Татьяна Александровна Долганова
Рабочая программа кружка по оригами «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки».
(«Техника оригами для малышей» Н. А. Просова)
Разработали : Долганова Т. А., Винокурова Т. В. ,
воспитатели МДОУ «Детский сад №16
г. Пугачева Саратовской области».
Пояснительная записка.
В настоящее время во всем мире большой популярностью пользуется древнейшее японское искусство – оригами.
Публикация «Рабочая программа кружка по оригами „Умелые ручки“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Оригами - искусство складывания из бумаги различных фигурок. Бумага в свою очередь является одним из доступных универсальных материалов для ребенка. Приходя в детский сад, очень часто дети просят сложить из бумаги тот или иной предмет. Поэтому мы решили организовать работу кружка «Умелые ручки» по технике оригами, разработанной Н. А. Просовой в книге «Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги».
Работа по изготовлению поделок оригами не только развивает воображение и воспитывает аккуратность, но также формирует ловкость пальцев и кистей рук ребенка, отвлекает детей от конфликтных ситуаций, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Именно в этом и заключается актуальность всей работы кружка.
Предлагаемый курс совместной деятельности педагога и детей по оригами рассчитан на 1год и составлен для детей 4-5лет. Он предполагает работу небольшими группами (7-8 чел., а также индивидуальные формы работы с детьми.
Кружок проводится еженедельно по вторникам с 15.50 до 16.10.
Примерный план проведения занятия кружка заключался в следующем:
1. Проведение вводной беседы с использованием игровых приемов и сказочных сюжетов.
2. Объяснение этапов работы.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Подведение итога: рассматривание детских работ, обсуждение и высказывание своих впечатлений.
5. Организация выставки для родителей.
Программа кружка составлена с учетом интеграции следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приемы:
• Игровой (использование дидактических игр, пальчиковых игр, сюжетно-ролевых)
• Словесный (загадки, стихи, сказки, беседы, рассказ)
• Наглядный (показ педагогом этапов выполнения, работа по образцу, схемам, показ видео материалов)
• Проблемный (постановка задачи педагогом и самостоятельный поиск решения поставленной задачи)
• Практический (выполнение работ самостоятельно)
• Поощрение
Ожидаемые результаты:
Дети научатся различным приемам работы с бумагой; будут знать базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям воспитателя; создавать поделки, используя карты и схемы; создавать коллективные композиции; разовьют внимание, память, усидчивость, глазомер, художественный вкус и творческие способности; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Цель: Всестороннее интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Задачи: 1. Обучающие:
• Продолжать знакомить детей с геометрическими формами
и способами преобразования геометрических фигур.
• Формировать умение действовать по словесным инструкциям педагога,
оценивать создаваемые работы.
• Обучать техническим приемам работы с бумагой.
2. Развивающие.
• Развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику
пальцев рук, способность анализировать, планировать, создавать
конструкции по образцу, заданным условиям и схемам.
• Развивать устную речь детей, умение свободно общаться друг с другом.
• Способствовать развитию творческих способностей детей, уверенности в своих силах.
3. Воспитательные.
• Воспитывать у детей трудолюбие, самостоятельность,
желание доводить начатое дело до конца.
Для реализации намеченных задач составляется перспективный план и примерные конспекты кружковой деятельности.
Вся система работы представляет собой :
• Сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей друг с другом.
• Взаимосвязь оригами с игровой деятельностью (театрализованной, сюжетно-ролевой, творческой).
• Использование перед началом каждого занятия пальчиковой игры.
• Использование приемов и методов педагогического влияния: поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех.
• Создание доброжелательной атмосферы, отсутствие негативного воздействия, признание права ребенка на самостоятельность.
• Развитие сотрудничества с родителями.
Примерный план проведения кружковой деятельности следующий: воспитатель проводит вводную беседу с использованием игровых приемов и сказочных сюжетов, затем объясняет этапы работы и дети приступают к выполнению задания. Но для начала готовится оригамный фон : страницы из календаря с изображением облаков, цветущего луга и т. п., раскрашивание иллюстраций в раскрасках или плотного листа бумаги красками, мелками, карандашами. Затем дети приступают непосредственно к складыванию фигурок. Готовые модули раскладываются на приготовленный фон и, убедившись в том, что все фигурки расположены на своих местах, приклеивают их к листу с фоном.
Итогом работы является организация выставки детских работ.
Большое значение в работе кружка имеют и родители : они охотно подбирают календари, журналы, альбомы, выполняют домашние задания (которые не являются обязательными, тем самым организуя свой домашний досуг. Таким образом, все видят плоды своей деятельности, которая приносит радость и детям и взрослым.
Перспективный план кружка «Умелые ручки».
Сентябрь
№ тема цель пособия
1 «Ёжик» с. 47 Продолжать учить детей складывать круг, четко фиксируя линию сгиба. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность. Мордочка ежа-1квадрат 8см х 8см
Спинка ежа- 1круг d-9см
Глаза- конфетти 1 шт
Нос- конфетти 1шт
Фломастеры
1лист картона 15 х 20 см для панно
2 «Грузовая машина» с. 127 Учить детей составлять машину из 3 бумажных форм: круга, полукруга и четверти круга. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Кабина-1круг d -10,5 см
Окно-1круг d-4см
Фара-1круг d-3,5см
Кузов-1круг d-10,5
Колеса-2круга d-3,5
1лист картона А4
3 «Гусеница» с. 119 Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно сложенных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать уверенность в своих умениях. Голова-1круг d-5,5см
Тело-8кругов d-5,5
Лапки и усики-18 полосок длиной 3 х 2мм
Хвосик-1круг d-2,5см
1лист картона А4
4 «Божья коровка» с. 26 Учить детей создавать образы насекомых, передавая их строение: туловище, голова, крылья, 6 ножек. Воспитывать инициативность. Тело-1круг d-5см
Голова-1круг d-4см
Крылья-2круга d-6см
Лист-1деталь
Фломастеры
1лист картона 15,5 х 15,5см
Октябрь
№ тема цель пособия
1 «Осенние листья» с. 87 Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус. Листья-4 круга d -8см
1лист картона А4
Фломастеры
2 «Яблоко» с. 75 Учить детей создавать красивый образ яблока. Развивать чувство ритма и композиции. Познакомить с явлением контраста в изобразительном искусстве. Яблоко-2круга d-14см
Большой лист- 1круг d -7см
Маленький круг- 1круг d-5см
1лист картона А4
3 «Черепаха» с. 69 Продолжать учить детей мастерить поделки из кругов, четко фиксировать линию сгиба при получении полукругов и формы «листик» из круга. Воспитывать интерес к своим поделкам. Панцирь-1круг d -14см
Голова-1круг d-5см
Лапки-4круга d-5см
Фломастеры
1лист картона А4
4 «Жук на листе» с. 89 Повышать интерес детей к искусству оригами через игровые приемы. Развивать объяснительную речь, расширять словарный запас. Воспитывать аккуратность. Лист-1круг d-20см
Голова- 1круг d-5см
Тело-1круг d-9см
Крылья-2круга d-10см
Лапки-6 деталей, вырезанных по контуру длиной 5см х 2мм
Ноябрь
№ тема цель пособия
1 «Коляска» с. 49 Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание самому добиться результата. Корпус коляски-1круг d-11см
Тент коляски-1круг d-10,5см
Колеса-2круга d-3,5см
Ручка-1полоска длиной 14см
1лист картона А4
2 «Морской котик» с. 64 Закрепить умение детей мастерить поделки, используя прием складывания кругов пополам, четко фиксируя линию сгиба. Воспитывать самостоятельность. Голова-1круг 7см
Туловище-1круг 12,5
Передние ласты- 2круга 6см
Задние ласты- 2круга 5см
Тумба-1круг 16см из упаковочной бумаги
Мяч-1круг 7см из гофрированной фольги
Фломастеры
1лист картона А4
3 «Чайник и чашка» с. 79 Формировать способы зрительного обследования натуры. Развивать координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать аккуратность в работе. Чайник-1круг 11см
Крышка чайника-1круг 6см
Ручка чайника-1круг 6см
Носик чайника-1прямоугольник размером 5 х 5 см
Чашка-1круг 9см
Ручка чашки- 1круг 5см
1лист картона А4 с орнаментом размером 8 см х 21см
фломастеры
4 «Рыбка» с. 113 Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов – кругов разного размера. Развивать умение красиво размещать на композиционной основе. Рыбка-1круг 10,5см
Хвост-1круг 7см, 1круг 5,5см и 1круг 5см
Верхний плавник-1 круг 4см
Нижний плавник- 1 круг 3,5см
Декабрь
№ тема цель пособия
1 «Котенок» с. 111 Продолжать учить изготовлению поделок в стиле оригами, четко выполняя инструкции педагога; добиваться достижения цели. Развивать творческое мышление. Голова-1круг 7,5см
Ушки-2круга 5см
Щечки-2круга 2,5см
Язычок-1треугольник со стороной 1,5см
Туловище-1круг 14см
Пер. лапки-2круга 4см
Задлапки-1круг 7см
Хвостик-1круг 5см
2 «Троллейбус» с. 125 Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя, продолжать знакомство с волшебным превращением круга. Развивать фантазию и конструктивное воображение. Корпус-1круг 14см
Окна-3круга 3,5см
Фара-1круг 4 см
Ветровое стекло-1круг 4см
Колеса-2круга 4см
Усы-1полоска длиной 20см
3 «Снегурочка» с. 121 Учить детей составлять изображение снегурочки из кругов, в свою очередь преобразованных в цилиндр, конус, полукруг. Четко фиксировать все линии сгиба. Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника. Голова-1круг 5см
Руки-2круга 2см
Платье-1круг 15см
Рукава-2круга 6,5см
Воротник-1круг 5см
Шапка-1круг 5см
Опушка шапки-1круг 3см
1лист 16 х 21 см
4 «Крепость» с. 133 Напомнить детям разные приемы складывания круга: цилиндр, конус, полукруг. Развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. Стены крепости-4круга 7см
Стены башенок- 4 круга 9см
Крыши башенок полукр-2круга 6см
Крыши башенок конус-2круга 7,5см
Окна-4круга 3см
1лист картона А4
Январь
№ тема цель пособия
1 «Колобок» с. 77 Повышать интерес детей к оригами через игру, учить делать новую поделку, складывая круг в разных направлениях. Закреплять навыки украшения готовой поделки. Воспитывать аккуратность. Колобок-1круг 14см
Ручки-2круга 5см
Ножки-2круга 7см
Глаза-2круга 5см
Рот- 1круг 5см
Нос-1круг 2,5см
Чубчик-1круг 5см
2 «Самовар и конфетница» с. 81 Учить детей создавать композицию из самовара и конфетницы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в работах. Самовар-2круга 10,5 см
Ножка и крышка сам- 2круга 5,5см
Ручки самовара-2 круга 4,5см
Конфетница-1круг 9,5 см
Ножка-1прямоуг 3см х 8см
Подставка под ножки-1круг 4,5см
1лист А4 с орнаментом 8см х 21 см
3 «Зайчик» с. 115 Расширять представления детей об образе жизни зайцев, закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами. Развивать мелкую моторику рук. Голова-1круг 14см
Уши-2круга 14см
Рот-1круг 5см
Щеки-2круга 5см
Носик-1круг 2,5см
Глаза-2круга 3см
1лист картона А4
4 «Башня» с. 137 Закрепить приемы складывания круга для получения цилиндра, конуса и полукруга. Развивать фантазию, воображение, воспитывать уважение к своему труду, старание, настойчивость. Стены -1круг 15,5см, 1круг-12см и 1круг- 7см
Крыша-1круг 8см
Окна-5кругов 4см и 1круг 3см
1лист картона А4
Февраль
№ тема цель пособия
1 «Теремок» с. 131 Закрепить понятие о том, что круги могут складываться в другие фигуры: полукруг, четверть круга и д. р. Овладевать навыками пространственного мышления. Стены теремка-1 круг 14см
Крыша-1 круг 14см
Окно на крыше- 1круг 5см
Дверь-1круг 7см
Балкон- 1круг 7см
Ступеньки-3 круга по 5см
1лист картона А4
2 «Мышка» с. 101 Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя круги разного размера. Совершенствовать навыки работы с бумагой и клеем. Туловище-1круг 10см
Голова-1круг 7см
Уши-2круга по 5см
Перед. лапки-2круга по 5см
Зад. лапки-2круга по 7см
1лист картона А4
фломастеры
3 «Петрушка» с. 105 Продолжать учить детей изготовлению поделок в стиле оригами. Учить четко выполнять инструкции педагога. Совершенствовать умения детей работать в мини- группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей. Голова-1круг 5см
Колпак-1круг 5,5см
Туловище-1круг 10,5 см
Руки-2круга по 2см
Башмаки-2круга по 5см
Рукава и воротник- 3 круга по7см
Пуговица-1круг 2,5см
Фломастеры
1лист картона А4
4 «Золотая рыбка» с. 143 Закреплять умения детей четко фиксировать линии сгиба. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. Воспитывать самостоятельность, усидчивость. Тельце рыбки-1круг 10,5см
Жабры-2круга по 5см
Хвост-2круга по 7см
Верхний плавник- 1 круг 4,5см
Нижний плавник- 1 круг 4,5см
Средний плавник- 1 круг 4см и 1круг 3см
1лист картона А4
Март
№ тема цель пособия
1 «Фиалки в горшке» с. 123 Продолжать знакомить детей со способами изготовления цветов в стиле оригами. Закрепить умение пользоваться ножницами, клеем и салфеткой. Поощрять творческую инициативу детей. Горшок-1круг 14см
Цветки-18кругов по 2 см из гофрир. бумаги
Листья-6кругов по 5см, 2круга по 4см и 2круга по 3,5см
1 лист картон А4
2 «Сказочный дворец» с. 135 Продолжать учить детей преобразовывать круг в следующие детали: цилиндр, конус и полукруг, четко фиксируя линии сгиба. Развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Стены дворца-1круг 14см и 3круга по 7см
Крыши башенок-3 круга по 6см
Дверь- 1круг 5см
Окно-1круг 2,5см
1 лист картона А4
3 «Павлин1» с. 145 Продолжать учить детей составлять образ павлина из кругов, преобразовывая в полукруг, конус, листик, цилиндр. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность. Туловище павлина- 1 круг 10,5см
Голова- 1 круг 3,5см
Шея—1 круг 7см
Хвост-1 круг 14см, 1 круг 11см, 1 круг 7см, 1 круг 5см
1 лист картон А4
фломастеры
4 «Неваляшка» с. 117 Закрепить умение детей создавать изображение неваляшки из кругов разного размера. Вспомнить способы видоизменения деталей. Развивать творческое мышление. Голова-1 круг 7см
Руки-2 круга по 2,5см
Платок-2 круга по 7см
Бантик-2 круга по3см
Платье-1 круг 14см и 1 круг 10,5см
Рукава- 2 круга по 7см
1лист картона А4
фломастеры
Апрель
№ тема цель пособия
1 «Барышня» с. 103 Закрепить с детьми приемы складывания базовой формы оригами круг в полукруг, конус. Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных
представлений в своей работе. Голова-1 круг 6см
Волосы-2 круга по 5 см
Руки- 2 круга по 4,5см
Туфли-2 круга по 4,5 см
Сарафан-1 круг 18см
Рукава- 2 круга по 6см
1 лист картона А4
фломастеры
2 «Пингвин» с. 99 Развивать умение анализировать образец: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Развивать творческое мышление и воображение. Туловище пингвина- 1 круг 13см и 1 круг 10,5см
Голова-1 круг 7см
Клюв-1 круг 2см
Крылья- 2 круга по 7см
Лапы- 2 круга по 5см
1лист картона А4
фломастеры
3 «Ландыш в вазе» с. 85 Закрепить умение самостоятельно складывать круг в нужную деталь и аккуратно наклеивать её на фон. Поощрять проявление активности и творчества. Цветки ландыша- 4 круга по 4,5см
Лист ландыша- 1 деталь в форме листа размером 14х8,5см
Стебель ландыша – 1 изогнутая полоска длиной около 16х2 мм
Ваза- 2 круга по 11,5 см
1 лист картона А4
4 «Паук и паутина» с. 141 Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность в работе. Паутина- 1 круг 16см из фольги
Тельце паука- 2 круга по 6см
Голова паука- 1 круг 3,5см
1 лист картона А4
фломастеры
Май
№ тема цель пособия
1 «Птички в скворечнике» с. 139 Продолжать учить детей распознавать птиц, анализировать, устанавливать простейшие связи. Развивать воображение, координировать движения руки и глаза. Воспитывать инициативность. Скворечник:
Стенки-1 круг 14см
Крыша-1 круг 14см
Птички:
Головы-2 круга по 3,5 см
Туловище-1 круг 6,5 cм
Хвостик- 1 круг 5см
Лапки и крылья- 5 деталей по 3,5см
Клювики- 2 круга по 1см
1лист картона А4
фломастеры
2 «Собака» с. 129 Повышать интерес детей к работе с бумагой через технику оригами. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание добиваться поставленной цели. Голова и ухо собаки- 2 круга по 8см
Туловище-1 круг 14см
Перед. лапки и задние- 2 круга по 5см
Хвост- 1 круг 5см
1 лист картона А4
фломастеры
3 «Дельфин и касатка» с. 93 Повышать интерес детей к искусству оригами через игровые приемы; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами путем складывания кругов. Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Касатка:
Тело- 1 круг 11см
Брюшко – 1 круг 7см
Плавники и хвост- 4 круга по 5см
Дельфин:
Тело-1 круг 10,5см
Плавники и хвост- 4 круга по 5см
1 лист картона А4
глазки
4 «Краб» с. 95 Развивать интерес к технике оригами. Закреплять умения сохранять правильную позу во время работы. Совершенствовать полученные навыки. Панцирь-1круг 10,5cм
Клешни-4 по 5см
Нижняя часть-2 по 2,5см
Ножки-6 кругов по 4,5 см, фломастеры
1лист картона А4
Отчет о работе кружка «Умелые ручки»
Количество детей, посещающих кружок : 16 человек. Средняя посещаемость за учебный год составила 61%.
В течение всего учебного года у детей сохранялся интерес и желание не только сложить очередную модель, но и пытаться придумать свою. Ребята научились самостоятельно складывать из цветной бумаги забавные фигурки зверушек и предметов, сказочных персонажей.
В результате выполнения интересных заданий у детей развивалось логическое мышление, пространственное воображение, творческие способности, память, мелкая моторика.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу кружка «Умелые ручки» в данном направлении.