Людмила Харченко
Образовательная программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в ДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель подготовительной группы.
Публикация «Образовательная программа кружка „Умелые ручки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Изображения выполняются в полуобъемном варианте, детали полностью или частично наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дат возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
1. Образовательные :
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими виды и техниками аппликации.
Виды аппликации.
• предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
• сюжетная, отображающая те или иные события;
• декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Техники аппликации.
- Модульная аппликация (мозаика).
- Симметричная аппликация.
- Ленточная аппликация.
- Накладная аппликация.
- Квиллинг.
- Торцевание.
- Коллаж.
- Аппликация из салфеток.
- Аппликация из ткани.
- Аппликация из крупы.
- Аппликация из засушенных растений.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
Методические рекомендации
Организуя занятия по аппликации, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Программа составлена для подготовительной группы и рассчитана на один год. Она охватывает: подготовительную группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: подготовительной группа 30 минут.
Сроки реализации программы : с сентября 2017 по май 2018 год.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемые результаты:
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Система оценки достижений воспитанников:
Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:
- какова степень освоения ребенком навыков и практических умений в различных видах аппликаций,
- в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.
Критерии оценки
1. Эмоциональный отклик на проявление эстетического в природе, явления окружающей жизни, произведения изоискусства. Видение красоты людей и их поступков.
2. Видение свойств предметов, живых объектов и явлений, знание эстетических и сенсорных признаков, которые делают их красивыми и некрасивыми.
3. Участие в художественной деятельности, эмоционально - эстетическая оценка, высказывание собственного суждения (при активном побуждении взрослого).
4. Владение достаточно качественными (соответственно возраста)
изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изодеятельности.
5. Использование полученных знаний и умений в собственной деятельности, проявление самостоятельной и творческой инициативы.
Низкий уровень:
У ребенка есть представление о процессе художественной деятельности, видах изоискусства, но он не всегда добивается положительного результата; владеет материалами и инструментами, изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего развития и закрепления; творческая инициатива отсутствует.
Средний уровень:
Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями; может создавать выразительный образ, самостоятельно дополнить изображение отдельными выразительными деталями, найти интересные способы изображения при активном побуждении взрослых.
Высокий уровень:
Отличает виды изодеятельности; обладает достаточными навыками и умениями, способами различных видов деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы; проявляет самостоятельность и творческую инициативу.
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:
-наблюдение;
-практическое задание;
-просмотр работ.
Формы подведения итогов реализации программы :
-организация и проведение тематических выставок;
-открытое занятие;
-коллективная работа для оформления интерьера группы.
Инструментарий для оценивания результатов
Форма проведения диагностики – итоговое занятие, которое предполагает самостоятельный выбор технологии, материала и средств выразительности. Для получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале, характеристика которых составлена на основе рекомендаций
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
высокий уровень 13-15 баллов
средний уровень 9-12 баллов
низкий уровень 4-8 баллов
Диагностическая карта результатов обследований.
1. Знание основных геометрических понятий.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение создавать изделия, пользуясь инструкциями.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
3. Творческое развитие:
-Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;
- Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Результатом практической деятельности детей будет являться овладение детьми определенными знаниями, элементарными трудовыми умениями и навыками при работе с бумагой и ножницами.
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами;
- разрезают бумагу по нанесенным меткам;
- обведение шаблона на бумаге;
-вырезание фигуры из бумаги по шаблону;
-экономно расходуют материал;
-поддерживают порядок на рабочем месте;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в аппликации;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
Календарно-тематическое планирование кружка
№№ № Тема занятия Программное содержание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1. Дары осени – фрукты
Научить делать аппликацию с фруктами. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук. Воспитывать интерес к бумажной пластике. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
2. Астры Изготовление цветка астры. Закрепить способ многослойности Учить детей складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон,
3. «На лесной полянке»
Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
4. «Зонтик»
Изготовление зонтика способом объемной аппликации. Наблюдение за погодой, соотношение ее с временем года. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон,
ОКТЯБРЬ
1. «Осенний лес»
Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон,
2. «Гриб-боровик» Совершенствовать общую и мелкую моторику. Познакомить с новой техникой изготовления аппликаций из крупы. Развивать память ребенка, учить отличать съедобные грибы от ядовитых по внешнему виду. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, гречневая и пшенная крупа.
3. «Осенняя ветка»
Познакомить детей с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой». Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
4. «Дерево» Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.
Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, нити коричневого и оранжевого цвета
НОЯБРЬ
1. «Матрешка» Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению украшений к празднику. Знакомить с традициями русского народа. Познакомить с историей создания русской матрешки. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, трафареты
2. Ёжик Создать объемную аппликацию ежика, используя способ изготовления астры. Закрепить навык складывания бумаги «юбочкой», нарезание краешков «лучиками», развивать воображение, мелкую мускулатуру рук Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
3. «Рябина» Познакомить детей с квилингом, учить аккуратно накручивать полоски бумаги на зубочистку, учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение. Гофрированная бумага, картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны (для листьев).
4. «Белая лилия» Учить детей самостоятельно изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, рис, картинки с изображением лилий
ДЕКАБРЬ
1. Ёлка Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
2. Снеговик
Изготовление снеговика, закрепление способов склеивания из полосок и шаров. Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, ватные диски
3. Снегурочка Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и вату. Показать детям новый способ аппликации. Способствовать развитию у детей воображения, умения использовать в аппликации дополнительный материал. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, вата.
4. В зимнем лесу Совершенствовать общую и мелкую моторику. Познакомить с новой техникой изготовления аппликаций из крупы. Развивать память ребенка. Плотный картон, манная крупа, изображение ели,клей, салфетки, ножницы.
ЯНВАРЬ
1. Пушистые картины Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа : контурного, силуэтного Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, щерстяные нити
2. «Ажурные снежинки» Развивать глазомер; ориентир на плоскости; умение работать с изобразительным материалом. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
3. «Снегирь»
Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. Тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивании их в единое целое. Учить использовать в работе мелко нарезанные нитки. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, нитки красного, серого, черного цвета.
4. «Снеговик из манки»
Закреплять умение детей работать с сыпучим материалом. Самостоятельно наносить клеем силуэты снеговика, снежинок, земли. Учить тонировать манную крупу разноцветными акварельными красками. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, манная крупа.
ФЕВРАЛЬ
1. «Солдат»
Закрепить умение пользоваться способом обрывной аппликации; развивать зрительный контроль, действия рук; воспитывать усидчивость и желание доводить начатое до конца. Клей, кисть, цветная бумага, лист белой или тонированной бумаги, трафарет, карандаши.
2. «Дерево в снегу» Развивать у детей творческие способности, воображение. Учить детей дополнять работу деталями из природных и подручных материалов, таких как вата, разноцветный песок, спил от цветных карандашей, крупа и Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, вата, манная крупа.
3. «Открытка для пап» Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы, крупы.
4. «Машина» Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, спичечные коробки.
МАРТ
1. «Мимоза» (объемное наклеивание) Продолжать учить детей наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги. Альбомный лист, 2 желтые бумажные салфетки, ножницы, клей ПВА, кисть, зеленый фломастер, розетка под клей.
2. «Верба душистая» Совершенствовать общую и мелкую моторику. Познакомить с новой техникой изготовления аппликаций из крупы. Развивать память ребенка Плотный картон оранжевого цвета, размер 1/4А4;гречка и манка; иллюстрации с изображением вербы, веточек вербы.
3. «Подснежник на проталине» Продолжать учить выполнять коллективную работу. Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов квиллинга. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе. Тонированный лист ватмана формата А3. Гофробумага зеленого, белого цветов. Цветная бумага, салфетки, полоски белого, зеленого, голубого цветов. Зубочистки. Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенка.
4. «Котёнок» учить детей с помощью пластичного материала (салфеток) изображать котёнка, скатывать из салфеток шарики, жгутики; упражнять в работе с клеем, развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности, воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфетками. Заготовки из салфеток белого цвета, зелёного или синего (для глаз, розовая (для носика, оранжевого цвета (бантик, клеёнки, баночки с клеем, кисти, влажные салфетки.
АПРЕЛЬ
1. .Созвездие «Козерог» (аппликация из крупы). Знакомство с новой техникой изображения из крупы; учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов.
Воспитывать аккуратность и усидчивость. Цветной картон, клей ПВА, рис, манка, ножницы, кисти.
2. Букет сирени
Научить детей из бумаги делать объемную аппликацию сирени. Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
3. Веточка яблони Научить детей делать аппликацию веточки яблони, закрепить навыки складывания из бумаги листочка, вырезания цветов. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в аппликации. Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон.
4. «Цветущая ветка каштана»
Образовательные : учить детей создавать композицию в технике бумажной пластики, составлять соцветие, стараясь передать особенности внешнего вида растения
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе. +
Развивающие: формировать композиционные умения, развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук.
Голубой плотный картон для фона (формат А-4, белые, розовые, кремовые салфетки, зеленая двусторонняя бумага, шаблоны для листьев, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые (щетина № 3, клеенки, тканевые салфетки. +
МАЙ
1. «Полосатый кот» создание котика из гречневой и пшенной крупы, учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; учить ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов бумага белая А4,бумага красная А4,клей ПВА, ножницы, черный фломастер, кисть (для клея,крупа гречневая, крупа пшённая, емкость для круп
2. «Открытка для ветеранов» Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.
3.
«Бабочка» Продолжать учить детей составлять изображение из геометрических фигур. Развивать творческое воображение, фантазию. Учить вырезать симметричные формы из бумаги. Цветная бумага (зеленая 2-х оттенков, синяя и желтая, 1 проволока 10см, 2 бусинки, клей, карандаши, ножницы, клеенка.
4. «Цыпленок» Закрепить умение работы с бумагой, нитями, получая поделку, передавая образ животных. Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.
Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, желтые нити, шаблон цыпленка.
Заключение
Использование нетрадиционной техники аппликации стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники аппликации– это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники аппликации помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.