СВЕТЛАНА
Рабочая программа кружка «Фантазеры» по рисованию по Швайко Г. С. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программа. Циклы занятий
1. Овощи и фрукты.
2. Осенняя природа.
3. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
4. Посуда.
5. Человек.
6. Здания и транспорт.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
8. Симметричное вырезывание (посуда, человек).
Задачи I цикла занятий.
1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
Публикация «Рабочая программа кружка „Фантазеры“ по рисованию по Швайко Г, С, Старшая группа» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и аппликации.
3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное вырезывание округлых форм, вырезывание предметов с использованием всей поверхности исходных форм.
5. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
6. Развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
7. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.
Задачи II цикла занятий.
1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
3. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).
5. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезывания одинаковых частей предметов.
6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ («Осенний ковер»).
7. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.
8. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).
Задачи III цикла занятий.
1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, с особенностями росписи.
2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.
3. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.
4. Учить группировать цвета : яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.
6. Формировать навыки совместной работы (составление композиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).
Задачи IV цикла занятий.
1. Познакомить детей с художественной керамической посудой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом.
2. Познакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой и высокой; помочь овладеть новым способом лепки высокой посуды – ленточным.
3. Учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным.
4. Дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с ее формой.
Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.
5. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.
6. Развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.
Задачи V цикла занятий.
1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах. Дать представление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.
2. Познакомить с одним из жанров живописи – портретом. Объяснить, что портрет –это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
3. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде: зимней, в костюмах Снегурочки, клоуна; передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.
4. Формировать умение передавать в рисунках настроение (веселое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).
5. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных u1088 работах, составлять композицию по предложенному эскизу, придумывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).
6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.
7. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).
8. Формировать представление о холодных цветах – голубом, синем, фиолетовом – и умение определять их.
Задачи VI цикла занятий.
1. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. Научить различению по характерным признаками жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
2. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисунках и аппликации.
3. Формировать умение изображать грузовые автомобили для перевозки разных по характеру грузов (грузовик с открытым кузовом, цистерна, крытый фургон).
4. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один
предмет другим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.
5. Воспитывать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений и рисовании контуров предметов (сильный нажим).
6. Учить самостоятельно изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний.
7. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).
Задачи VII цикла занятий.
1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетание).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.
3. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям.
4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования : контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.
Задачи VIII цикла занятий.
1. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. Познакомить с разными способами украшения деревянных, фарфоровых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, аппликацией из соломки, росписью, рельефом и др.
2. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей, дать представление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).
3. Развивать пространственное воображение – умение узнавать целый предмет по его половине.
4. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами – умение вырезать по нарисованному контуру предметы сложной формы.
5. Учить группировке цветов на светлые и темные, использованию знаний о цветах при декоративном украшении изделий (посуда, одежда).
2.2 Учебно-тематический план. Старшая группа
1цикл. Овощи фрукты
Сентябрь.
1 занятие. «Что созрело в огороде»
Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.
2 занятие. «Что созрело в саду»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно по всему листу бумаги); развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка); продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом: в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за контур, с равномерным умеренным нажимом.
3 занятие. «Гроздь винограда»
Программные задачи.
Учить передавать форму грозди винограда в рисунке или аппликации (по выбору детей) без показа способов изображения; формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод винограда (светло-зеленый или фиолетовый); закрепить способы рисования и способы вырезывания округлых форм.
4 занятие. «Знакомство с искусством. Рассматривание натюрмортов»
Программные задачи.
Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.
2цикл. Осенняя природа
Октябрь.
1 занятие. «Осеннее дерево»
Программные задачи.
Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка.
2 занятие. «Осеннее дерево и кусты»
Программные задачи.
Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; учить передавать в рисунке различия в строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток).
3 занятие. «Золотая осень»
Программные задачи.
Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист
бумаги; формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).
4 занятие. «Пасмурный осенний день»
Программные задачи.
Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.
3цикл.
Ноябрь.
1 занятие. Дидактическая игра «Докончи узор на коврике»
Программные задачи.
Учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм; развивать творческие способности.
2 занятие. Знакомство с искусством - рассматривание дымковских игрушек
Программные задачи.
Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора: создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи, развивать эстетический вкус.
3 занятие. Знакомство с искусством – рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
Программные задачи.
Познакомить детей с жанром живописи –пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.
4 занятие. «Дымковский конь»
Программные задачи.
Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи-круги, точки. Выполнять работу в указанной последовательности; Использовать разное положение кисти при рисовании.
4цикл. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
Декабрь.
1 занятие. «Кони на лугу»
Программные задачи.
Продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности, умение обсуждать и договариваться о сюжете и композиции; учить располагать между собой работу при оформлении общей композиции; самостоятельно расписывать узором два-три силуэта дымковских коней, использовать рациональные приемы при раскрашивании фигурок.
2 занятие. Рисование элементов дымковской росписи- колец в сочетании с кругами, точками, штрихами.
Программные задачи.
Учить детей сочетать в узоре крупные элементы – кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами; помочь осмыслить, что разнообразия узоров можно добиться через изменение расположения мелких элементов относительно крупного.
3 занятие. Рисование «Козлики и бараны»
Программные задачи.
Продолжать учить детей украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент-кольцо. Закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных, закреплять цветосочетание.
4 занятие. Рисование «Стадо козликов и баранов»
Программные задачи.
Продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности, формировать умение располагать персонажей на листе бумаги в соответствии с предложенным сюжетом и с учетом положений фигурок людей; закрепить представление о последовательности росписи дымковских животных о составлении узора из колец в сочетании с разнообразными мелкими элементами.
5 цикл. Человек.
Январь.
1 занятие. Рисование «Снегурочка возле елки»
Программные задачи.
Учить передавать сказочный образ снегурочки через ее наряд: длинную шубку со снежными узорами и меховой отделкой; подбирать холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый для изображения одежды: упражнять детей в использовании разног нажима карандаша. Учить хвою елки неотрывными наклонными штрихами.
2 занятие. Знакомство с искусством – рассматривание портретов.
Программные задачи.
Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение.
3 занятие. Игровое упражнение «Палочные человечки.
Программные задачи.
Учить детей видеть сходство поз человека в реалистичном и схематичном изображениям; упражнять в передаче поз танцующих людей в схематичном изображении.
4 занятие. Дидактическая игра «Какое выражение лица бывает у людей».
Программные задачи.
Учить детей узнавать по изображенному сюжету на картинке, какое чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации (радость, грусть, испуг, удивление, злость).
Февраль.
1 занятие. Рисование «И весело и грустно»
Программные задачи.
Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учить передавать различные выражения лица (радостное, грустное, испуганное, использовать различные художественнее материалы.
2 занятие. Рисование «Веселые клоуны»
Программные задачи.
Продолжать учить детей передавать в рисунке несложные движения человека; учить изображать характерные особенности костюма клоуна, формировать умения, слабо нажимая на карандаш получать светлый тон лица; самостоятельно подбивать яркие цвета для раскраски костюма клоуна.
3 занятие. Рисование и аппликация «Цирковая афиша». Коллективная работа
Программные задачи.
Объединить разные виды изобразительной деятельности детей для выполнения совместной работы; формировать представление о том, что от работы каждого зависит общий результат, познакомить со схематичным эскизом композиции – афишей.
4 занятие. Рисование «Забавные рожицы»
Программные задачи.
Развивать у детей воображение и чувство юмора (рисование смешных рожиц).
6 Цикл. Здания и транспорт
Март.
1 занятие. Рисование «Портрет мамы».
Программные задачи.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передавать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос) приучить правильно располагать части лица; закреплять приёмы рисования красками всей кистью и её кончиком.
2 занятие. Дидактическая игра «Дострой дом».
Программные задачи.
Развивать чувство симметрии, учить ориентироваться на несколько признаков при выкладывании второй половины дома (форма фасада здания, величина и форма окон и дверей) и на другие архитектурные детали; учить выкладывать панели (блоки) здания, начиная с его середины.
3 занятие. Рисование. «Какие автомобили привозят продукты в магазин».
Программные задачи.
Формулировать умения передавать в рисунке форму и строение грузового автомобиля, выбирать кузов для изображения грузовика, предназначенного для перевозки определённого груза, рисовать автомобиль в указанной последовательности (кабина с мотором, рама, кузов, колёса); упражнять детей в закрашивании рисунка с соблюдением правил работы с карандашом; учить рисовать более сильным нажимом карандаша контур частей автомобиля и его деталей.
4 занятие Рисование «К магазину подъехал грузовой автомобиль»
Программные задачи.
Передавать в рисунке несложный сюжет (изображать возле магазина грузовой автомобиль, строить композицию сюжетного рисунка по графической схеме, где показано расположение здания и автомобиля на разных уровнях: магазин дальше, автомобиль ближе и частично загораживает часть здания; самостоятельно придумывать архитектуру магазина с большими окнами-витринами и широким входом; закреплять способы работы всей кистью и кончиком кисти.
7 Цикл. Городецкая роспись.
Апрель.
1 занятие. Знакомство с искусством- рассматривание предметов с городецкой росписью.
Программные задачи.
Формировать у детей представление, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания).
2 занятие. Дидактическая игра «Каждый предмет на своё место».
Цель: дать детям представление о близких цветах; упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого синего и голубого, голубого и серого, синего и фиолетового.
3 занятие. Дидактическая игра «Каких цветов не хватает».
Цель: учить замечать все цвета в многоцветном изображении предметов, через сравнение определять, каких цветов не хватает на полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.
4 занятие. Рисование. «Узор на полосе из бутонов и листьев».
Программные задачи.
Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды, изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим; упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов.
Май.
1 занятие. Рисование. «Узор для городецкого панно или шкатулки».
Программные задачи.
Учить детей рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном или купавкой, украшать концом кисти цветы белыми «оживками» - точками, дужками, штрихами, самостоятельно подбирать элементы для узора; рисовать красную кайму по краю листа бумаги с узором; закреплять умение уменьшать величину элементов узора к краям гирлянды.
2 занятие. Рисование. «Узоры на кухонных досках».
Программные задачи.
Расширять представления детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по- разному, учить подбирать один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закреплять умение рисовать прямые и закруглённые гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
3 занятие. Рисование. «Городецкий конь- качалка».
Программные задачи.
Продолжать учить детей украшать городецким узором изделие сложной формы, видеть зависимость узора от формы украшаемого предмета; познакомить с новым видом гирлянды- асимметричным; учить виполнять задание в указанной последовательности.
4 занятие. Рисование. «Украсим кукольную мебель городецким узором»
Программные задачи.
Учить детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на предшествующих занятиях, для украшения городецким узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы.
3. Организационный раздел
3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы
Кабинет изобразительной деятельности создан с целью: развивать художественно – творческие способности дошкольников средствами изобразительной деятельности, приобщить их к изобразительному искусству. Кабинет оснащё н:
1. Мебель. Столы для детей. Творческий уголок. Стол. Стул. Стулья детские Шкаф. Стенды. Ковр.
2. Материалы и оборудование. Картины. Палитры. Дощечки для лепки. Восковые свечи. Цветные карандаши. Гуашь. Акварельные краски. Пластилин. Подставки под краски. Восковые карандаши. Стаканчики для воды. Тушь. Фломастеры. Восковые мелки. Клей - карандаш Ножницы. Простые карандаши. Кисти (номера разные). Керамические стаканчики под клей. Масляные краски. Белая стирательная таблица ламинированная специальным покрытием. Тарелки. Керамическая посуда.
3. Наглядные пособия. Репродукции картин русских и советских художников. Коллективные работы педагогов и воспитанников. Пособия по декоративно – прикладному искусству: Плакаты орнаментов разных стран «Русская художественная резьба и роспись по дереву» «Мастера Палеха» «Русское народное декоративно – прикладное искусство в детском саду». Гжельская роспись. Жостовская роспись. Хохлома. Репродукции французской живописи. Иллюстрации «Любимые сказки». Портреты русских художников. Микеланджело «Скульптура, живопись, архитектура» Детская литература. Демонстрационные альбомы Наглядно – дидактические пособия. Карточки «Азбука цвета».Хохломская роспись. Дымковская роспись. Филимоновская игрушка. Борисовская игрушка. Дидактические игры. Приложения к занятиям. Шаблоны. Физминутки.
3.2. Режим занятий
Количество занятий в неделю:1 занятие в неделю. Количество занятий в месяц: 4 занятия. Количество занятий в год: 36 занятий в год. Длительность занятия – 25 мин.