Надежда Зайцева
Рабочая программа кружка по подготовке руки к письму «Волшебная линия» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор – составитель: Зайцева Надежда Васильевна, воспитатель
«ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ»
Рабочая программа кружка
для подготовки руки к письму
для детей старшего возраста
2019
Содержание
Пояснительная записка…3
Учебно-тематический план ….…. 6
Содержание изучаемого курса …. ….7
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
Публикация «Рабочая программа кружка по подготовке руки к письму „Волшебная линия“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
программы ….8
Список литературы…9
Пояснительная записка
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л. С. Выготский.
Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны.
Содержание кружка направлено на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.
Программа кружка разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Цель: Формирование учебных предпосылок для успешного обучения в школе.
Задачи:
1. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
2. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
Условия реализации программы :
Учебный план реализовать в течение учебного года 2 занятия в месяц (25 мин.).
Предполагаемый результат:
Дети смогут легко адаптироваться в начальном звене школы, у них не возникнет проблем с техникой письма, т. к. достаточно хорошо развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.
Целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка в старшем дошкольном возрасте были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Социальные и психологические характеристики личности ребё нка:
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
• ребенок проявляет любознательность.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
• Может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
• Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. К концу года воспитанники приобретают навыки и умения:
гигиенические правила письма.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
Знать правила штриховки.
Знать правила работы с тетрадью.
Сохраняют правильную посадку и положение рук при письме.
Правильно держат ручку, карандаш.
Ориентируются на листе бумаги в клеточку, в тетради, на строке, на странице.
Выполняют штриховку, соблюдая правила.
Самостоятельно рисуют простые элементы, фигуры.
Учебно - тематический план
№ Блок/Тема Всего часов В том числе отводимых на Формы контроля
теорию практику
Игровые упражнения
16
16
Наблюдение
1. Горизонтальные линии
(Дорожки для автомобилей) 1 1
2. Пунктирные линии
(Чудесный платочек) 1 1
3. Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии
(Расчески для куклы) 1 1
4. Штриховка наклонными линиями 1 1
5. Рисование по точкам
(Учимся рисовать по точкам) 1 1
6. Волнистая линия
(Волны большие, волны маленькие) 1 1
7. Линии в различных направлениях (Елочка - зеленая иголочка) 1 1
8. Линии разных направлений
(Мороз рисует узоры на стекле) 1 1
9. Линии разных видов : горизонтальные, вертикальные, волнистые,
пунктирные (Украсим рукавички) 1 1
10. Рисование полукругов
(Цветы на лугу) 1 1
11. Рисование круглой формы
(Угощение для друзей) 1 1
12. Линии разных видов
(Украсим шапочки) 1 1
13. Волнистая линия
(Кораблик качается на волнах) 1 1
14. Дорисовывание
(Путешествие божьей коровки) 1 1
15. Линии разных видов
(Сказочные цветы) 1 1
16. Штриховка
(Вот как мы умеем штриховать) 1 1
Итого:
16
16
Содержание изучаемого курса
Блок 1. Игровые задания (16 часов)
1. Выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии посередине, слева направо не отрывая карандаш от бумаги
2. Учить проводить горизонтальные линии слева на право, не
отрывая карандаш от бумаги
3. Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать.
4. Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими
геометрическую фигуру
5. Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги
6. Учить рисовать волнистую линию, слева на право
7. Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство
пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий
8. Развивать воображение, зрительно-моторную координацию,
умение соблюдать на листе бумаги направление линий
9. Закрепить умение проводить линии разных видов : вертикальные,
горизонтальные, волнистые, пунктирные
10. Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур
11. Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать
12. Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные,
горизонтальные, волнистые, пунктирные)
13. Закрепить умение рисовать волнистую линию
14. Закрепить понятие пространственных ориентаций: справа налево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии
15. Закрепить умение рисовать линии разного вида : прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях
16. Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними
Методическое обеспечение программы
Кружок «Волшебная линия»
Формы занятий:
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках кружка) :
Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей
Пояснение и показ упражнений
Словесная инструкция
Повторение упражнений
Игровые задания и упражнения
Дидактический материал:
Набор логических блоков Дьенеша
Карточки с образцами линий, нарисованных предметов
Предметные картинки
Материалы:
Альбомы, фломастеры
Формы подведения итогов:
Коллаж из рисунков предметов, нарисованных разными видами линий
Список литературы:
1. Безруких М. М., Филлипова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем
пальчики. – М. : Дрофа, 2004.
2. Т. С. Голубина “Чему научит клеточка” Москва, «Мозаика -
Синтез», 2005.
3. О. Новиковская «Пальчиковая гимнастика» изд. «Сова» Санкт-
Петербург, 2010.
4. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе : книга для
родителей будущего первоклассника – Фактория. – Екатеринбург, 2004 –
с. 224
5. А. Хвостовцев «Играем с пальчиками и развиваем мелкую
моторику рук и устную речь» Сибирское университетское издательство
2010.
6. О. В., Бачина., Н. Ф Коробова Пальчиковая гимнастика с
предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей
6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и
дополнение: М. «АРКТИ», 2007.
7. «Ступеньки детства» программа для педагогов и родителей по
организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего
дошкольного возраста / Н. М. Конышева, О. И. Бадулина, М. В. Зверева; под
ред. проф. Н. М. Конышевой. - 3-е изд., перераб. - Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2013, с. 40
8. Бадулина О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и
письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 1.
–М. : Ассоциация XXI век: 2015, с. 48
9. Бадулина О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и
письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 2.
– М. : Ассоциация XXI век: 2015, с. 48
10. Бадулина О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и
письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 3.