Папки-передвижки

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности

Александра Смирнова
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Умелые ручки»

художественно – эстетической направленности

Руководитель:

Смирнова А. И.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период приобщения к миру и общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее его ассоциации.

Публикация «Рабочая программа кружка „Умелые ручки“ художественно — эстетической направленности» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора – играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков – это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторики находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико – пространственным восприятием (координацией движений, наблюдательностью, зрительной памятью и т. д.) Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Художественно – эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Актуальность

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Педагогическая работа показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, выбраны направления в работе – использование в рисовании, аппликации, лепке нетрадиционных техник.

Таким образом, возникла необходимость создать кружок «Умелые ручки», где вместе с детьми используем разные виды нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно – творческие способности.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно – творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию, аппликации и лепке нетрадиционными техниками.

Программа «Умелые ручки» художественно – эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством включения их в различные виды декоративно – прикладного творчества.

Задачи:

- развивать интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству;

- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;

- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств изображения образа;

- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности : рисовании, лепке, аппликации;

- развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность;

- развивать у детей художественный вкус, творческий потенциал;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Принципы реализации рабочей программы :

В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:

- принцип уважения личности ребенка;

- принцип деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- принцип креативности. Создание условий для творческой активности детей.

- принцип вариативности. Свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий.

Срок реализации.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по декоративно – прикладному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепке, включает необходимое оборудование. Программа рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, всего 4 занятия. Длительность занятий в старшей группе составляет 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут в соответствии с СанПиН. Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков. Срок реализации 2 годы. Место проведения: старшая группа№10.

Методы и приемы работы :

- словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов;

- наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия;

- практической последовательности – изготовления изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы;

- иллюстративный – метод наглядности, метод словесной наглядности – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

- проблемный – метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

- эвристический – метод проектов, модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагаются решения.

Теоретическая часть дается в форме бесед, мини – лекций, эвристических бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно – насыщенной. Для создания определенного настроения на занятиях используются отрывки музыкальных произведений, музыкальные сказки.

В конце каждого занятия подводятся итоги с оценкой деятельности детей. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы по программе являются учебные занятия. Это и занятия – вариации, занятия – практикумы, занятия – творческие портреты, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты, занятия – мастерская. В силу того, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста основным видом деятельности является игра в ходе реализации программы используется художественно – дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изобразительной деятельности (дидактическая игра, художественное лото, художественное домино, задания типа «найди лишнее», «найди отличия», «найди предмет в хаосе», игра – путешествие, игра – викторина и т. д.).

Взаимодействие с семьями:

индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы : приглашение родителей на открытые занятия, на выставки детских работ.

Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро, скоро Новый год!», фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное развлечение родителей и детей «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проходить в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т. п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.

Ожидаемые результаты в конце курса занятий.

Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.

4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Используемая литература.

Программа «Умелые ручки» художественно – эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Агапова И., Давыдова М. «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Антипова М. «Соленое тесто», Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования», Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5-6 лет», Малышева Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Умелые ручки»

п/п Тема занятия Задачи Количество часов

СЕНТЯБРЬ

1,2 «Воспоминания о лете» (смешанная техника)

Учить передавать воспоминания о лете, составлять композицию, развивать навыки работы штампом. Воспитывать любовь к родному краю. 2 ч

3 «Плоды огорода» Продолжать учить работать в технике печатания, создавать натюрморт из овощей, развивать эстетическое восприятие. 1 ч.

4 «Разноцветная осень» (рисование по «мокрому») Учить видеть красоту осенней природы, передавать в работе настроение, подбирать цветовую палитру. 1 ч.

ОКТЯБРЬ

1 «Осенние листья» (техника печатания) Учить создавать композицию из осенних листьев, развивать эстетическое и художественное восприятие, творческое мышление. Прививать любовь к рисованию. 1 ч.

2 «Ветка рябины» (пальчиковая живопись) Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины – по новому приему двухцветному боковому мазку. 1 ч.

3,4 «Осенний пейзаж» (рисунок поролоном) Учить передавать характерные признаки березы, развивать эстетическое восприятие осеннего пейзажа. 2 ч.

НОЯБРЬ

1 «Перелетные птицы» (смешанная техника) Учить рисовать птиц в полете. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать фантазию, эстетический вкус. 1 ч.

2,3 «Моя фантазия» (рисование ладошкой) Учить придавать знакомому предмету новый образ. Закреплять умение доводить рисунок до конца. Развивать наблюдательность и воображение. 2 ч.

4 «Козленок» (штриховка – петелька) Продолжать учить рисовать животное на четырех лапах. Познакомить с новым способом изображения – «штрихом – петелькой». Прививать любовь к рисованию. 1ч.

ДЕКАБРЬ

1 «Моя любимая игрушка» (рисование тычком) Закреплять умение рисовать жесткой кистью, передавать особенности изображаемого предмета. Развивать эстетическое восприятие. 1 ч.

2 «Мы - волшебники» (рисование ниточкой) Закреплять умение рисовать ниточкой, развивать фантазию, образное мышление. 1 ч.

3,4 «Зимний лес» (тычок жесткой полусухой кистью) Продолжать учить рисовать пейзаж белой гуашью, используя фон разных цветов и разнообразные техники рисования. Развивать воображение. 2 ч.

ЯНВАРЬ

1 «Любимый праздник» (смешанная техника) Учить составлять сюжет композиции, развивать эстетическое восприятие, разбираться в «веселых» и «грустных» цветах. Прививать любовь к рисованию. 1 ч.

2,3 «Метель» (акварель, полусухая жесткая кисть) Вызвать интерес к природному явлению, как снежное ненастье. Закреплять умение работать способом нанесения одного цвета на другой. 2 ч.

ФЕВРАЛЬ

1 По замыслу

(техника набрызг) Продолжать учить рисовать техникой «набрызг»; развивать у детей фантазию; прививать любовь к рисованию. 1 ч.

2 «Наши пушистые друзья» (сангина, восковые мелки) Продолжать учить определять содержание рисунка, реализовывать замысел. Упражнять в рисовании сухим материалом – сангиной. 1 ч.

3 «Военная техника» (восковые мелки, акварель) Учить рисовать силуэты военной техники, передавать форму, тонировать лист. Развивать творчество и воображение. 1 ч.

4 «Превращение кляксы» (кляксография) Показать возможность техники кляксографии, развивать наблюдательность, фантазию. 1 ч.

МАРТ

1 «Цветы для мамы» (рисуем поролоном) Воспитывать желание делать подарки родным и близким. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки смешивая краски. Учить работать аккуратно. 1 ч.

2 «Комнатный цветок» (монотипия) Продолжать работать в технике «монотипия». Развивать пространственное мышление и координацию движений. Учить изображать цветок в технике монотипия. 1 ч.

3 «Весенняя веточка» (смешанная техника) Учить детей смешанной технике рисования, соблюдать контрастность цвета. Развивать эстетический вкус, аккуратность в работе. 1 ч.

4 «Ранняя весна» (свободный выбор материала) Учить передавать в рисунке картину природы. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие. 1 ч.

АПРЕЛЬ

1 «Бабочки» (монотипия гуашью) Продолжать знакомить детей с предметной монотипией. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы. 1 ч.

2 «Солнышко в траве» Учить передавать в рисунке форму и строение цветка. Развивать воображение. Прививать любовь к рисованию. 1 ч.

3,4 «Ракета в космосе» (рисование набрызгиванием) Закреплять умение рисовать в технике «набрызг». Передавать задуманное в рисунке. 2 ч.

МАЙ

1 «Страна цветочных снов» (свободный выбор техники) Воспитывать умение фантазировать, составлять композицию на месте. 1 ч.

2 «До свиданье, детский сад!» (свободный выбор художественных материалов) Создать условия для самостоятельного составления сюжетной композиции, развивать художественный вкус. 1 ч.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п Тема Оборудование Содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1,2 «Воспоминания о лете»

Бумага, гуашь, акварель, кисти мягкая, жесткая, салфетки, палитра. 1. Беседа. Чтение стихотворение Ф. Тютчева «Стихи о лете».

2. Продуктивная деятельность.

3. Выставка работ, итоговая беседа.

3 «Плоды огорода» Бумага, гуашь, фрукты, салфетки. 1. Беседа, загадывание загадок.

2. Продуктивная деятельность.

3. Выставка работ.

4 «Разноцветная осень» Бумага, акварель, вода, кисти, салфетки, палитра, репродукция Левитана. 1. Беседа. запись П. И. Чайковского «Осенняя пора» из цикла «Времена года».

2. Продуктивная деятельность.

3. Подведение итога.

ОКТЯБРЬ

1 «Осенние листья» Гуашь, засушенные листья, белый картон, кисть, вода, губка. 1. Загадывание загадок. Наблюдение за осенними явлениями, рассматривание репродукции об осени.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

2 «Ветка рябины» Альбомный лист, акварель, кисть, салфетка, ветка рябины. 1. Чтение стихотворения О. Высоцкая. Беседа.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

3,4 «Осенний пейзаж» Бумага, губка, вода, акварельные краски, репродукции Левитана. 1. Беседа. Рассматривание репродукций.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

НОЯБРЬ

1 «Перелетные птицы» Бумага, гуашь, жесткая кисть, вода, палитра. 1. Беседа. Загадывание загадок.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

2,3 «Моя фантазия» Бумага, гуашь, вода, салфетки. 1. Просмотр рисунков. Беседа.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

4 «Козленок» Альбомный лист, акварельные краски, гелевые ручки. 1. Загадывание загадок. Беседа.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

ДЕКАБРЬ

1 «Моя любимая игрушка» Альбомный лист, гуашь, жесткая кисть, салфетки. 1. Беседа. Мягкие игрушки.

2. Создание игровой мотивации.

3. Продуктивная часть.

4. Итог.

2 «Мы - волшебники» Альбомный лист, ниточки, гуашь, салфетки. 1. Чтение стихотворений о зиме, рассматривание образца. Показ приема работы.

2. Продуктивная часть.

3. выставка работ.

3,4 «Зимний лес» Альбомный лист, гуашь, жесткая кисть, салфетки, палитра. 1. Просмотр репродукций Шишкина. Беседа.

2. Продуктивная деятельность.

3. Итог.

ЯНВАРЬ

1 «Любимый праздник» Акварель, альбомный лист, гуашь, кисти, палитра. 1. Беседа. Чтение стихотворений о елке. И. Токмаковой «Под новый год».

2. Продуктивная часть.

3. Подведение итогов.

2,3 «Метель» Гуашь, акварель, альбомный лист, палитра. 1. Беседа по сказке «Госпожа Метелица». Рассматривание иллюстраций.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

ФЕВРАЛЬ

1 По замыслу

Гуашь, зубная щетка, трафарет, тонированная бумага. 1. Беседа.

2. Просмотр детских работ.

3. Продуктивная деятельность.

4. Итог.

2 «Наши пушистые друзья» Бумага, сангина, восковые мелки, салфетки. 1. Беседа. Загадывание загадок. Создание игровой мотивации.

2. Продуктивная деятельность.

3. Выставка работ.

3 «Военная техника» Бумага, акварель, восковые мелки, палитра. 1. Просмотр картин с изображением военной техники. Чтение Ю. Владимирова о самолете.

2. Продуктивная деятельность.

3. Выставка работ.

4 «Превращение кляксы» Альбомный лист, гуашь, соломка, фломастеры, кисть, салфетка. 1. Беседа. Показ приема работы. Создание игровой мотивации.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

МАРТ

1 «Цветы для мамы» Бумага, поролон, кисть тонкая, палитра, цветы в вазе, салфетки. 1. Рассматривание открыток с изображением цветов. Чтение стихотворения П. Соловьева о весне.

2. Показ приема работы.

3. Продуктивная деятельность.

4. Выставка работ.

2 «Комнатный цветок» Альбомный лист, акварель, вода, тонкая кисть. 1. Беседа. Рассматривание комнатных цветов. Загадывание загадок.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

3 «Весенняя веточка» Альбомный лист, акварель, гуашь, поролон, палитра, салфетки. 1. Рассматривание весенней веточки. Беседа. Чтение стихотворений о весне.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

4 «Ранняя весна» Альбомный лист, акварель, белила, поролон, валик, салфетки. Репродукции Левитана. 1. Беседа, просмотр репродукций.

2. Продуктивная часть.

3. Выставка работ.

АПРЕЛЬ

1 «Бабочки» Альбомный лист, гуашь, палитра, салфетки, картинки с изображением бабочек. 1. Загадывание загадок, просматривание изображений бабочек. Беседа.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

2 «Солнышко в траве» Альбомный лист, гуашь, кисть жесткая, салфетки, палитра, изображение одуванчика. 1. Чтение О. Высоцкой «Одуванчик». Беседа по теме.

2. Продуктивная деятельность.

3. Итог.

3,4 «Ракета в космосе» Сюжетные картинки по теме, альбомный лист, гуашь, зубная щетка, салфетки. 1. Беседа, фото Ю. Гагарина. Чтение стихотворения В. Степановой «Гагарин».

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

МАЙ

1 «Страна цветочных снов» Тонированная бумага, поролоновый валик, гуашь, салфетка. 1. Беседа. Создание игровой мотивации. Картинки с изображением цветов.

2. Продуктивная часть.

3. Выставка работ.

2 «До свиданье, детский сад!» Альбомный лист, акварель, кисть, палитра. 1. Беседа.

2. Продуктивная часть.

3. Итог.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Любовь к прекрасному» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности,.

Фотоотчет «Работы воспитанников кружка «Умелые ручки» в средней группе»Фотоотчет «Работы воспитанников кружка «Умелые ручки» в средней группе» Фотоотчёт. Работы воспитанников кружка «Умелые ручки» в средней группе. Цель: Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей воспитанников.

Конспект занятия кружка «Умелые ручки». Тема «Жираф» Возраст с 2 до 3 лет. МАДОУ "Детский сад №409", г. Пермь. Кружок «Умелые ручки». Тема «Жираф». 1-я младшая группа №13. Возраст с 2 до 3 лет. Педагог: Пестова.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Образовательная программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Отчет о работе кружка «Оч. умелые ручки» в средней группеОтчет о работе кружка «Оч. умелые ручки» в средней группе Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную.

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Фантазейка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №164» Орджоникидзевского района городского.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» 1. Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Сухомлинский В. А. Формирование творческой.

Рабочая программа кружка по оригами «Умелые ручки» Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки». («Техника оригами для малышей» Н. А. Просова)Разработали: Долганова Т. А. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности
Опубликовано: 24 сентября 2017 в 21:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Александра Смирнова (УИ 329470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД