книга С. Фанштейн «У нас порядок».
Песня «Цветики, цветики»
(Н. Френкель)
Музыка, хореография, развитие речи, музыка
Ноябрь (4 занятия)
Побудить детей к участию в кукольном спектакле на осеннем утреннике, игре- драматизации, плясках, му-зыкальных играх, испол-нении песен перед родите-лями, сотрудниками дет-ского сада.
Учить плавно, двигаться под музыку, бережно качая куклу.
Вызвать желание инсцени-ровать стихотворение А. Барто.
Задачи:
Закрепить приемы вожде-ния настольных кукол.
Формировать умение вы-ражать эмоциональное со-стояние мимикой, жестами, движениями.
Драматизация сказки «Реп-ка», кукольный спектакль «Маша и медведь».
Кукольный спектакль «Маша и медведь».
Чтение стихотворения А. Барто.
Поддерживать желание двигаться под веселую му-зыку, самостоятельно при-думывать танцевальные движения.
Приучать внимательно, слушать потешки, изобра-зить спящего человека.
Потешки: «Идет коза рога-тая», «Котик», «Ах, не плач, не плач, «Ночь». Игра «Гости»
Стихотворение «Грузовик»
А. Барто.
Грамзапись песни «Тихо, куколка» (муз. М. Прота-сова). хореография, развитие ре-чи, ритмика, музыка
Декабрь (5 занятий)
э
Развивать умение мимикой, позой, жестами, движения-ми передавать основные эмоции.
Совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.
Задачи:
Поощрить участие детей в театрально-игровой дея-тельности.
Разыгрывание стихотворе-ния «Кто как»
Побудить сочинять сказки используя для этого кукол настольного театра.
Сочинение сказки «Пету-шок наш не поет»
Средствами кукольного те-атра способствовать разви-тию речи: формировать умение строить предложе-ния, добиваться правильно-го и четкого произнесения слов.
Разыгрывание потешек «Сова», «Две тетери», «Мы шагаем по сугробам», «Да-вай будем одеваться».
Показать детям настоль-ный кукольный спектакль «Машенька и рукавичка».
Инсценирока «Добрая Де-вочка»
Январь (4 занятия)
Оценить умения детей в те-атрально-игровой деятель-ности на пройденном с сен-тября по декабрь (включи-тельно) материале:
Этюдный тренаж, игры-драматизации, этюды с куклами, кукольные спек-такли.
Выразительные движения: котик мурлычет, трется го-ловой о руку педагога.
Мимика: приветливый взгляд.
Учить согласовывать свои действия с действиями то-варищей.
Рисование.
Побудить оценивать и изображать отдельные чер-ты характера человека.
Разыгрывание сценки «Ан-тошка»
Песня «Маме улыбаемся» В. Агафонникова.
Сказка «Добрая девочка» С. Сулиной.
Разыгрывание диалогов и потешек: «Сынок, не плач».
С помощью мимики, дви-жений, жестов изобразить трудолюбивого кота.
Потешка: «У неряхи-растеряхи».
Книга «Всю жизнь я играю в куклы» С. Образцова.
Стихотворение
«Петушок»
(Г. Сапгир)
Стихотворения
«Ежик»,
(Про лягушонка»
(С. Еремеев)
Спектакль «Маша обедает»
(С. Капутякин)
хореография, развитие ре-чи, музыка
хореография, развитие ре-чи, музыка
Закрепить навыки управле-ния настольными куклами.
Побудить самостоятельно искать выразительные же-сты, движения для созджа-ния образа.
Февраль (4 занятия)
.
Показать детям настольный кукольный спектакль «Ма-ша обедает»
Разыгрывание стихотворе-ния по ролям: «Ежик»
Разыгрывание кукольного спектакля «Маша обедает»
Разыгрывание потешки «Летели кукушки»,
«Зайчишка-трусишка»
Стихотворение
«Зимняя пляска»
(О. Высотская).
ритмика, изо, музыка
Продолжать побуждать де-тей к участию в кукольном спектакле на осеннем утреннике, игре-драматизации, плясках, му-зыкальных играх, испол-нении песен перед родите-лями, сотрудниками дет-ского сада.
Задачи:
Учить различать положи-тельные и отрицательные черты характера персонажа и изображать их с помо-щью мимики, жестов
Март(4 занятия)
Показ детям театрализо-ванной сказки «Козлятуш-ки и волк»
Разыгрывание настольного театра «Козлятушки и волк»
Потешка: «У неряхи-растеряхи».
Книга «Всю жизнь я играю в куклы» С. Образцова.
Стихотворение
«Петушок»
(Г. Сапгир)
развитие речи, ритмика, музыка
Поощрить участие детей в теавтрально-игровой дея-тельности.
Совершенствовать навыки вождения настольных ку-кол.
Поощрить желание высту-пать перед сотрудниками детского сада и родителями
Апрель (4 занятия)
Задачи: Побудить самосто-ятельно придумывать дви-жения для создания образа.
Развивать мелкую мотори-ку рук, выразительные же-сты.
Учить детей различать эмоции, уметь передавать их с помощью мимики и жестов.
Познакомить детей с ку-кольным спектаклем «Заюшкина избушка».
Учить понимать эмоцио-нальное состояние героя и изображать его.
Предложить детям изобра-зить игрушкой как идет бычок. Используя потешку «Ой, бычок»
Прибаутка «Синичка-сестричка».
Разучивание скороговорки «У Антипа»
Стихотворение «Корабль»
(В. Степанов)
Инсценировка «Под гриб-ком»
(по сказке Сутеева)
Сценка
«Купанье»
(по стихот-ворению З. Александровой)
математика, развитие речи, ритмика, музыка
Май (4 занятия)
Развивать желание играть с театральными куклами, са-мостоятельно находя выра-зительные движения для создания образа персо-нажнй, участвующих в диалоге.
Провести анализ театраль-но-игровой деятельности детей.
Оценить творческие спо-собности детей в различ-ных видах игровой дея-тельности.
Задачи: Научить различать отдельные черты характера человека и литературного персонажа, изображать их с помощью мимики, жестов.
Стимулировать желание играть с настольными кук-лами, самостоятельно находить выразительные движения для создания об-раза персонажа.
Закрепить представления о различных эмоциях, научить изображать их с помощью мимики, жестов.
Развивать дикцию, умение четко и быстро произно-сить скороговорки.
Разучить с детьми скорого-ворку «Раз-росинка».
Разыгрывание стихотворе-ний: «Сверху пискнула си-ница»
(С. Еремеева);
«Капризный бычок» Г. Ладонщикова);
«Сенокос»
Перевод из чешской нар поэзии С. Маршака)
Математика, развитие ре-чи, ритмика, музыка