ОКСАНА БОГДАНОВА
Проект по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «У нас на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект направлен на формирование у старших дошкольников интереса к изучению культуры своих предков. Он поможет ребёнку расширить знания о родном крае, приобщить к народным промыслам Кубани.
Тип проекта : творческий, долгосрочный, групповой.
Участники: педагоги, дети, музыкальный руководитель и родители группы.
Срок реализации проекта : с 01.09.2014 по 25.05.2015 г.
Актуальность
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста „У нас на Кубани“» размещена в разделах
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. В наше время предлагается много путей, но не будем забывать, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края.
Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране.
Основной целью проекта является :
Формирование у дошкольников духовных ценностей : интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.
Системно и упорядоченно приобщать детей к богатейшему наследию Кубанской национальной культуры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Способствовать расширению и закреплению знаний о родном крае.
Развивать интерес к истории родного края, потребность приобщаться к народным промыслам Кубани.
Дать доступные сведения о жизни казаков;
Ознакомить детей с декоративным кубанским промыслами и народными ремеслами.
Дать детям знания о традиционных народных куклах, прививать прикладные навыки.
Развивать творческие способности детей в процессе изготовления кубанской игрушки.
Расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный.
• Выбор темы, постановка целей и задач;
• Написание перспективного плана;
• Знакомство сотрудников с содержанием проекта;
• Сбор литературного материала;
• Изготовление наглядного материала, создание макета кубанское подворье, казачки и казака;
• Подбор материала для игр
II этап – основной (практический).
• Беседы;
• Слушание музыки;
• Разучивание песен, стихотворений;
• Чтение;
• Рассматривание иллюстраций и картин;
• Посещение кубанского уголка в ДОУ;
• Разучивание народных кубанских игр;
• Дидактические игры;
• Работа с родителями.
III этап – заключительный.
• Презентация опыта для сотрудников детского сада;
• Оформление проектной деятельности;
• Подведение итогов: сделать вывод по теме проектной деятельности.
По окончанию работы предполагается получить следующий результат:
Ознакомление детей с основами традиционной культуры Кубани, с её декоративными ремёслами, доступно для их возраста.
Развитие у детей интереса к декоративному искусству родного края.
Умение детей изображать элементы узора и росписи и составлять из них творческие композиции.
Знакомство с творчеством кубанских художников.
Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей
Реализация проекта «У нас на Кубани» поможет приобщить детей к богатейшему наследию Кубанской национальной культуры. Ознакомит детей с декоративными кубанскими промыслами и народными ремеслами. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, развлечения раскроют творческие способности детей, вовлекут родителей в воспитательный процесс.
Перспективный план.
Сентябрь
1. Беседа «Как много мест у нас хороших». Расширить знания о родном поселке. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к малой Родине.
2. ОД «Родина большая – Родина малая». Дать детям представление, что такое Родина, родной край. Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке; воспитывать любовь к родному краю, поселку.
3. Рассматривание альбома «Мой поселок». Воспитывать любовь к родному краю. Формировать и развивать представления детей о ближайшем окружении, своего родного поселка.
4. Выставка «Осень на Кубани». Укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй. Прививать любовь к Родине через наблюдение, любование осенней природой родного края.
Октябрь
1. Экскурсия «Комната Кубанского быта». Продолжать знакомить детей с бытом казаков, домашней утварью, с национальными традициями, бытом Кубани. Дать доступные сведения о жизни предков.
2. Лепка «Кубанская посуда». Учить изготавливать кувшин модульным способом из колец, постепенно сглаживая неровности. Показать модулирование формы изделия (расширение и сужение в отдельных частях) за счет изменения длины исходных деталей – «колбасок».
3. Сюжетно – ролевая игра «Семья казаков». Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
4. ОД «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков». Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Ноябрь
1. Рисование «Роспись кубанской посуды». Учить расписывать кувшин по мотивам народно-прикладного искусства Кубани, передавая характерные элементы. Учить располагать элементы узора на всем изделии.
2. Выставка рисунков. Совместная работа с родителями. Учить расписывать кувшин по мотивам народно-прикладного искусства Кубани, передавая характерные элементы. Учить располагать элементы узора на всем изделии.
3. Разучивание стихотворения. «Лучше нет родного края» П. Воронько. Воспитывать патриотические чувства. Знакомить с творчеством поэтов Кубани.
4. Дидактическая игра «Собери наш герб, флаг». Закрепить знания детей о символике района. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
Декабрь
1. Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю». Приобщать родителей к кубанским традициям и обычаям, вовлечь в жизнь группы. Повышать педагогическую культуру родителей направленную на духовно – нравственное воспитание своего ребенка.
2. Рассматривание альбома «Промыслы и ремесла на Кубани». Знакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.
3. Разучивание кубанских игр : «Золотые ворота», «Ляпка». Воспитывать интерес, любовь к кубанским народным играм.
4. ОД «Символика Краснодарского края». Познакомить детей с символикой Краснодарского края, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
Январь
1. Рассматривание альбома «Кубанские узоры». Познакомить детей с Кубанскими орнаментами. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани.
2. Консультация для воспитателей «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине». Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
3. Разучивание песни «На Кубани». Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
4. Рисование «Тарелочка для казачки». Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение работать кистью, смешивать краски на палитре.
Февраль
1. Беседа «Обрядовые праздники». Знакомить детей с обрядовыми праздниками, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
2. Конструирование «Куклы наших бабушек». Научиться выполнять кубанскую тряпичную куклу-закрутку на основе традиционной технологии.
3. Развлечение «Масленица на Кубани». Познакомить детей с колядками и их особенностями. Вызвать у детей чувство радости и восторга.
4. Папка передвижка для родителей «Кувадка». Вооружать родителей необходимыми для воспитания знаниями. Развивать творческий потенциал семьи.
Март
1. ОД «Рушник». Познакомить детей с народно – прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.
2. Беседа «Знакомство со стихами кубанских поэтов о природе родного края». Дать представление о разнообразии поэтических произведений на примере стихов кубанских авторов.
3. Дидактическая игра «Одень казака и казачку». Учить детей различать одежду кубанских казаков, ее назначение, название, разные ее части.
4. Оформление альбома (сотворчество с родителями) «Откуда хлеб пришел». Познакомить детей с историей выращивания хлеба на Кубани.
Апрель
1. ОД «Кубанский фольклор : пословицы, поговорки, песни». Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
2. Беседа «Встречаем Пасху». Познакомить детей с кубанским народным обрядовым праздником Пасхи. Дать представление о праздновании Вербного воскресенья. Развивать интерес к истории своего народа, учить быть продолжателями традиций и обычаев своих предков – жителей Кубани.
3. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса Петриковской росписи». Приобщать детей к истокам Кубани. Расширять знания детей о культуре кубанского народа. Развивать эстетический вкус. Формировать художественные навыки.
4. Чтение рассказа «На Кубани вырос я» В. Бакалдина. Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.
Май
1. ОД «Казачий хуторок». Прививать любовь к творчеству, продолжать учить детей участвовать в общей работе — старательно выполнять свою долю труда. Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
2. Родительское собрание «Знатоки родного края». Обобщить и расширить знания детей и родителей о родном крае. Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по нравственно – патриотическому воспитанию детей. Создать возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
3. Выставка «Умелые руки не знают скуки». Укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй; побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду; стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности.
4. Развлечение «На Кубани мы живем». Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословиц о труде.