Вера Данченко
Рабочая программа кружковой работы по театральной деятельности «Аптаах холбуйачаан» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы).
Рабочая программа ориентирована на художественно-эстетическое развитие личности ребенка, его индивидуальности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают, делают увереннее в своих силах.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы по театральной деятельности „Аптаах холбуйачаан“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы : театрализованную игру, культуру и технику речи, ритмопластику и др., которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет осуществлять индивидуальную направленность по отношению к интересам и потребностям детей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Образовательные задачи:
• Сформировать начальные навыки актерского мастерства
• Обучить детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, актерское мастерство и др.)
• Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр теней, бибабо и др.)
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения
• Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности
Воспитательные задачи:
• Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к литературному творчеству
• Воспитывать любовь к театру
• Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 36.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Ожидаемые результаты
Средняя группа
Должен уметь:
— заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
— разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
— использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, настольно плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— роли артистов, кукол;
— имеющихся правилах поведения в театре;
— азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций)
Старшая группа
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; — выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— истории театра;
— устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Подготовительная группа
Должен уметь:
— самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
— широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре, театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является показ спектакля.
Учебно-тематический план
Средняя группа
№ п/п Раздел Тема Количество часов
теория практика
1 Театральная азбука
Вводное занятие «С чего начинается театр?» 1
2 Драматический театр 1
3 Кукольный театр 1
4 Театральные профессии 1
5 Как вести себя в театре? 1
6 Викторина «Что я знаю о театре?» 1
1 Основы кукловождения Чтение сказки «Курочка Ряба» 1
2 Изготовление персонажей сказки настольного театра. 1
3 - 5 Репетиция инсценировки сказки «Курочка Ряба» 3
6 Показ инсценировки сказки «Курочка Ряба» детям младшей группы 1
7 Знакомство с фланелеграфом 1
8 Чтение сказки «Репка» и беседа по содержанию 1
9 Изготовление картинок 1
10 - 12 Репетиция сказки «Репка» 3
13 Показ сказки «Репка» на фланелеграфе 1
14 Знакомство с конусным театром 1
15 Чтение сказки «Три медведя» и беседа по содержанию 1
16 Изготовление конусных кукол 1
17 Изготовление декораций 1
18 - 20 Репетиция сказки «Три медведя» 3
21 Показ сказки «Три медведя» детям младшей группы 1
1 Культура и техника речи Учусь говорить красиво. Интонация. 1
2 Учусь говорить красиво. Темп речи. 1
3 Учусь говорить красиво. Динамика речи. 1
1 Актерское мастерство Чтение сказки «Теремок» 1
2 Изготовление атрибутов 1
3 - 5 Репетиция к инсценировке сказки 3
6 Показ сказки «Теремок» родителям группы 1
Итого: 36 12 24
Старшая группа
№ п/п Раздел Тема Количество часов
Теория Практика
1 Театральная азбука Устройство театра 1
2 Виды театров 1
3 Театральные профессии 1
4 Как вести себя в театре? 1
1 Основы кукловождения Знакомство с театром кукол 1
2 Знакомство со сценарием спектаклю «Таал – Таал эмээхсин» 1
3 Изготовление кукол к спектаклю. 1
4 Изготовление декораций к спектакля 1
5 Репетиция спектакля «Таал – Таал эмээхсин» 2
7 Генеральная репетиция спектакля «Таал – Таал эмээхсин» 1
8 Показ спектакля детям других групп 1
9 Чтение сценария сценки «Про хвастунишку Зайку» и беседа по содержанию 1
10 Изготовление кукол для спектакля 1
11 Изготовление декораций 1
12 - 14 Репетиция сценки «Про хвастунишку Зайку» 3
15 Показ сценки «Про хвастунишку Зайку» детям младшей группы 1
1 - 3 Культура и техника речи Драматизация стихов 3
3 Игры «Настроение», «Вьюга», «Зеркало», «Птицы» 1
4 Упражнения «Лошадка», «Варенье», «Переклички» 1
5 - 6 Учимся говорить красиво. Скороговорки 2
1 Актерское мастерство Игра «Запомни свое место» 1
2 Пластические этюды 1
3 Сценки – миниатюры с предметами 1
4 Игры - диалоги 1
5 Знакомство со сценарием спектаклю «Уоттаах чыычаах» 1
6 Изготовление атрибутов к спектаклю. 1
7 Изготовление декораций к спектаклю 1
8 - 9 Репетиция спектакля «Уоттаах чыычаах» 2
10 Генеральная репетиция спектакля «Уоттаах чыычаах» 1
11 Показ спектакля родителям группы 1
Итого: 36 7 29
Подготовительная группа
№ п/п Раздел Тема Количество часов
Теория Практика
1 Театральная азбука Театры в нашем городе Якутске 1
2 Виды театров 1
3 Театральные профессии 1
4 Экскурсия в театральную студию 1
1 Основы кукловождения Знакомство с театром Олонхо 1
2 Беседа «Путешествие по стране Олонхо» 1
3 Мультимедийная экскурсия «Велика ты земля Олонхо» 1
4 Чтение отрывок их олонхо «Ньургун Боотур» 1
5 - 6 Изготовление персонажей олонхо 2
7 - 9 Изготовление декорации олонхо 2
10 - 12 Репетиция из отрывка олонхо «Ньургун Боотур» из отрывка олонхо «Ньургун Боотур» 3
13 Показ представления другим группам 1
1 Основы культуры и техники речи Учусь говорить красиво. Чистоговорки. 1
2 Словесные дидактические игры 1
3 Упражнения на развитие силы и тембра голоса 1
1 Основы актерского мастерства Игры с карточками – пиктограммами «Передавалки», «Нарисуй и скажи» 1
2 - 3 Этюды якутских писателей «Ытанньах о5о герой буолбат», «То5ус тгл то5о» 2
1 Основы драматизации Чтение сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» и беседа по содержанию 1
2 Чтение сценария сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» и распределение ролей 1
3 Обсуждение костюмов и декораций к спектаклю 1
4 - 5 Репетиция сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» 2
6 Генеральная репетиция «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» 1
7 Показ спектакля «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» группам 1
8 Чтение отрывок их олонхо «Ньургун Боотур» (повторение) 1
9 Чтение сценария из отрывка олонхо «Ньургун Боотур» и распределение ролей 1
10 Репетиция отрывка из олонхо «Ньургун Боотур» 1
12 Генеральная репетиция отрывка из олонхо «Ньургун Боотур» 1
13 Показ отрывок олонхо «Ньургун Боотур» родителям 1
Итого: 36 часов 9 27
Содержание программы
Содержание программы включает такие разделы как:
• Театральная азбука
• Основы кукловождения
• Основы культуры и техники речи
• Основы актерского мастерства
• Основы драматизации
Формы и методы проведения занятий
Основными методами реализации данной программы можно считать :
• Словесные (чтение, беседа, устное изложение, анализ текста)
• Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, презентаций, показ, исполнение педагогом)
• Практические (тренинги, репетиции)
Основные формы организации детской деятельности :
• Групповая
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
Основные формы проведения занятий:
• Занятие-игра
• Репетиция
• Экскурсия
• Викторина
• Показ спектакля
Материально-техническое обеспечение
• Музыкальный зал
• Аудио и видео техника
• Театральные костюмы
• Детская литература
• Мягкие игрушки
• Ширма
• Канцелярские материалы для изготовления кукол, декораций
• Маски
Диагностика знаний, умений и навыков оценивается по следующим уровням: высокий, средний и низкий.
Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.
Основной формой подведения итогов реализации программы является показ спектакля.
Диагностическая карта
Средняя группа
Критерии оценки Код ребенка
Должен уметь:
Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам
Использовать в театрализованных играх образные игрушки
Должен знать:
Некоторые виды театров
Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров
Должен иметь представление:
О театре, театральной культуре
Роли артистов, кукол
Правилах поведения в театре
Азбуке театра (название театральных персонажей, предметов, декораций)
Старшая группа
Критерии оценки Код ребенка
Должен уметь:
Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол
Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами
Должен знать:
Некоторые виды театров
Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров
Должен иметь представление:
О театре, театральной культуре
Истории театра
Устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб)
Театральных профессиях (актер, костюмер, декоратор)
Подготовительная группа
Критерии оценки Код ребенка
Должен уметь:
Самостоятельно организовывать театральные игры
Разыгрывать представления, инсценировки; использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движения)
Должен знать:
Некоторые виды театров
Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров
Должен иметь представление:
О театре, театральной культуре
Театральных профессиях (капельдинер, гример, звукорежиссер)
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2005.
3. Дерягина Л. Б. Играем сказку. –СПб. ,2010.
4. Интернет-ресурсы.
5. Кошманская И. П. Театр в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2004.
6. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду. /Ребенок в детском саду. №2, 2013.
7. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду. /Ребенок в детском саду. №3,2013.
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр-творчество-дети. – М., 1995.
9. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. ,1990.
10. Т. С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников».
11. Н. С. Очирова. Сборник речевых игр и упражнений
12. .Тосхол национальнай ого тэрилтэтин базовай программата / Саха Респ. Уорэгин м-вота: [программаны онордулар : М. Н. Харитонова уо. д. а. ]-3. с тахс. – Дьокуускай: «Медиа-холдинг «Якутия», 2009г. -72с.
13. Огону кэрэ эйгэтигэр уьуйуу. Гуринова А. Н., 2001г.
14. Кэнчээри. Васильева К. И., Алексеева А. П. ; Национальное книжное изательство «Бичик» РС (Я,2000г.
15. Саха фольклора. Оскуола иьинээги саастаах оголорго; Дьокуускай, 1993г.
16. Кэскил. Егорова А. А., Захарова М. П., М. В. Мигалкина; Изд ательство «Бичик»,2001г.
17. Олонхо ойуулаах тылдьыта: кыра о5о, иитээччи, тороппут 0-55 туьанарыгар аналлаах/ [ хомуйан онордулар: В. В. Амосова, Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; худ. С. Е. Старостина, И. Ю. Пестрякова]. – Дьокуускай: Якут. Край, 2009. – 96с.
18. Саха таабырыннара, ос хоьоонноро, чабыр5ахтара / хомуйан онордо И. К. Попов. – Дьокуускай: Бичик, 2006.-112с
19. Е. П. Чехордуна. Олохо дойдута. Я. ; Бичик, 2005.
20. Е. П. Чехордуна. Мин дойдум олохо дойдута. Я. ; бичик, 2006.
21. А. Д. Слепцова. О5о иитиитигэр норуот фольклорун туаныы. Я. ; Якутское книжное издательство, 1992.
22. Хрестоматия «Кэскил»; Якутск, 2014
23. Г. А. Кирова. Аптаах холбуйачаан. Я. ; Бичик, 1999.