Кузнецова Надежда Серафимовна
Рабочая программа «Детский фитнес» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел.
1. 1 Пояснительная записка.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности инструктора по ФВ. Программа «Детский фитнес» (далее – Программа) разработана в соответствии :
- со статьей 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года,
Публикация «Рабочая программа „Детский фитнес“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
-СанПиН от 29.12.12 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России, регистрационный номер 2.4.1.3049-13;
-Федеральными государственными образовательными стандартами от 28.08.2013
- Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб. : Детство - Пресс, 2005;
-Физкультурные занятия Детским фитнесом для детей 5-7 лет. / Е. В. Сулим - М. : ТЦ Сфера, 2015
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образова-тельных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста ин-структор создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответ-ствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
• содержательные условия;
• организационные условия;
• технологические условия (принципы, методы, приемы);
• материально-технические условия (развивающая среда);
• социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
• контрольно-диагностические условия.
Актуальность выбранной программы.
В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни. Фитнес является важнейшей составляющей образа жизни и поведения детей. Формирующее влияние разнообразных средств фитнеса на совершенствование систем и развития функций растущего организма в наибольшей степени проявляется в дошкольном возрасте. Оптимальный режим занятий детским фитнесом, способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон. Количественные характеристики: объем движений, выполняемый детьми в определенный календарный период, место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника. Качественные характеристики: содержание двигательной активности, уровень сопротивляемости организма к негативному влиянию окружающей среды. Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей, и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, как следствие, часто болеют.
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни.
Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач:
1. Оздоровительные:
• Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
• Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
• Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
• Формировать и закреплять навык правильной осанки.
• Содействовать профилактике плоскостопия.
• Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
• Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
• Способствовать профилактике различных заболеваний.
2. Образовательные:
• Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом.
• Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
• Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
• Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
• Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
3. Воспитательные:
• Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
• Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).
• Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
• Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
• Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 5 до 7 лет. Количество возрастных групп может быть различным и зависит от спроса на предлагаемую услугу. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы.
Реализация в полном объеме задач Программы позволяет ожидать следующие результаты:
высокий уровень развития основных физических качеств;
развитие музыкально-ритмических способностей;
снижение заболеваемости.
Способами их определения являются:
фитнес-тестирование ( проводится 2 раза в год: в начале года - первичное, в конце учебного года – итоговое);
мониторинг заболеваемости (раз в полгода);
наблюдение; анализ полученных данных;
беседа с родителями;
отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (сек-ции, кружки).
Формой подведения итогов реализации Программы является открытое занятия для родителей воспитанников, фотоотчет.
II. Содержательный раздел.
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по областям.
Направление «Физическое развитие»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» с детьми 5 – 6 лет
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей :
• Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце и вода) (Физическая культура, Познание);
• Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8 – 10 минут (Физическая культура);
• Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки (Физическая культура);
• Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на пргулке, используя имеющееся физкультурное оборудование (Физическая культура);
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
• Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом (Социализация);
• Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды (Социализация);
• Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком (Безопасность, Социализация, Физическая культура, Познание);
• Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель (Социализация);
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
• Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их орга-низма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия») (Социализация, Физическая культура, Познание);
• Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания (Социализация, Физическая культура, Познание);
• Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие (Социализация, Познание);
• Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения (Познание);
• Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке (Безопасность).
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательная область «Здоровье» с детьми 6 -7 лет
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей :
• Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту (Социализация, Познание);
• Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки (Физическая культура);
• Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения (Социализация, Познание);
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
• Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом (Социализация);
• Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды (Социализация);
• Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком (Безопасность, Социализация, Физическая культура, Познание);
• Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель (Социализация);
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
• Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека (Физическая культура);
• Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последова-тельность её приема, разнообразие в питании, питьевой режим) (Физическая культура);
• Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Учить активному отдыху (Физическая культура);
• Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на Физическая культура (Физическая культура, Познание);
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» с детьми 6-7 лет
По развитию физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
• Формировать потребность в ежедневной двигательной активности (Здоровье);
• Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, рав-няться в колонне, шеренге, круге, выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе (Социализация);
• Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве (Здоровье, Познание);
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
• Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры (Здоровье, Познание);
• Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) (Здоровье, Познание);
2.2. Перспективное планирование
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «Физическая культура»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
III.Организационный раздел.
3.1 Особенности традиционных мероприятий ДОУ.
Характеристика форм занятий, используемых в программе
Форма проведения занятия с детьми
1. Танцы-игры (зверобика) Данная форма занятия способствует повышению эмоционального фона детей, развития внимания и воображения Она предполагает использование свободных движений, выполняемые под музыкальное сопровождение.
2. Спортивные танцы Данная форма занятий формирует и развивает двигательные навыки детей. Предполагает использование различных предметов: мячей, скакалок султанчиков, помпонов, обручей, лент.
3. Фитбол-гимнастика Данная форма предполагает использование специальный мячей – фитболов. Фитбол- гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъме детей, что является эффективным методом их мотивации. В ходе таких занятий решается целый комплекс задач: - развитие двигательных навыков; - обучение основным двигательным действиям; - развитие и совершенствование координации движений; - укрепление мышечного корсета; - улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем; - нормализация работы нервной системы, - стимуляция нервно-психического развития; - улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; - устранение венозного застоя; - улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; - стимуляция развития анализаторных систем, развитие мелкой моторики и речи; - адаптация организма к физической нагрузке.
4. Ритмическая гимнастика с элементами аэробики Общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительной гимнастики. Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей доступностью, но и возможностью изменять содержание в зависимости от возраста, интересов, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов. В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений: строевые, упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэробики.
5. Стретчинг Стрэйтчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, т. е. творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения. Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, метод театрализации,
6. Игровой самомассаж, массаж в парах Данная форма занятий способствуют формированию у ребнка сознательного стремления к здоровью.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.
Программа по детскому фитнесу предполагает групповую форму организации деятельности, при необходимости группа может разбиваться на подгруппы. Организованную деятельность по дополнительному образованию проводится в спортивном зале и отвечает всем гигиеническим требованиям. Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части: подготовительная, основная и заключительная.
В подготовительной части осуществляется начальная организация занимаю-щихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части деятельности. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части урока. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи. Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 4-5 минут от общего времени.
Основная часть занимает большую часть времени и длится 15—20 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. В работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи. Структура основной части может изменяться в зависимости от: - повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа, - направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.) - отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.).
В заключительной части решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5—7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации
Приемы и методы организации образовательной деятельности по детскому фитнесу
• игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально- ритмическая гимнастика);
• метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;
• метод звуковых и пространственных ориентиров;
• метод наглядно-слухового показа;
• метод активной импровизации;
• метод коммуникативного соревнования;
• метод упражнения (многократные повторения музыкально- ритмических и танце-вальных движений).
Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной развивающей программы «Детский фитнес»
Показатели:
1. Демонстрирует двигательные способности
2. Выполняет упражнения игрового сретчинга
3. Выполняет гимнастические и танцевальные комплексы программы
4. Выполняет дыхательную, глазную гимнастики, самомассаж, упражнения на релаксацию
5. Проявляет самостоятельность, творческую инициативу, умеет импровизировать
В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы :
3 балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого
2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности
3.3 Организация предметно-пространственной среды.
Помещение: спортивный зал.
Материалы (оборудование) : мячи «фитболы» разного диаметра, гантели, мягкие модули, степ – платформы, помпоны, тренажеры, скакалки, обручи, массажеры, коврики, шиповидные мячи разных размеров; ребристые и колючие дорожки; ленточки; платочки; флажки; кегли; гимнастические палки; «дорожки здоровья». Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия; картотека комплексов специального воздействия; аудиотека для музыкального сопровождения