Голодова Наталия Юрьевна
Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
I.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Публикация «Рабочая программа для детей 3–4 лет „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя. Программа определяет специфику организации воспитательно-образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
Рабочая программа образовательной области "Познавательно –речевое развитие" подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-разования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Россий-ской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной дея-тельности по основным общеобразовательным программам дошкольного об-разования» Приказ № 1014 от 30. 08. 2013»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
1.3. Методическое обеспечение
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной про-граммы дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1.4. Цель и задачи программы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Приобщение к социокультурным ценностям.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства;
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследова-тельской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.6. Возрастные особенности
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.
Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
1.7. Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
II. Основная часть
2.1. Расписание образовательной деятельности
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г. регистрационный № 28564).
Формы проведения ООД – фронтально, по подгруппам, индивидуально.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом.
2.2. Учебный план
Познание
Количество НОД в неделю - 1; в месяц - 4; в год - 36
Формирование элементарных математических представлений
Количество НОД в неделю - 1; в месяц - 4; в год - 36
2. 3. Комплексно-тематическое планирование в соответствии с программой, методическим комплексом
2.4. Особенности организации образовательной деятельности
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей
Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье при организации познавательно- исследовательской деятельности; накопление двигательного опыта детей при организации различных видов деятельности. Формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях.
«Речевое развитие» - развитие связной речи при познавательно- исследовательской деятельности и формировании элементарных математических представлений.
«Художественно – эстетическое развитие» - использование продуктивных видов деятельности, музыкальных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Познание»
«Речевое развитие» - использование литературных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Познание»
«Социально коммуникативное развитие»- формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого хода педагога.
2.5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
В группе создана предметно-пространственная среда по познавательному развитию в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС.
Для полноценной самостоятельной деятельности детей созданы:
Центр конструирования и строительных игр
Оборудование:
Мозаики - средние и мелкие; конструкторы типа “Лего” - крупные и мелкие; кубики различных размеров; дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования; транспортные игрушки; альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.
Центр математики
Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».
Уголки:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
зона для настольно-печатных игр;
уголок природы;
игровой уголок
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
2.6. Работа с родителями
Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Система взаимодействия с родителями включает:
• Беседы
• Анкетирование
• Совместное проведение родительских собраний.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, выставок детского творчества, семейных проектов
• Проведение дней открытых дверей
• Мастер - классы, консультации педагогов
2.7. Планируемые результаты
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Система мониторинга
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей, то есть на удовлетворение потребностей государства, родителей и детей. У педагога должно быть наличие информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка.
Методическое обеспечение диагностики:
• Н. Е. Веракса. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. –М. : Мозаика-синтез, 2010
• Н. В. Верещагина. Результаты мониторинга детского развития. – СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011;
• М. П. Злобенко. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2010.
Диагностическое обследование проводится в несколько этапов:
• Подготовительный
• Проведение непосредственно диагностики
• Обработка полученных данных
Подготовительный этап - подготовка диагностических карт, стимульного материала, определение механизма проведения обследования: определение места, времени, точного списочного состава диагностируемых по данной программе детей, определение временных интервалов проведения.
Проведение непосредственно диагностики - (образовательная и самостоятельная деятельность, дидактические игры, наблюдения, беседы и т. д.)
Обработка полученных данных
В процессе обсуждения представленных данных группа специалистов делает выводы о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей): высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.
• Низкий уровень – 1 балл;
• Средний уровень – 2 балла;
• Высокий уровень – 3 балла.
Расчитывание количественного и качественного уровня освоения образовательных областей.
Количественный уровень:
Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития + количество детей, получивших (в соответствии с баллами) средний
уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей.
Качественный уровень:
Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей
Периодичность диагностического исследования – 2 раза в год (октябрь, апрель)
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Голицына Н. С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду. 2 младшая группа. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003», 2012
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез, 2005
4. Помораева Математика в детском саду. (2 младшая группа).М. : Скрипторий 2003,2010
15