Кордий Татьяна
Развитие эмоций и речи у детей 3–5 лет посредством деятельности кружковой работы «Веселая прищепка»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что современные дети младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад часто испытывают трудности в адаптации. Так как у них недостаточно развиты речь, эмоциональная сфера, коммуникативные навыки.
Педагоги и специалисты ищут разнообразные методы решения этих проблем. Наши специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог во главе с воспитателем решили найти свои формы работы по адаптации младших дошкольников, применяя игры и упражнения с использованием предметов-заместителей (пластмассовых бельевых прищепок разного цвета и размера).
Публикация «Развитие эмоций и речи у детей 3–5 лет посредством деятельности кружковой работы „Веселая прищепка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Имея предварительный опыт педагога в работе с прищепками, был организован кружок «Веселая прищепка».
Целью этого кружка стала : помощь детям и их родителям благополучно адаптироваться в новых социальных условиях.
Для этого каждый специалист выдвинул свои задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Формирование и развитие математических представлений (восприятие цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений).
3. Развитие чувства ритма.
4. Развитие конструктивного мышления.
5. Формирование положительного настроя на совместную работу.
Для решения этих задач нами была разработана программа.
Программа состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Наш кружок работает во второй половине дня, занятия проводятся два раза в неделю по 15-20 минут в игровой форме. Педагог проводит занятия один раз в неделю, а так же использует прищепки и в других видах образовательной деятельности. Узкие специалисты занимаются с детьми один раз в неделю, занятия проводятся интегрировано.
На подготовительном этапе мы знакомим детей с прищепками и рассказываем об их предназначении в быту. Ребятам предлагается взять прищепки в руки, рассмотреть их внимательно и поиграть с ними. Ребенку следует показать, как прищепка может открыть и закрыть «ротик». Далее педагог предлагает малышу самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть «ротик». Затем педагог показывает как прищепки «превращаются» в различных животных и птиц. С помощью игровой деятельности, используя прищепки, мы развиваем коммуникативные навыки, социальную и эмоциональную сферу.
На основном этапе предлагаем ребятам систему упражнений, основанных на принципе постепенного усложнения действий с использованием речевого материала, вовлекаем в работу родителей.
Педагог использует упражнения по развитию математических представлений. Совместно со специалистами используются упражнения для развития мелкой моторики руки с речевым сопровождением, сенсорные игровые упражнения, игры, развивающие творческое воображение, игры для расширения и активизации словаря, игры-драматизации, игры на развитие пространственных представлений.
К своей работе мы привлекаем родителей. Просим приносить прищепки, заготовки для прищепок (вырезанные из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки). Родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из прищепок. Специалисты и воспитатель дают рекомендации родителям, как можно использовать прищепки для развития эмоциональной сферы и познавательных процессов.
На заключительном этапе обследуем детей, подводим итоги работы кружка, создаем мини-музей «Веселая прищепка».
Для исследования были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, диагностика, беседы, консультации.
Нами были использованы методики Стребелевой Е. А «Диагностика психического развития детей раннего возраста», «Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет»; листы адаптации; методика Р. Сирса по выявлению уровня тревожности; схема наблюдения за ребенком по методике Е. Лютовой, Г. Мониной; анкетирование родителей; опросник детско-родительских отношений Р. С. Немова; обследование развитие речи по методике Н. В. Нищевой.
Для эксперимента взяты две группы: экспериментальная – в ней проводились занятия кружка «Веселая прищепка» и контрольная – в которой занятия не проводились. Дети поступили в обе группы в возрасте 3-х лет. Воспитатели заполняли листы адаптации, педагог-психолог и учитель логопед проводили диагностику интеллектуального развития и развития речи. Так же были протестированы родители.
На основании нашего исследования получены следующие результаты. Уровень интеллектуального развития и речи на начальном этапе в обеих группах примерно одинаковый (Приложение). Но адаптация лучше прошла в экспериментальной группе, где воспитатель использовала совместную деятельность с родителями.
На промежуточном этапе, дети были повторно протестированы. Уровень интеллектуального развития в экспериментальной группе по сравнению с контрольной повысился на 13%, взаимодействие родителей с детьми улучшилось на 10%, кооперация улучшилась на 8%, развитие речи на 16%. При обследование тревожности и агрессии было выявлено у 9% - высокая тревожность и у 6% - агрессия. В контрольной группе высокая тревожность у 13%, а агрессия у 11% (Приложение).
На основании исследования видно, что уровень интеллектуального развития в экспериментальной группе повысился.
На заключительном этапе диагностика показала, что по сравнению с подготовительным этапом уровень интеллектуального развития повысился на 18%, принятие родителями своих детей повысилось на 20%, уровень кооперации улучшился на 39%. Снизилась тревожность и агрессия (Приложение).
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы. Со стороны воспитателя и родителей было замечено, что у детей улучшились навыки самообслуживания, дети с удовольствием идут в группу, редко пропускают детский сад, они стали более внимательными, улучшилась речь, общий эмоциональный фон. Родители стали больше уделять времени ребенку и стали более активно предлагать свою помощь. Имея положительные результаты деятельности кружка «Веселая прищепка», мы планируем продолжить эту деятельность в работе по адаптации детей раннего возраста.