Елена Блудова
Рабочая программа кружка «Я начинаю читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения. Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях: — систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.); — организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
Публикация «Рабочая программа кружка „Я начинаю читать“» размещена в разделах
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно - исследовательской деятельности, в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает не только развитие интереса к чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на Федеральный закон «Об образовании», анализ научно – методической литературы по проблеме. При разработке рабочей программы мы учитывали системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Актуальность рабочей программы.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Цель кружковой работы – развитие способностей, а не только формирование знаний, умений, навыков. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях.
Задачи кружковой работы :
- расширять знания и представления об окружающем мире;
- познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью;
-закреплять умение соотносить звук и букву;
- учить овладевать способами интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком;
- продолжать знакомить детей со слогом, слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги;
- продолжать работу по усвоению детьми смыслоразличительной функции звука, выделению гласных и согласных звуков;
- проводить фонематический разбор слова;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами;
- читать слова, стихотворения, тексты;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе они в последствии обучаются чтению.
На ряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого – возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.
Рабочая программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Возраст: программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа).
Режим занятий : четверг в 15ч. 45 мин. ,1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.
Рабочая программа предполагает наличие у детей рабочей тетради «Я начинаю читать» под редакцией Е. В. Колесниковой.
Схема занятий.
Работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.
Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
• буква, её образ и графическое написание
• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
• составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
• Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Планируемые результаты обучения.
При успешном освоении программы ребенок :
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко – буквенной системе языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст4
- овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
Перспективное планирование программного содержания на учебный год
Месяц № п\п Тема Ход организованной образовательной деятельности
Сентябрь 2 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
3 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
Октябрь 1 «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).
2 «Звуки и буквы» – закрепление Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».
3 «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».
4 «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.
Ноябрь 1 «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.
2 «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
3 «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
4 «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.
Декабрь 1 «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.
2 «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.
3 «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.
4 «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.
Январь 1 «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.
2 «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.
3 «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.
Февраль 1 «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.
2 «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.
3 «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.
4 «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.
Март 1 «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.
2 «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.
3 «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.
4 «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.
Апрель 1 «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.
2 «Ребусы». Разгадывание ребусов
3 «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.
4 «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.
Май 1 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
2 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Методическое обеспечение программы :
1. Магнитная азбука;
2. Дидактические настольные игры:
3. «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
4. Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
5. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет :
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет –
- «Я начинаю читать».
Рабочие тетради для детей :
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать»
- «Запоминаю буквы»
Дополнительный материал:
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«Я уже читаю».
Комплексный тестовый метод диагностики
речевого развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)
(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Пе-дагогические условия формирования социальной активности у детей дошколь-ного возраста. — М., 1989.)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 —стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает.
2 — Девочка качает.
3 — Зайчик хрупает.
4 — Мама стирает.
5 — Девочка поливает.
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 — Что делает зайчик?
2 — Что делает ребенок?
3 — Что делает петух?
4 — Что делает мама?
5 — Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр. ?
2 — Какая собака?
3 — Какой слон?
4 — Какие цветы?
5 — Какая зима?
Оценка: 5 верных ответов.
5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 — мальчик;
2 — кукла;
3 — мишка.
Оценка: 1 верный ответ.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 — кукла, девочка, платье;
2 — тетя, плита, кошка;
3 — дядя, грузовик, дрова;
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 — Он вышел, когда.
2 — Он не пошел на прогулку, потому что.
3 — Он не вышел во двор, когда.
4 — Он не взял игрушку, которая.
Оценка: 3 верных ответа
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 — Он ушла на реку.
2 — Там увидел маленькую рыбку.
3 — Потом бросил один, камни.
4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо-вательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов
1 — Скажи одно слово!
2 — Скажи один звук!
3 — Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова
1 — Что любит зайчик? ( Запрещенные слова: зайчик, морковь.)
2 — Что делает собака? ( Запрещенные слова: собака, лает.)
3 — Какая лиса? ( Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
Обработка и интерпретация результатов
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР = КоРР * 100
КВ
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования испол-нилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.
Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103
64
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
№ п\п Фамилия, имя КоРР
Нач. \г Кон. \г
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
2. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
3. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999. «Истоки».
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 201 1. «От рождения до школы».
5. Что такое развивающее обучение? Томск, 1995. Сохин Ф. А.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. ,1979. Урунтаева ГА.
7. Дошкольная психология. М., 1999. ЭльконинД. Б.
8. Психическое развитие в детских возрастах. М. ,1995. Ушакова О. С, Струнина Е. М.
9. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
10. Методическое пособие. М., 1995-2014. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 1995-2014.
11. «Слова, слоги, звуки». Демонстрационный материал для детей 4-5 лет. М., 2008-2014.
12. «Дорисуй и раскрась». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 2009-2014. «Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 2009-2014.
13. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М., 1996-2014. «От А до Я».
14. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М., 1996-2014. «Звуки и буквы».
15. Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. М., 1998-2014.
16. «Прописи для дошкольников 5-7 лет». Рабочая тетрадь. М 2009-2014. «Запоминаю буквы».
17. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М 2001-2014.
18. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
19. Учебно - методическое пособие. М., 1997-2014. «Я начинаю читать».
20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М 1997-2014.
21. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6—7 лет».
22. Рабочая тетрадь. М., 2004-201 4. «Я уже читаю».
23. Сборник литературных произведений для чтения с детьми дошкольного возраста. М., 2008-2014.
24. «Веселая грамматика для детей 5-7 лет».