Насима Кашкарова
Рабочая программа кружка «Ознакомление с фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина» : социальная и природная сфера края, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Публикация «Рабочая программа кружка „Ознакомление с фольклором“» размещена в разделах
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Башкортостана.
Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором Башкортостана и города Баймак, поставив перед собой следующие задачи:
Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.
Воспитывать желание познавать и возродить лучшие традиции своего народа.
Познакомить с историческим прошлым родного края, города на материале архивов, легенд, преданий экспонатов музея, рассказов старожилов.
Познакомить с культурным наследием Башкортостана (языком, фольклором, обычаями, обрядами).
Знакомство с башкирским народным костюмом.
Разучить с детьми башкирские фольклорные песни.
Познакомить пословицами, поговорками, загадками.
Формирование у детей устойчивого интереса к народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора.
Работая в детском саду, я решила, что знакомство с фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.
Программа направлена на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к башкирской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Задачи программы :
Образовательные:
Знакомить детей с башкирским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методические приемы:
наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
наблюдение за природой;
слушание башкирских народных песен, сказок;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Содержание кружка ориентировано на детей 5-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 - ой половине дня по 30 минут.
Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ( 2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый);
Отчет о работе кружка на Совете педагогов (май).
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
№ Тема занятия Программная задача Кол-во часов
1. Октябрь
«Народные песни»
1. Календарные песни (тема урожая, труда, связь со временем года). «Сумбуля-праздник урожая».
2. Колыбельные песни
(Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные).
Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
2. Ноябрь
«Детский музыкальный фольклор»
1. «Потешки, приговорки, заклички.»
(Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела
2. «Считалки, дразнилки, частушки».
«Ай, былбылым».
«Эпипэ».
Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
3. Декабрь
«Хоровод»
1. «Виды хороводов. Основные элементы башкирского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение, песенный драматический (разыгрывание сюжета).
2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение, песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
4. Январь
«Игра на детских музыкальных инструментах».
1. «Знакомство с народными инструментами». (Классификация народных инструментов.)
2. «Ансамблевая игра».
Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения.
Учить определять тембр музыкальных инструментов.
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
5. Февраль
«Игровой фольклор»
1. Песенный припев.
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка.)
2. «Движения, театрализованное действо».
Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен.
6. Март
Беседа о приходе весны и о быте башкир, труде, связанном с этим временем года.
1. Разучивание закличек, песен, пословиц о весне.
2. Подготовка к празднику «Навруз».
Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.
7. Апрель
«Башкирские обряды».
1. Знакомство собрядовыми праздниками.
(«Кар сыуы», «Карга буткасы», «Кэкук сэйе» ит. д.)
2. Подготовка к театрализованному представлению «Карга буткасы».
Познакомить детей с башкирскими народными обрядовыми праздниками. Развивать интерес к истории своего народа, учить быть продолжателями традиций и обычаев своих предков.
Развивать творческие способности детей при разыгрывании театрализованного представления по обрядам.
8. Май
Повторение
1. Повторение знакомых песен, поговорок, закличек, частушек.
2. Подготовка к празднику «Сабантуй».
Знакомство с новым хороводом.
Разучивание заклички «Дождик, дождик, поливай». Различать средства муз. выразительности (капельки дождя). Игра на дет. муз. инструментах.