Светлана Бугакова
Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет
▼ Скачать
1. Пояснительная записка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.
Публикация «Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
-заменой звуков более простыми по артикуляции;
-трудностями различения звуков;
-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.
Актуальность.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В основе создания этой программы был использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, в частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа2.4.1.2660-10, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами (п. 2.12.7).В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового во приятия;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников,
сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Направления коррекционно-развивающей работы :
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
2. Формы, методы и способы организации образовательной деятельности
Форма организации обучения – групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Для подгрупповых и групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста. Основная цель подгрупповых и групповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут – 2 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка (приложение).
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
3. Планируемые результаты освоения программы
В итоге логопедической работы дети 5-6 лет должны :
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
В итоге проведенной логопедической работы дети 6-7 лет должны научиться:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
• отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
4. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса.
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября.
Цель обследования:
1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему ком-поненты:
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
3. Звукопроизношение
4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова
5. Навыки языкового анализа
6. Грамматический строй речи
7. Навыки словообразования
8. Связная речь
Данные обследования фиксируются в журнале «Первичного обследования».
По результатам обследования логопед составляет «Фонетический лист группы». (Приложение). Вносит данные о выявленных детях с нарушениями речи в журнал «учета детей нуждающихся в логопедической помощи. На зачисленных детей заполняет речевую карту и план работы (Приложение).
5. Материально-техническое обеспечение программы.
• Зеркало.
• Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
• Комплект зондов для постановки звуков.
• Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
• Спирт.
• Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
• Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
• Логопедический альбом для обследования речи.
• Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
• «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
• Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
• Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
• Предметные картинки по лексическим темам.
• Игры для совершенствования грамматического строя речи.
• Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
• Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
• Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
6. Содержание логопедической работы.
Работа строится по следующей схеме:
1-е две недели сентября – обследование детей ДОУ. с 3 до 7 лет, третья неделя сентября –
обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в логопункт ДОУ, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 6-го года жизни разделено на 3 периода обучения:
I период – последняя неделя сентября - октябрь – ноябрь 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю, 7 час. 30 мин.
II период – декабрь – февраль 11 недель, 22 занятия – 2 занятия в неделю, 9 час.
III период – март – май 10 недель, 20 занятий – 2 занятия в неделю, 8 час.
Звукопроизношение + связная речь. Всего 60 занятий в год - 24 час. 30 мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 7 года жизни разделено на 2
периода обучения:
I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю,13 час.
II период – январь – май, 17 недель, 34 занятия – 2 занятия в неделю, 17 час.
Звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь. Всего 60 занятий - в год 30 час. С 15мая – повторение пройденного материала.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию.