Тишкова Татьяна
Рабочая программа кружка «Волшебная кисточка» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебная кисточка“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебная кисточка».
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.
Задачи: - Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
-Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
-Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
-«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
-монотипия;
-оттиски штампов различных видов;
-кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
-рисование ладошкой;
рисование бумажной трубочкой;
шариком из бумажной салфетки;
В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастной группе. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии : групповая.
Ожидаемый результат:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Октябрь.
«Овощи, фрукты»
1.«Веселый горох»
Задачи: Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».
Уметь набирать краску на палец.
Развивать мелкую моторику рук.
2.«Ягодки и яблоки на тарелке»
Задачи: Продолжать учить детей набирать краску на палец.
Уметь ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.
3.«Собираем урожай»
Задачи: Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».
Уметь наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.
4.«Приглашаем снегирей»
Задачи: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой
Уметь изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.
Ноябрь.
«Деревья»
1.«Осенний пейзаж»
Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования «монотипия».
Уметь рисовать на одной половине листа, не выходя за контур.
Закрепить знание детей о цветах.
2. «Маленькой елочке холодно зимой»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Учить детей наносить краску не выходя за контур.
Закрепить умение держать правильно кисть.
3. «Деревья у озера»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку.
4. «Рябинка»
Задачи: Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).
Закрепить данные приемы рисования.
Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
Декабрь.
«Птицы»
1.«Веселые цыплята»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Побуждать детей дополнять изображение деталями.
Развивать у детей чувства цвета и формы.
2. «Жили у бабуси два веселых гуся»
Задачи: Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство.
Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями.
Развивать воображение.
3.«Лебеди на озере»
Задачи: Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони.
Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.
4.«Люли, люли,прилетели гули»
Задачи: Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно.
Закрепить представление о цветах.
Развивать ориентировку в пространстве, координацию.
Январь.
«Животные»
1.«Котенок»
Задачи: Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка».
Развивать творчество детей через выбор цвета.
Учить детей рисовать трубочкой.
2.«Зайчонок»
Задачи: Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать формировать навыки рисования.
3.«Ёжик»
Задачи: Совершенствовать умение рисовать ладонью.
Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.
Воспитывать воображение.
4.«Киска, киска, киска брысь»
Задачи: Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев.
Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку.
Воспитывать радостное настроение у ребят.
Февраль.
«Сказки»
1.«Рыбки плавают, ныряют»
Задачи: Продолжать учить детей рисовать при помощи ладони и ватной палочки.
Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок.
Развитие творческого воображения.
2 «Тили- бом, тили- бом, загорелся кошкин дом»
Задачи: Совершенствовать технику владения кистью : свободно и уверенно вести кисть по ворсу.
Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.
3.«Храбрый петушок»
Задачи: Закрепить навыки рисования ладонью.
Познакомить детей с новым приемом рисования «штампом».
Развивать эстетическое восприятие.
4. «Тень, тень, потетень»
Задачи: Закрепить у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования пальцеграфия.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
Март.
«Цветы»
1.«Мимоза для мамы»
Задачи: Совершенствовать технику рисования пальцами.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.
2. «Цветок радуется солнышку»
Задачи: Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать радостное настроение у детей.
3. «Цветик - семицветик»
Задачи: Совершенствование техники «монотипия».
Закрепить умение владения кистью.
Развивать мышление и творческое воображение.
4.«Цветочек»
Задачи: Закрепить умение рисовать пальчиками.
Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.
Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами.
5.«Цветы в вазе»
Задачи: Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками.
Закрепить у детей знание цветов.
Воспитывать радостное настроение.
Апрель.
«Игрушки»
1.«Конь ретивый, с длинной гривой»
Задачи: Уметь наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур.
Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно.
Воспитывать аккуратность.
2.«Разноцветная юла»
Задачи: Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов.
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка.
Воспитывать интерес к работе.
3. «Самолет, самолет, ты вези меня в полет»
Задачи: Уметь рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток.
Закрепить название цветовой гаммы.
Развивать творческое воображение детей.
4.«Мячики»
Задачи: Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.
Показать прием получения отпечатка.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
Май.
«Загадки Кляксочки»
1.«Волшебные картинки»
Задачи: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Развивать цветовосприятие у детей.
2.«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
Задачи: Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования.
Закрепить знания и умения полученные за год.
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия.
3. «Вот и лето пришло»
Задачи: Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки.
Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.
Развивать воображение и творчество.
4.«Выставка рисунков детей данной группы»
Задачи: Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.