Вожова Наталья Михайловна
Рабочая программа кружка по экологии (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка для детей старших групп
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
Публикация «Рабочая программа кружка по экологии (старшая группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
5. Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения.
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т. д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Программа кружка «Эколожка» представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5-6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Возрастные особенности детей старшей группы
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Цель рабочей программы кружка - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;формирование представлений о самоценности природы, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде. Исходя из поставленной цели, программа кружка реализует следующие задачи: Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей простейшим правилам поведения в природе; Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах; Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками. Развивать экологическую культуру; Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Развивать у ребенка умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; Совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.
Принципы реализации рабочей программы: Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя. Принцип систематичности и последовательности. Принцип наглядности. Принцип доступности и посильности. Принцип учета возрастных особенностей детей.
Формы и методы организованной образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии; игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой); Репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Частично-поисковый (участие в коллективном поиске); Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются: Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного); Наглядные (показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки); Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).
Ожидаемые результаты реализации программы: К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе.
Перспективный план кружка
01.09.2016 «Что такое природа? Живая и неживая природа». Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.
08.09.2016 «Наш дом – природа». Дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
15.09.2016 «Безопасность в природе». Закрепить правила безопасного поведения в природе.
22.09.2016 «Путешествие в страну осень». Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.
29.09.2016 «Что нам осень подарила?» Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
06.10.2016 «Вода вокруг нас». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
13.10.2016 «Вода- это жизнь». Расширять знания о свойствах воды, о значении для всего живого.
20.10.2016 «Путешествие в лесную школу». Способствовать развитию общей культуры поведения, бережного отношения к природе.
27.10.2016 «Царство грибов». Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные и несъедобные грибы.
03.11.2016 «Как деревья готовятся к зиме». Закрепить знания детей о приметах осени. Формировать систему знаний о жизни растений в осенний период.
10.11.2016 «Воздух. Свойства воздуха». Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
17.11.2016 «Ветер – движение воздуха». Закрепить знания детей о воздухе и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе.
24.11.2016 «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
01.12.2016 «Зимние явления в неживой природе». Формировать представление о снеге и его свойствах.
08.12.2016 «Как звери в лесу зимуют». Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой.
15.12.2016 «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
22.12.2016 «Жизнь птиц зимой». Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц.
29.12.2016 «Зимушка – зима». Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы.
12.01.2017 «Домашние животные - друзья человека». Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными.
19.01.2017 «Дикие животные». Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов.
26.01.2017 «Комнатные растения». Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление).
02.02.2017 «Почва – верхний слой земли». Познакомить с процессом образования почвы. Дать представление о почве и ее составе.
09.02.2017 «Песок и глина». Уточнять представления: о свойствах песка и глины.
16.02.2017 «Камни» Дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.
02.03.2017 «Весна – красна». Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.
09.03.2017 «Как растут растения». Уточнить и систематизировать знания о растениях (цветах, обобщить представления о росте и развитии растений.
16.03.2017 «Красная книга природы. Цветы». Познакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее. Закреплять знания о цветах, правилах поведения в природе.
Совершенствовать диалогическую речь детей. Развивать творческие навыки.
23.03.2017 «Перелётные птицы». Воспитывать бережное отношение к птицам. Знакомить с особенностями их жизни.
06.04.2017 «Птицы Красной книги». Расширить знания детей о птицах, занесенных в Красную книгу.
13.04.2017 «Кто такие рыбы?» Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).
20.04.2017 «Насекомые» Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
27.04.2017 «Огород на окошке» Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья. Учить правильно, сажать чеснок, лук. Воспитывать интерес к труду.
04.05.2017 «Лекарственные растения». Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
11.05.2017 «Река и ее жители». Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей. Упражнять детей в установлении цепочек питания.
18.05.2017 «Экологическая тропа весной». Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.
25.05.2017 Итоговое занятие. КВН «Времена года». Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.
Содержание программы
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: четверг 15.40 - 16.05
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (ноябрь, апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.
Планируемые результаты освоения детьми программы
кружка Эколожка: Ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности; Использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно; Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей; Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы; Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение; Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования; Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности; Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов; Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.
Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности, центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.
Территория ДОО, используемые для реализации рабочей программы кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород; «Зимний сад»; Экологическая тропа; Цветочные клумбы.