Елена Пономарёва
Рабочая программа «Школа любящих родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка.
Публикация «Рабочая программа „Школа любящих родителей“ для родителей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
С семьей человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создает свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребенке. Таким семьям необходима помощь. Ведь отцы и матери часто поступают неправильно не по злому умыслу, а из-за отсутствия педагогических и психологических знаний. Накопление родителями знаний, а на их основе умений и навыков, осуществляется через различные формы взаимодействия, в том числе через работу школ. Работа «Школы любящих родителей» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений, устранению детской агрессии. Данный тематический план является частью инвариативной программы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до2020 года» (извлечения)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
В соответствии с пунктом 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками форума «Качественное образование во имя страны» № 2876-Пр от 12 декабря 2014 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать курсы для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике (
Цель программы:
снижение уровня агрессивности детей путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
Сроки выполнения программы: 6 занятий рассчитаны на 6 недель. Одно занятие в неделю длятся 3 часов. В обще сложности программа требует 18 часов.
Задачи программы: устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
- научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;
- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.
Ожидаемые результаты по программе: нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии дошкольника.
Учебно-методический план рабочей программы
Тема «Школа любящих родителей»
Цель программы: снижение уровня агрессивности детей путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
Задачи программы: устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
- научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;
- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.
Категория участников: родителей детей старшего
дошкольного возраста (5-7 лет)
Форма проведения: практические занятия с элементами тренинга, сетевые консультации, мини-лекции, буклеты и памятки для родителей.
Количество часов: 18 часов
Режим работы: 1 раз в неделю
Используемая литература:
1. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. – М. : МГППУ, 2006. – 76с.
2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): – М. : “Академия”, 2003. – 288 с.
3. Дубровина И. В. Психологическая служба школы. – М. : МПА, 1995. – 222 с.
4. Игумнов С. А., Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте. //Сборник научных трудов. -М. : Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, 2004. -с. 42-46.
5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. – М. : “Академия”, 2005. – 448 с.
6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ СФЕРА,2000. – 449с.
7. Овчарова Р. В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 2002. – 182 с.
8. Пахальян В. Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования //Вопросы психологии. – 2002, № 6. С. 103 – 112.
9. Реан А. А. Психология подростка. Учебник. СПб. : Прайм-евро-знак, 2003. – 324 с.
9. Теория и практика психологической службы в образовании. 2-е изд., доп. /Автор-составитель: О. А. Белобрыкина. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 508 с.
10. Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001, № 1. С. 97-107.
11. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. : Трикста, 2005. – 336 с.
12. Форум "Система работы с родителями в рамках реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон". Режим доступа:[http://netedu.ru/node/8008]
13. Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения нового государственного стандарта в систему образования. Режим доступа:[http://rcpohv.ru/post/open/124]
14. Формы и методы работы с родителями в начальной школе. Режим доступа:[http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1049-2012-02-05-15-50-49]
Оборудование:
листы бумаги формата А4,мяч, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал.