Получи документы

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

саимат агагюлова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Рабочая программа кружка «Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

Воспитатель: Агагюлова С. И.

1. Пояснительная записка.

Публикация «Рабочая программа кружка „Развивай-ка“ по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка «Развивай - ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Программа математического кружка «Развивай-ка» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой. ,М. А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

развитие логического мышления и творческих способностей.

развитие математических способностей.

развитие личностных качеств

развитие навыков самоконтроля и самооценки.

• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Основными принципами программы математического кружка являются :

• умственного развития дошкольника.

индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы организации кружка :

• Традиционные

• Комбинированные

• Практические

• Игры, конкурсы

Методы:

• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

• Показ мультимедийных материалов

В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Работа распределяется по разделам :

• Количество и счет,

• Ознакомление с геометрическими фигурами,

Определение величины.

• Ориентировка во времени и в пространстве.

• Решение логических задач.

День проведения кружка- пятница

Время- 15.20

Продолжительность -25-30 мин.

4. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

5. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

6. Преемственность.

Программа кружка предполагает :

Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

Формирование личности ребёнка.

• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого полугодия работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Кол-во занятий

в неделю Кол-во занятий

в месяц Кол-во занятий

в год Продолжи

тельность

занятия

1- полугодие 1 4 18 20-25 мин

2-полугодие 1 4 18 25-30 мин

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5-6 лет.

Дата занятия Тема занятия Программное содержание

07.09 Мониторинг

14.09 «Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

21.09 «Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

28.09 «Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете

03.10 «Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

12.10 «Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

17.10 «Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

31.10 «Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов

02.11 «Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей

09.11 «Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

16.11 «Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

23.11 «Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

30.11 «Разложи лекарства»

Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи

07.12 «Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

14.12 «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность

21.12 «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

15.01 «Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.

28.01 «Продолжи закономерность»

Цель: закрепить закономерности

18.01 «Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках

18.01 «Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках. «Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

25.01 «Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

06.02 «Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

13.02 «Выбери нужный предмет.

Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

20.02 «Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

27.02 «Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

01.03 «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

08.03 «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.

15.03 «Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

22.03 «Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

29.03 «Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

22.04 «Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.

29.04 «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже

05.04 «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

12.04 «Раскрась так же»

Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.

19.04 «Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д.

26.04 «Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т. д.

03.05 «Раздели на группы»

Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

10.05 «Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи ( понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

17.05 Мониторинг

Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

6-7 лет:

Считает (отсчитывает) в пределах 10 и дальше

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

• Знать

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

• Иметь представление

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

Источники:

• Е. В. Колесникова «Программа математические ступеньки»

• Носова Е. А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002

• Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

• Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

• Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

• Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

• Новикова В. П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.

• Зайцев В. В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.

• Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М. : ГНОМ и Д, 2001.

• Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.

• Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию элементарных математических навыков «Закрепление математических представлений» Цель: Закрепление математических представлений. Задачи: Образовательные 1. Закрепить количественный и порядковый счет. 2. Формировать пространственные.

Конспект НОД «Пожарные учения» по формированию элементарных математических представлений детей 4–5 лет Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет «Пожарные учения» Автор Маливанова Л. К. Цель: формирование.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Образовательная область: Познавательное.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста «Прогулка в лес» Цель: Развитие сенсорных способностей, позволяющих всесторонне воспринимать окружающий мир. Задачи: Образовательные: • Учить детей запоминать.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей 2–3 лет «Поиграем с Зайкой» Программное содержание:• создать условия, способствующие эмоциональному сближению детей с воспитателем в группе; • продолжать знакомить.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет «Сюрприз от мальчиков» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 183 «Детский сад присмотра и оздоровления" Автор: Исаева О. М., Кемерово.

Консультация для воспитателей по формированию у детей элементарных математических представлений Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений к программе «От рождения до школы» 4–5 лет ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом заведующий МАДОУ № 272 МАДОУ № 272 ___ Г. А. Берлизова протокол № 1 от 30.08.2017 приказ.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников в группе раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 41» 654027, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Cуворова. ,.

Занятие по формированию элементарных математических представлений «Зайчик в гостях у детей» -Ребята к нам сегодня в группу пришёл необычный гость, а, чтобы узнать кто это, нам нужно отгадать загадку: Кто трясётся за кусточком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 19:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД