саимат агагюлова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
Воспитатель: Агагюлова С. И.
1. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа кружка „Развивай-ка“ по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа кружка «Развивай - ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа математического кружка «Развивай-ка» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой. ,М. А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей.
• развитие личностных качеств
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Основными принципами программы математического кружка являются :
• умственного развития дошкольника.
• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации кружка :
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов
В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.
Работа распределяется по разделам :
• Количество и счет,
• Ознакомление с геометрическими фигурами,
• Определение величины.
• Ориентировка во времени и в пространстве.
• Решение логических задач.
День проведения кружка- пятница
Время- 15.20
Продолжительность -25-30 мин.
4. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
5. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
6. Преемственность.
Программа кружка предполагает :
• Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
• Формирование личности ребёнка.
• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого полугодия работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Кол-во занятий
в неделю Кол-во занятий
в месяц Кол-во занятий
в год Продолжи
тельность
занятия
1- полугодие 1 4 18 20-25 мин
2-полугодие 1 4 18 25-30 мин
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 5-6 лет.
Дата занятия Тема занятия Программное содержание
07.09 Мониторинг
14.09 «Продолжи закономерность»
Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
21.09 «Продолжи закономерность»
Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
28.09 «Считай не ошибись!»
Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете
03.10 «Найди предмет такой же формы»,
Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
12.10 «Четвертый лишний»
Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.
17.10 «Подбери обувь»
Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины
31.10 «Третий лишний»
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов
02.11 «Сколько геометрических фигур?»
Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей
09.11 «Лабиринт. Дорисуй картинку».
Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.
16.11 «Лабиринт. Дорисуй картинку».
Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.
23.11 «Дорисуй и раскрась»
Цель: закрепить отношение: часть - целое.
30.11 «Разложи лекарства»
Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи
07.12 «Самый внимательный. Выложи по образцу».
Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление
14.12 «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».
Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность
21.12 «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».
Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
15.01 «Разные дома. Забор»
Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.
28.01 «Продолжи закономерность»
Цель: закрепить закономерности
18.01 «Какой домик лишний и почему?»
Цель: закрепить представление о многоугольниках
18.01 «Какой домик лишний и почему?»
Цель: закрепить представление о многоугольниках. «Укрась коврик»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.
25.01 «Круглый год»
Цель: закрепление названий месяцев в году.
06.02 «Математическое домино»
Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
13.02 «Выбери нужный предмет.
Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.
20.02 «Поменяй признак»
Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.
27.02 «Логические цепочки»
Цель: закрепить представление о числовом отрезке
01.03 «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
08.03 «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?
Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.
15.03 «Обведи дорожки»
Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
22.03 «Найди нужную деталь. Построй домик».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.
29.03 «Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.
22.04 «Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.
29.04 «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже
05.04 «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».
Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.
12.04 «Раскрась так же»
Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.
19.04 «Путешествие по комнате»
Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д.
26.04 «Назови слова с противоположным значением»
Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т. д.
03.05 «Раздели на группы»
Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.
10.05 «Реши задачу»
Цель: закрепление знания структуры задачи ( понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.
17.05 Мониторинг
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
6-7 лет:
Считает (отсчитывает) в пределах 10 и дальше
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
• Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
• Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Источники:
• Е. В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
• Носова Е. А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
• Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
• Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
• Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
• Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
• Новикова В. П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
• Зайцев В. В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
• Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М. : ГНОМ и Д, 2001.
• Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.
• Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.