Евгения Днепровская
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, адаптированной основ-ной общеобразовательной программой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития, адаптированными рабочими программами учителя по предметам русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека. Данная программа предназначена для учащихся 2-4 года обучения с легкой умственной отсталостью (Вариант 1.)
Публикация «Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана с учетом учебного плана на 2019-2020 учебный год и предусматривает групповые занятия 2 раза в неделю с каждой группой учащихся, согласно утвержденному графику – 68 часов в учебном году. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий не превышает 30-40 минут.
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности учащихся. Программа направлена на коррекцию недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся, с легкой умственной отсталостью.
Программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя-дефектолога, семьи, педагогов, учитывающую индивидуальные особенности учащихся, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию нарушений у детей, имеющих легкую умственную отсталость. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ОУ (диагностического, коррекционно - развивающего, консультативного, информационно-просветительского и других).
Целью применения данной программы является : ликвидация пробелов знаний учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность ребенка.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-стимулирование активности и вовлечение во все виды деятельности (познавательную, игровую, продуктивную);
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-формирование математических представлений, навыков письма и чтения.
Планируемые результаты
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс)
Содержание программы
2 класс
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Об-водка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело, вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало» : копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямо-угольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина, обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали –машина, дом). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воз-духа с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое –горькое, сырое –варёноё, обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий –мягкий, свежий –испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый –средний-лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бу-бен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 8. Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» -«дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 9. Восприятие времени.
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
3 класс
1 раздел. Развитие моторики, графомоторных навыков
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа ножницами. Сгибание бумаги. Аппликация. Графический диктант по показу.
2 раздел. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние, игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело, вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало» : копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
3 раздел. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямо-угольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина, обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на раз-резном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
4 раздел. Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3 — 4 изображения). Запоминание 3 — 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное, обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
4 класс
Раздел 1. Развитие мелкой моторики
Включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, кинезиологические упражнения, зрительно – моторной координации.
Раздел 2. Развитие зрительного восприятия
Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина предметов, развитие восприятия предметов в необычном ракурсе (наложенных, зашумлённых, недорисованных изображений, пространственных представлений (упражнение на формирование устойчивой дифференциации левой и правой стороны, употребление предлогов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов) и временных отношений (определение дней недели, части суток, времён года).
Раздел 3. Развитие внимания
Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Раздел 4. Развитие памяти
Данный раздел направлен на развитие зрительного, слухоречевого, образного запоминания, развитие приёмов памяти.
Раздел 5. Развитие мышления
Занятия направлены на развитие мыслительных процессов: обобщения, исключения, классифика-ции, сравнения, нахождения простых закономерностей, установление причинно - следственных связей, аналогий.
Раздел 6. Развитие воображения и мышления
Включает в себя игры и упражнение на развитие невербального воображения, творческого мышления.
Тематическое планирование
2 класс
Тема раздела
Количество
часов
1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2
2. Развитие моторики, графомоторных навыков. 14
3. Тактильно-двигательное восприятие. 6
4. Кинестетическое и кинетическое развитие 8
4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. 12
5. Развитие зрительного, слухового и сенсорного восприятия. 6
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений 6
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 4
8. Восприятие пространства 4
9. Восприятие времени 4
6. Диагностика в конце года 2
Всего: 68
3 класс
Тема раздела Количество
часов
1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2
2. Развитие моторики, графомоторных навыков. 16
3. Тактильно-двигательное восприятие. 16
4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. 16
5 Развитие зрительного, слухового и сенсорного восприятия. 16
6. Диагностика в конце года 2
Всего: 68
4 класс
№ Тема раздела Количество часов
1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2
2. Развитие мелкой моторики. 10
3. Развитие зрительного восприятия. 10
4. Развитие внимания. 12
5. Развитие памяти. 10
6. Развитие мышления. 12
7. Развитие воображения и мышления. 10
8. Диагностика в конце года. 2
9. Всего: 68