Вера Данченко
Отчет кружковой работы по театральной деятельности «Аптаах холбуйачаан» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа проводилась как дополнительное образование по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы) 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 36.
Публикация «Отчет кружковой работы по театральной деятельности „Аптаах холбуйачаан“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Отчет о работе кружка
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Ориентирована на художественно-эстетическое развитие личности ребенка, его индивидуальности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают, делают увереннее в своих силах.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы : театрализованную игру, культуру и технику речи, ритмопластику и др., которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет осуществлять индивидуальную направленность по отношению к интересам и потребностям детей.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Образовательные задачи:
• Сформировать начальные навыки актерского мастерства;
• Обучить детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, актерское мастерство и др.);
• Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр теней, бибабо и др.);
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
• Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к литературному творчеству;
• Воспитывать любовь к театру;
• Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Кружок посещают 10 детей. В кружковой работе «Аптаах холбуйачаан» использую следующие формы и методы:
• Словесные (чтение, беседа, устное изложение, анализ текста)
• Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, презентаций, показ, исполнение педагогом)
• Практические (тренинги, репетиции)
В организации детской деятельности :
• Групповая
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
В проведении занятий:
• Занятие-игра
• Репетиция
• Экскурсия
• Викторина
• Показ спектакля
Занятия провожу в занимательной, интересной детям форме. Вокруг игрового сюжета я выстраиваю содержание различных видов деятельности, подбираю творческие игры, упражнения, задания, которые рассчитаны на активное участие каждого ребенка.
Схема занятия:
• введение в тему, создание эмоционального настроя;
• театрализованная деятельность (в разных формах);
• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Также в содержание занятий по театрализованной деятельности включаю :
• просмотр презентаций по сказкам и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• коррекционно развивающие игры;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения;
• упражнения на развитие пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики;
• театральные этюды;
• отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций;
• подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций;
• знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, сценой
• изготавливаем куклы, атрибуты, декорации по сценарию сценок.
В своей работе использую приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения:
• выбор детьми роли по желанию;
• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
• распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
• проигрывание ролей в парах.
Сценарии для драматизации подбираю в соответствии с возможностями детей.
За время работы собрала и систематизировала различные виды театрализованных игр и упражнений : с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры-пантомимы, игры-превращения, игры на развитие слухового развития и творческого воображения, театральные игры.
Подобрала различные виды этюдов: на развитие памяти, внимания, воображения, умение двигаться, общаться, на выражение основных эмоций, отдельных черт характера человека и животных, на пластику движений. В моей копилке собраны мини-стихотворения, песенки, потешки, при разыгрывании которых использую разные театры.
Костюмы и атрибуты к театрализованным инсценировкам, различные виды театров помогают наши родители и делаем вместе с детьми в группе.
Наблюдая за детьми, беседуя с ними, я вижу результат своей работы :
• дети с удовольствием импровизируют, фантазируют, проявляют творчество;
• у детей появилось желание участвовать в игре, инсценировках, спектаклях;
• дети эмоциональны, выразительны в движениях;
• свободно вступают в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Дети, посещающие театральный кружок, участвовали в разных мероприятиях детского сада, группы: «Осенняя ярмарка», «Эргэ саа дьыл», «Остуоруйа алыптаах дойдута»; в утренниках: «Новогоднее представление», «Шляпный бал» и др. В викторине «По страницам сказок», «Волшебный Сундучок», «Аптаах дойду»; на итоговых родительских собраниях каждый год проводиться показ театрального представления сказок. После выступлений перед детьми и взрослыми у детей появилось ощущение успешности, уверенность в собственных силах, появилось желание проявлять свои творческие интересы и возможности. После каждого выступления стараюсь поощрять детей – это грамоты, наклейки, открытки с видами разных театров.
Наметившаяся тенденция к улучшению показателей свидетельствует об эффективности используемых мной методов и приемов. Дети стали более раскованными, удалось заинтересовать их процессом происходящего, появилось желание заниматься театрализованной деятельностью, что в конечном итоге повлияло на развитие творческих способностей. Научились импровизировать, фантазировать, воображать, взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, уметь делать выбор.
Педагогическую диагностику провожу в начале и в конце учебного года, для определения общего уровня развития творческих способностей в театрализованной деятельности. Мною была проведена диагностика развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
Результаты педагогической диагностики на начало учебного года, исследуемых детей показали :
- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 8 детей (80%, которые посещают студию 2 ой год.
- с низким уровнем - 2 ребенка (20%, которые начали заниматься в этом году
- с высоким уровнем детей не выявлено.
В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. Результаты оказались следующими:
- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 4 ребенка (40%,
с высоким уровнем – 6 детей (60%).
Результаты диагностики показали положительную динамику в развитии творческих способностей:
• У детей повысился интерес к театрализованной деятельности.
• Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
• Расширились представления детей об окружающей действительности.
• Обогатился и активизировался словарь детей.
• Повысилась интонационная выразительность речи.
• Улучшилась память, мышление, воображение, внимание детей.
• Дети научились правильно оценивать свои и чужие поступки.
• Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие творческих способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.
Также уделяю внимание взаимодействию с родителями. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях. После выступления обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования. Предлагаю родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п. Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».