Светлана Калинина
Рабочая программа кружка «Считалочки-говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Считалки-говорушки»
Срок реализации 1 год
Разработчик :
Калинина Светлана Владимировна
Содержание
Пояснительная записка …4
Взаимодействие с другими образовательными областям …. 8
Тематическое планирование НОД по ознакомлению с окружающим миром…9
Тематическое планирование НОД по ФЭМП…. …12
Программно-методическое обеспечение….…18
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа кружка „Считалочки-говорушки“» размещена в разделах
Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому. Но ведь многие профессии, жизненные ситуации требуют именно этих качеств. Хочется заметить, что в наши дни проблемы развития инициативы и творческих возможностей детей приобретают особую актуальность, определяя перспективы и скорость выхода страны на новый образовательный уровень. Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Каждый ребенок имеет задатки для развития интеллектуальных способностей, но самостоятельно узнавать и познавать ребенок еще не научился, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы грамотно помочь каждому ребенку познать окружающий мир, развивать свои способности и задатки.
Данная программа разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов детской деятельности и возрастных особенностей детей. Так же в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года №273-Ф3;
2. ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа составлена на основе
- Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей сообщим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- «Системы коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищева. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет). Организованная образовательная деятельность. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
Цель рабочей программы : создание условий для развития умственного, интеллектуального, личностного развития ребенка пятого года жизни.
Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно-исследовательской деятельности;
• формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
• формирование целостной картины мира.
Для реализации данных задач программа состоит из двух разделов:
1. Формирование целостной картины мира + познавательно-исследовательская деятельность
(реализуется в НОД «Ознакомление с окружающим миром»).
2. ФЭМП + сенсорное развитие (реализуется в НОД «ФЭМП»).
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз в неделю.
Группа детей Длительность занятия
4-5 лет 30 минут
Задачи данного раздела для детей среднего дошкольного возраста:
• формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении школы;
• воспитывать любовь к городу, знакомить с достопримечательностями, названиями улиц;
• формировать доступные пониманию детей представления о государственных праздниках;
• расширять знания об общественном транспорте и формировать знание правил дорожного движения;
• формировать представления о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
• формировать представления о некоторых профессиях, трудовых действиях их представителей;
• формировать представления о смене времен года, их очередности. Научить узнавать и различать времена года по существенным признакам сезона. Формировать представления о многообразии природных явлений, о сезонных изменениях в природе;
• знакомить с жизнью растений, с первыми весенними цветами, полевыми и луговыми цветами;
• учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов;
• расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах; местах их произрастания;
• формировать представления о комнатных растениях и уходе за ними;
• конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни;
• формировать представления о разнообразии птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.
• формировать представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, уходе за ними;
• формировать представления о насекомых, их особенностях, образе жизни.
Раздел «Развитие элементарных математических представлений» предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз в неделю.
Группа Длительность занятия (мин)
4-5 лет 30
Задачи данного раздела для детей среднего дошкольного возраста:
• формировать навыки счета в пределах пяти. Обучать отсчитыванию предметов из большего количества. Ввести в активный словарь количественные и порядковые числительные (в пределах пяти). Учить отвечать на вопросы: «сколько всего? который по счету?»;
• учить сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравных группы двумя способами: добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Совершенствовать умение сравнивать численности множеств в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам;
• учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). Формировать навык сравнения предметов сразу по двум признакам. Формировать умение сравнивать до пяти предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке;
• формировать умение узнавать, различать и называть геометрические формы, соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Обучать группировке геометрических фигур по цвету, форме, размеру;
• совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости;
• обучать различению контрастных и смежных частей суток, определению их последовательности;
• формировать представления о смене времен года и их очередности.
Особенности развития детей среднего возраста (4-5 лет).
Психическое развитие переходит в новую ступень. Появляется навык осознания свойств каждого предмета и понятие взаимосвязи между действиями и последующими событиями. Желание понять окружающий мир и его явление вызывает бесконечное число вопросов. Период называют возрастом «почемучек». Отвечать на подобные вопросы взрослым необходимо, иначе связь между ребенком и взрослым прерывается, что негативно сказывается на его поведении и развитии.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Мониторинг реализации программы осуществляется 1 раз в год (в мае).
Результатом освоения программы являются следующие навыки и умения:
«Формирование целостной картины мира» :
• называет времена года в правильной последовательности;
• знает и называет некоторые растения и животных, знает, какую пользу они приносят человеку, соблюдает правила поведения в природе.
«ФЭМП» :
• умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению;
• сравнивает количество предметов в группах до пяти на основе счета, приложением, наложением;
• различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
• определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении;
• понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток.
Взаимодействие с другими образовательными областями
социально-коммуникативное развитие формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, о труде взрослых и собственной трудовой деятельности
Речевое развитие развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми
Физическое
развитие формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы
Художественно-эстетическое развитие
использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей, расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства;
использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира;
Тематическое планирование
«Формирование целостной картины мира»
Тема занятия Задачи Формы работы
Сад. Фрукты.
1занятие 1. Уточнять и расширять представления детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.
3. Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа
Составление и отгадывание загадок
Игры с правилами
Наблюдение
Рассматривание
Лес. Грибы и ягоды
1занятие 1. Уточнять и расширять представления детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях.
2. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа
Составление и отгадывание загадок
Игры с правилами
Рассматривание
Игрушки
1 занятие 1. Формировать представления дошкольников об игрушках, их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина, о материалах, из которых они сделаны.
2. Развивать интерес к предметному миру.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Д/и
Одежда и обувь
2 занятие 1. Формировать представления о названиях одежды и обуви для разных сезонов года;
2. Развивать интерес к предметному миру.
3. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви. Беседа
Сюжетные игры
Экспериментирование. Д/и
Игры с правилами
Мебель
2 занятие 1. Формировать представления детей о мебели; качестве материалов, из которых она изготовлена.
2. Развивать умение определять и называть некоторые части мебели.
3. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Пересказ сказки Три медведя. Беседа
Сюжетные игры
Рассматривание
Д/и
Зима (зимние явления)
1занятие
Зимние забавы
1занятие 1. Расширять представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой.
2. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа
Ситуативный разговор
Игры с правилами
Д/и
Рассматривание
Зимующие птицы
1занятие 1. Формировать представления о зимующих птицах, их образе жизни и повадках.
2. Развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи.
3. Воспитывать чувство заботы о птицах.
Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Д/и
Составление и отгадывание загадок
Новый год
1занятие 1. Создать у детей атмосферу праздничного настроения.
2. Развивать умение отвечать на вопросы предложением.
3. Воспитывать интерес к празднику Новый год. Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Ситуативный разговор
Домашние птицы
1 занятие 1. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.
2. Развивать диалогическую речь.
3. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Беседа
Ситуативный разговор
Игры с правилами
Д/и
Рассматривание
Домашние животные
1занятие
Пересказ сказки: Лиса и журавль
1 занятие 1. Формировать представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.
2. Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи.
3. Воспитывать у детей заботливое отношение к домашним животным.
Беседа
Игры с правилами
Д/и
Рассматривание
Дикие животные
2 занятия 1. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.
2. Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к диким животным.
Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Д/и
Профессия почтальон
2 занятия 1. Познакомить детей с трудом почтальона.
2. Развивать желание выполнять трудовые поручения.
3. Воспитывать в детях чувство уважения к труду. Беседа
Сюжетные игры
Рассматривание
Д/и
Папин праздник
1 занятие 1. Сформировать представления детей о нашей армии; познакомить с родами войск, военными профессиями.
2. Развивать память, мышление.
3. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на российских воинов.
Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Д/и
Родной город
1 занятие
Страна, где мы живем
1 занятие
Планета Земля
1 занятие
1. Формировать первичное представление о родном городе, о его достопримечательностях.
2. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу. Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Наблюдение
Весна
1занятие 1. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе.
2. Развивать умение определять состояние природы и погоды.
3. Воспитывать интерес к природе своего края. Ситуативный разговор, игры с правилами, беседа
Составление и отгадывание загадок
Насекомые
1 занятие 1. Формировать представление о внешнем виде и образе жизни насекомых.
2. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Беседа
Составление и отгадывание загадок
Рассматривание
Наблюдение
Первые весенние цветы
1 занятие 1. Формировать представления детей о первых весенних цветах.
2. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Беседа
Составление и отгадывание загадок
Игры с правилами
Рассматривание
Д/и
Цветущие комнатные растения
1 занятие 1. Формировать представления детей о комнатных растениях и их названии, строении.
2. Развивать умение ухаживать за комнатными растениями.
3. Воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
Наблюдение
Лето. Цветы на лугу.
2 занятия
Составление рассказа по картинке
Жаркое лето.
1 занятия 1. Расширять и уточнять естественнонаучные представления, знания о смене времен года, о лете и его приметах.
2. Развивать зрительное восприятие м внимание.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Беседа
Игры с правилами
Рассматривание
ПДД
2 занятия
Транспорт
2 занятия 1. Развивать и уточнять представления об окружающем, формировать знания о ПДД.
2. Развивать пространственное мышление.
3. Воспитывать навыки сотрудничества. Ситуативный разговор, игры с правилами, беседа
Тематическое планирование
ФЭМП
Тема занятия Задачи Формы работы
Геометрические фигуры 1. Упражнять в различении форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и их правильном назывании.
2. Развивать мыслительные операции.
3. Воспитывать навыки сотрудничества. Беседа
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Счет до трех 1. Закреплять навык счета до трех.
2. Развивать внимание, память.
3. Воспитывать активность, самостоятельность. Беседа, Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Количественный и порядковый счет 1. Закреплять в речи количественные и порядковые числительные.
2. Развивать речевую деятельность детей.
3. Воспитывать взаимодействия друг с другом. Беседа
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение предметов по величине, по высоте, по толщине 1. Учить сравнивать предметы по величине, по высоте, по толщине (путем наложения и приложения).
2. Развивать зрительное восприятие и внимание.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение двух групп предметов 1. Учить сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравные группы двумя способами: добавить или убрать.
2. Развивать внимание, мышление.
3. Воспитывать навык сотрудничества. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Ориентировка на плоскости 1. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.
2. Развивать навык ориентировки на плоскости.
3. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия.
Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Счет до четырех 1. Формировать навык счета в пределах четырех.
2. Развивать внимание, память.
3. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Счет до пяти 1. Формировать навык счета в пределах пяти.
2. Развивать внимание, память.
3. Воспитывать активность, самостоятельность. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение предметов по длине 1. Учить сравнивать предметы по длине (путем наложения).
2. Развивать зрительное внимание, восприятие.
3. Воспитывать активность, самостоятельность.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Времена года 1. Формировать представления о смене времен года и их очередности.
2. Развивать мыслительную и речевую деятельность.
3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Части суток
1. Формировать временные представления (сутки, утро, день, вечер, ночь).
2. Развивать мыслительную и речевую деятельность.
3. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия на занятии. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Геометрические фигуры 1. Формировать умения сравнивать геометрические фигуры разного размера, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение предметов по высоте 1. Учить сравнивать предметы по высоте (путем приложения).
2. Развивать зрительное восприятие, внимание.
3. Воспитывать навык сотрудничества. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Ориентировка на плоскости 1. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.
2. Развивать навык ориентировки на плоскости.
3. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия.
Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Порядковый счет 1. Формировать умение отвечать на вопрос «Который по счету?»
2. Развивать внимание, восприятие, мышление.
3. Воспитывать активность, самостоятельность.
Бесед. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Количествен
ный счет 1. Формирование в речи количественного счета в пределах пяти.
2. Развивать память, внимание.
3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение предметов по двум признакам 1. Учить навыку сравнения по двум признакам (размеру и цвету).
2. Развивать мыслительную операцию – сравнение.
3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение предметов по двум признакам 1. Учить навыку сравнения по двум признакам (по величине и по высоте).
2. Развивать мыслительную операцию – сравнение.
3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Ориентировка на
плоскости 1. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.
2. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
3. Воспитывать навык сотрудничества.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Уравнивание множеств 1. Учить уравнивать множества разными способами, устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотнесения элементов множества.
2. Развивать мыслительные операции – уравнивание, тонкую моторику.
3. Воспитывать навык сотрудничества, активности. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Порядковый счет 1. Совершенствовать навык счета на слух, порядкового счета.
2. Развивать речевой слух.
3. Воспитывать навык самостоятельности, активности.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Геометричес
кие фигуры 1. Учить составлять предмет из геометрических фигур по схеме.
2. Развивать речевую деятельность, конструктивные навыки.
3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Части суток 1. Формировать умение называть части суток по порядку.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
3. Воспитывать навык самостоятельности.
Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Порядковый и количественный счет 1. Формировать умения порядковому и количественному счету.
2. Развивать речевой слух.
3. Воспитывать навык сотрудничества. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение трех предметов разной длины 1. Формировать умения сравнивать три предмета разной длины, раскладывая в убывающем порядке.
2. Развивать зрительное восприятие и внимание, тонкую моторику.
3. Воспитывать навык сотрудничества, активности. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение множеств 1. Формировать умения сравнивать множества в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга и отличаются по размерам.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание.
3. Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Временные представления. 1. Формировать временные представления (части суток, времена года).
2. Развивать речевой слух.
3. Воспитывать навык самостоятельности, активности. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Геометрически фигуры 1. Формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание.
3. Воспитывать активность, инициативность, навык сотрудничества. Беседа Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Соотнесение элементов множества 1. Формировать умения устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотнесения элементов множества.
2. Развивать мыслительные операции – сравнение, зрительное восприятие, внимание.
3. Воспитывать активность, инициативность. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение пяти предметов разной высоты 1. Формировать умения сравнивать пять предметов разной высоты, раскладывая их в возрастающем порядке.
2. Развивать речевую деятельность.
3. Воспитывать активность, навык сотрудничества. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Счет парами 1. Учить детей считать парами.
2. Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание.
3. Воспитывать навык сотрудничества. Беседа. Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Ориентировка на плоскости 1. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости, активизация наречий (слева, справа, вверху, внизу, в центре).
2. Развивать речевой слух, речевую деятельность.
3. Воспитывать навык сотрудничества. Беседа Д/и
Игры с правилами
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Ориентировка в пространстве 1. Формировать навык ориентировки в пространстве.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, речевую деятельность.
3. Воспитывать активность, инициативность. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей
Сравнение двух предметов по двум признакам 1. Формировать умения сравнивать два предмета по двум признакам (цвету и форме).
2. Развивать зрительное восприятие, внимание.
3. Воспитывать навык взаимодействия в учебной и игровой деятельности. Беседа
Игры с правилами
Д/и
Демонстрация
Самостоятельная деятельность детей