Приложение МААМ

Рабочая программа кружка «Говорушки»

Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Рабочая программа кружка «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

по реализации социально-педагогического направления

дошкольного возраста

«Говорушки»

Статус программы :

рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»

ТИП: образовательная

ВИД: модифицированная

Возрастная группа: дети 5-7 лет

Срок освоения: 1 год

Подготовила: Елисеева Олеся Викторовна

Москва

Содержание:

1. Актуальность программы

2. Цели и Задачи

3. Организация и содержание

Публикация «Рабочая программа кружка „Говорушки“» размещена в разделах

4. График работы

5. Учебно-методическое обеспечение

6. Календарно тематический план

7. Ожидаемые результаты

1. Актуальность программы

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном возрасте.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер – дети становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Разработке данной программы предшествовал социальный заказ от родителей детей дошкольного возраста на оказание дополнительных образовательных услуг по развитию речи детей 5-7 лет. В этом и заключается актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы.

При характеристике цели речевого развития особенно подчеркивается такое требование к речи ребенка как ее правильность. Ставится задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривается как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов;

в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.

При составлении программы были использованы методические разработки Т. В Колесниковой, Фомичева М. Ф, Картушиной А. Б., Крупенчук О. И., Ткаченко Т. А., Бардышева Т. Ю, Моносова Е. Н. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

2. Цели и задачи

Цель :

Развитие звуковой культуры речи, формирование фонетически правильной, грамматически оформленной устной речи с дальнейшей подготовкой детей к обучению грамоте.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие диафрагмального дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Развитие грамматического строя речи.

10. Формирование связной речи.

11. Воспитание культуры речевого общения.

3. Организация и содержание

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня, всего 68 занятий (с октября по май включительно).

Продолжительность занятия: 25 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Количественный состав группы: 15 человек.

Возраст: смешанный (от 5 до 7 лет)

Занятия по развитию речи начинаются в октябре и заканчиваются в мае.

Логопедические занятия происходят на практическом материале лексических тем. В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, последовательность, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Каждое занятие включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику, пальчиковые и подвижные игры, стихи, сопровождаемые движениями, дидактические игры, элементы логоритмики, способствующие развитию высших психических функций.

Реализация данной программы предполагает создание положительной мотивации на занятиях, так как они организуются в сфере дополнительного образования, которая является гибкой системой и позволяет индивидуально взаимодействовать с каждым ребенком, в полной мере раскрывать его способности и возможности. Ребенок быстрее начинает верить в свои силы, появляется мотивация к занятиям и к получению результата.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Физкультминутка - Логоритмические упражнения

6. Фонематические упражнения.

7. Лексико-грамматические упражнения или упражнения на развитие связной речи.

8. Подведение итога.

4. График работы кружка «Говорушки»

на год

№ Мероприятия Количество дней в неделю Время проведения Место

проведения Ответственный

1 Логопедический кружок

2 раза в неделю

ГБОУ школа №

Ф. И. О.

5. Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического пособия «Фонетические рассказы и сказки» Сазонова Н, Куцина Е, Хрушкова Н., систематизированного по программе «Обучение дошкольников грамоте» Дурова Н. В., Невская Л. H. Журова Л. E

1. Программа «Обучение дошкольников грамоте» Дурова Н. В., Невская Л. H. Журова Л. E —М. : Школьная пресса, 2001

2. Рабочие тетради «Фонетические рассказы и сказки» Сазонова Н, Куцина Е, Хрушкова Н. (3 части)

Дополнительное методическое обеспечение:

1. «Обучение дошкольников грамоте» Дурова Н. В., Невская Л. H. Журова Л. E —М. : Школьная пресса, 2001

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» -М. : 2002 г.

3. Бардышева Т. Ю, Моносова Е. Н. Логопедические занятия в младшей и средней группе детского сада. М:.Скрипторий,2013.

4. Картушина М,Ю «Логоритмика для малышей». М:.Сфера, 2005.

5. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. М:.Детсво Пресс,2014.

6. Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры. / О. И. Крупенчук. – СПб. : Изд. дом «Литера», 2012 (серия «Уроки логопеда»).

7. Новиковская О. А «Логопедическая грамматика». М:.»Корона –Принт»,2014.

8. Фомичева М. Ф «Формирование правильного произношения», М:. «Просвещение»,1989.

6. Календарно-тематическое планирование:

Разделы Фонетико-фонематическая

сторона речи Грамматический строй

октябрь

1 неделя Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Образование множественного числа существительных при помощи окончаний «и» и «ы» (кукла-куклы, кубик-кубики)

2 неделя Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках Гласные звуки

Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в - из

3 неделя Звук и буква А. Звуки У-А

Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. Образование прилагательных от существительных.

4 неделя Звук и буква У. Схема слова

Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5 неделя Звук и буква О Дифференциация звук-буква

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, –ечк-, -очк-,-еньк, -оньк-.

ноябрь

1 неделя Звук и буква И. Дифференциация звук-слог

Образование винительного падежа существительных единственного и множественного числа (я надену туфли, сапоги)

2 неделя Звук и буква Э.

Образование сложных прилагательных (быстрокрылый, черноглазый)

3 неделя Звук и буква Ы. Звуки А, О, У, И, Э, Ы

Образование глаголов, обозначающий голоса животных (гусь гогочет)

4 неделя

Звук и буква П. Согласные звуки.

Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

декабрь

1 неделя Звук и буква М. Деление слов на слоги

Согласование прилагательных и существительных (зима холодная, снежная). Образование сложных существительных (снегопад)

2 неделя Звук и буква Н.

Образование винительного падежа существительных единственного и множественного числа (собака любит мясо, кости, кашу)

3 неделя Звук и буква Т.

Образование слов с ласкательными и увеличительными значениями (волк-волчище, лиса-лисичка). Образование творительного падежа существительных множественного числа (кабан защищается клыками)

4 неделя Звук Ть. Буква Т. Дифференциация твердый-мягкий согласный Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и сравнительной формы прилагательных

январь

2 неделя Звук и буква К

Образование сложных прилагательных (быстрокрылый, черноглазый)

3 неделя Звук Кь. Буква К.

Согласование существительных с числительными (один жираф – пять жирафов)

4 неделя Звуки Кь-К. Буква К Образование приставочных глаголов (шить, зашивать, подшивать, пришивать, вышивать)

5 неделя Звук и буква Б

Относительные прилагательные

февраль

1 неделя Звук Бь. Буква Б. Образование приставочных глаголов (наливать, выливать, переливать). Образование относительных прилагательных (чашка из фарфора – фарфоровая). Использование предложных конструкций (положить ложку в стакан, вынуть ложку из стакана)

2 неделя Звуки Г-Гь. Буква Г. Образование относительных прилагательных (диван из кожи – кожаный, стул из дерева – деревянный). Использование предложных конструкций (на стуле, в шкафу, из-за шкафа).

3 неделя Звук Ль. Буква Л. Образование временных форм глаголов (пограничник охранял, охраняет и будет охранять границу)

4 неделя Дифференциация звук-слог-слово-предложение Образование предложного падежа существительных единственного числа (поедем на автобусе). Использование простых и сложных предлогов (подъехал к, переехал через, выехал из-за, достал из-под). Образование приставочных глаголов (выехать, приехать)

март

1 неделя Звук и буква С Образование сравнительной степени прилагательных (дни стали длиннее, ночи короче, солнце теплее)

2 неделя Звук Сь. Буква С. Согласование существительных и прилагательных (мама красивая, добрая, умная)

3 неделя Звук и буква Ш Образование творительного падежа существительных единственного числа в конструкциях типа сестра с братом, мама с папой. Образование притяжательных прилагательных (папин, бабушкин)

4 неделя Звуки С-Ш Образование винительного падежа существительных единственного и множественного числа (я рисую уши, я рисую нос)

апрель

1 неделя Звуки Х-Хь. Буква Х Употребление предлогов: на-под, в – из, на-с

2 неделя ЗвукиВ-Вь. Буква В. Приставочные глаголы

3 неделя Звук и буква З. Образование сложных существительных (одноэтажный, многоэтажный)

4 неделя Звук Зь. Буква З. Образование сравнительной степени прилагательных

май

1 неделя Звук и буква Ж Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа

2 неделя Звуки З-Ж Образование предложного падежа существительных единственного и множественного числа

3 неделя Звуки Д-Дь. Буква Д. Согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа.

4 неделя

Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

7. Ожидаемые результаты:

1. Сформирован фонематический слух;

2. Сформирован правильный речевой выдох;

3. Уточнены гласные звуки и звуки раннего онтогенеза;

4. Подготовлен артикуляционный аппарат к произношению звуков позднего онтогенеза;

5. Соответственно возрасту сформированы лексико- грамматические стороны речи;

6. Сформированы навыки соотнесения речи с движением (ритмико- интонационные, ориентировка в пространстве);

7. Навыки диалогической и монологической речи, соответственно их возрастным особенностям;

8. Продолжены развитие мелкой моторики, внимания, восприятия и памяти и других высших психических функций.

9. Дети подготовлены к обучению грамоте.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Бумагопластика» Рабочая программа кружка «Бумагопластика» Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого.

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» 1. Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Сухомлинский В. А. Формирование творческой.

Рабочая программа кружка «Ознакомление с фольклором» Актуальность Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как.

Рабочая программа кружка «Пластилиновая фантазия» Сформирована на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Рабочая программа кружка по пластилинографии Филиал МОУ Зеленорощинской СОШ-детский сад «Дубравушка» Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» в старшей группе «Карамелька».

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Эколята-дошколята» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–6 лет. Срок реализации-1 год Автор программы:.

Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.

Рабочая программа оздоровительного кружка «Крепыш» Пояснительная записка На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. И этот факт не может.

Рабочая программа по вокалу (для вокального кружка). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА НА 2015-2016 ГОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. АВТОР ПРОГРАММЫ: БЕЗГИНА Т. М..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Говорушки»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 00:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Говорушки»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина) (УИ 792416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД