Светлана Чернова
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию младших дошкольников «Путешествие в прекрасное»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятии отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Публикация «Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию младших дошкольников „Путешествие в прекрасное“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее» : «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «… от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».
Актуальность.
По своей природе искусство произошло от игры, от подражания. По-этому искусство близко ребёнку как форма адаптации в жизни именно своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребёнка весьма относительны, а вера в вымысел – защитная реакция от агрессии окружающей действительности. В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Особенность данной программы заключается в том, что делается попытка создать у ребёнка целостное представление о мире, синтезируя такие виды искусства, как музыка, театр, изобразительное искусство, искусство слова, а не разделяя их, как это принято в традиционной педагогике.
Цель программы – развитие личности ребёнка средствами раз-личных видов искусства.
Задачи:
- формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;
- стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети младшего дошкольного возраста, 3-4 лет.
Формы и режим занятий.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка «Путешествие в прекрасное». Продолжительность занятия – 15 мин. Общее количество занятий в год – 36ч.
Форма организации работы – групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Срок реализации программы – 1 год.
Этапы образовательного процесса:
Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности.
Эстетическая развивающая среда создаё тся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
- внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
- световой фон, произведения различных видов искусств, детского творчества;
- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Центр искусства:
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами искусства; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование необходимые для детской изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
Второй этап – организация работы кружка.
Группа комплектуется детьми в возрасте от 3- 4 лет на основании результатов анкетирования родителей.
Ожидаемые результаты:
Речь, искусство слова: научить использовать формы речевого этике-та адекватно ситуации; научить слушать свой голос и контролировать чистоту дикции, находить заданные звукосочетания в жизни; вырабатывать лёгочно-диафрагменное дыхание; наработать исходный словарный запас; научить внимательно слушать звучащую речь, адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе; научить соотносить правду и вымысел.
Музыка: научить точно копировать заданные звуки; научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки; развить долгий выдох в соотнесении с высотностью речи; выработать акустический слух; научить внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца; научить соотносить народную музыку с явлениями жизни.
Изобразительное искусство: научить отличать объёмные и плоские формы в природе; научить проецировать цвет при помощи различных материалов; научить жестовому рисованию объёмов различной формы с координацией дыхания; научить определять цвета, объёмы, материалы в окружающем мире; научить внимательно рассматривать произведение живописи, скульптуры, архитектуры; научить воспринимать декоративно-прикладное искусство в единстве утилитарного и эстетического начал.
Пластика, ритмика, театральные формы: научить «разыгрывать» ситуации приветствия, прощания; научить чётко выполнять движения и находить их аналогии в жизни; научить координировать звук, движение, дыхание; научить фиксировать внимание на мимике, жесте, пластике; научить координировать движения в соответствии с сенсорной деятельностью; научить выполнять движения народного танца.
Уровень освоение программного материала отслеживается при участии детей в праздниках, оценке выполненных творческих работ.
Формы подведения итогов: выставки детских работ; проведение праздников.
Содержание программы
Занятия в программе объединены в блоки, основное содержание которых раскрыто в названиях залов по аналогии с музейными. Каждый зал дополняет, обогащает знания ребёнка об искусстве, его специфике, помогает формированию навыков восприятия произведений искусства, даёт представление о музейной культуре. Ребёнок, усваивая материал, как бы продвигается по одному большому музею – искусству. Помогает ребёнку акцентировать внимание на наиболее существенных деталях, заданиях, упражнениях персонаж Карандашкин.
Учебно – тематический план
Занятие №1 «Давайте знакомиться!» (вводное) – теоретическое
Занятие №2 Музей.
Блок №1 Зал хороших манер – 5 занятий
Блок №2 Зал весёлых дразнилок – 6 занятий
Блок №3 Зал вздохов – 7 занятий
Блок №4 Зал сокровищ – 6 занятий
Блок №5 Зал народной игрушки – 4 занятия
Блок №6 Зал отдыха – 2 занятия
Блок №7 Знакомый зал – 2 занятия
Блок № 8 Зал праздников – 2 занятия
Итого: 36 ч.
Методическое обеспечение:
Методические разработки занятий; демонстрационный материал; аудиозаписи; кукла Карандашкин; репродукции картин; народные игрушки; средства изодеятельности; различные виды театров; детские музыкальные инструменты; оборудование для подвижных игр.
Список использованной литературы:
1. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное. М. : Ба-ласс, 2011.
2. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. «Путешествие в прекрасное». Ч. 1. Пособие по синтезу искусств для детей 3-4 лет. М. : Баласс, 2009.