Светлана Пьяных
Рабочая программа по лепке старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность - одна из самых больших удовольствий для ребёнка. Она приносит малышу много радости, привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение опыта ребенка, полученное им непосредственно через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой, аппликацией.
Публикация «Рабочая программа по лепке старшая группа» размещена в разделах
- Лепка. Программы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Аппликация – одно из самых увлекательных занятий для ребенка. Она привлекает детей, развивает все виды восприятия, включает в процесс освоения формы и величины предметов и их частей, позволяет создавать изображения, формирует творческие процессы. Дети 5-6 лет продолжают развиваться, приобретают опыт познания окружающей действительности. Идет формирование образных представлений в различных играх, рисовании, лепке, аппликации, благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение – это ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации. Особенно важное значение для воспитания развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).
Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоение формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук или пальцев, чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения.
Все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны. На занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Рабочая программа художественно-эстетической направленности по аппликации для детей старшей группы (5-6 лет) составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр, и доп. - М. :Мозаика-Синтез,
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т. С. Комарова, 2010г.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа : комплексные занятия /авт. -сост. О. В. Павлова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
18 1 раз в 2 недели 25 минут подгруппа
Программой предусмотрено проведение:
• диагностических занятий – 2;
• практических занятий –16
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Задачи обучения:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Изобразительная деятельность
Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники, создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложен- ной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование словаря детей
2. «Формирование целостной картины мира» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, животные, а также знакомство с названиями предметов
3. «Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с названиями предметов, их форм, а также величиной предметов.
4. «Рисование, лепка»- повышение интереса к изобразительной деятельности, развитие детского творчества.
Календарно-тематическое планирование
№ Плановые сроки прохож –
дения
Непосредственно образовательная деятельность
Тема Программные задачи Методическое обеспечение
1 2 3 4 5
1 8.09 «На лесной полянке выросли грибы» Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрыва неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 35
2 22.09 «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 40
3 6.10 «Блюдо с фруктами и ягодами»
(коллективная работа) Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 43
4 20.10 «Наш любимый мишка и его друзья» Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 45.
5 3.11 «Автобус» Учить детей передавать характерные формы автобуса (закругление углов). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники – окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 52
6 17.11 «Дома на нашей улице» (коллективная работа) Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 53
7 1.12 «Большой и маленькие бокальчики» Учить вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение активно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 65
8 15.12 «Новогодняя поздравительная открытка» Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, ассиметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 68
9 29.12 «Петрушка на елке» (коллективная работа) Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др., аккуратно наклеивать изображение на большой лист. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 72
10 12.01 «Красивые рыбки в аквариуме» (коллективная композиция) Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 77
11 26.01 «Матрос с сигнальными флажками» Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, руки вверх, одна рука вверху, другая внизу). Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки, красиво располагать изображение на листе. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 82
12 9.02 «Пароход» Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.) Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе, развивать воображение. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 84
13 2.03 «Сказочная птица» Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 92
14 16.03 «Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку» Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Учить выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 95
15 30.03 «Наша новая кукла» Закреплять умение создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. Учить вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в аккуратном вырезывании и наклеивании. Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 99
16 13.04 «Поезд» Закреплять умение детей вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы, вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать навыки коллективной работы. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 101
17 27.04 «Весенний ковер» Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства и эстетическое восприятие. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 107
18 18.05 «Загадки» Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой, по диагонали на несколько частей. Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, аккуратно наклеивать. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр. 111
К концу года дети должны уметь:
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.