Ирина Лунева
Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
«Воображение - это в широком смысле слова
любой процесс, протекающий в образах».
Л. С. Рубинштейн.
Публикация «Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Долгое время считалось, что воображение - это как бы дополнение, «надстройка», а главное, научить ребенка мыслить, запоминать, решать, делать что-то; а воображать, фантазировать он научиться сам. Но, как показали многочисленные исследования учёных (И. Кант, Э. В. Ильенков, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, В. В. Репкина и др., воображение формируется в условиях специально организованного педагогического процесса и следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в области изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы.
В дошкольном возрасте в рамках игры-ведущей деятельности появляется и созревает новое психологическое новообразование — воображение. В игре ребенок может представить себя в роли пирата или принца, в роли доброго или злого волшебника, в роли победителя или побежденного.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых.
• До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
• В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Проблема развития невербального воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Цель программы : обеспечение положительной динамики развития невербального воображения детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
• Развивать невербальное воображение;
• Оптимизировать развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление);
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать ориентировку в пространстве;
• Развивать зрительные функции;
• Побуждать старших дошкольников к различным проявлениям творчества;
• Расширять диапазон пантомимической выразительности детей;
• Обеспечить психологический комфорт при пребывании детей в дошкольном учреждении.
Работа по развитию невербального воображения детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность организована планомерно, последовательно, систематично, поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Вся деятельность планировалась от простого к сложному.
Для этого в начале работы была проведена диагностика уровня развития невербального воображения детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на полученные результаты, были подобраны игры и игровые упражнения, на основе которых была составлена программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для каждой игры подобран стимульный материал и музыкальное сопровождение.
При разработке системы учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, в старшем дошкольном возрасте это игровая деятельность. В содержании технологии развития невербального воображения было выделено три блока, каждый из которых имел преимущественно свою направленность и соответствовал определенному этапу.
Целенаправленное поэтапное развитие являлось основным условием формирования творческого воображения. Все этапы развития включали систему игр, в которых предлагались задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении детьми необходимыми структурными и операционными компонентами воображения и постепенный переход их деятельности из внешнего плана во внутренний.
Все блоки, входящие в структуру содержания деятельности, реализовывались последовательно.
В первом блоке главной целью являлось развитие невербального воображения на основе заданных элементов. В рамках этого блока предлагались игры, содержащие разные приемы: воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, игры с опорой на реальность. Такие как: «Кляксы», «Фоторобот», «Орнамент», «Незаконченные рисунки», «Дорисуй фигуру». Все эти игры сопровождались пояснениями взрослого, интересным рассказом, иногда показом. Для повышения интереса детей игры проходили в виде конкурсов.
Во втором блоке основной целью становилось развитие невербального воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры, направленные на создание самостоятельных образов, которые предполагали самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий. Это игры: «Два признака», «Изменяющийся рисунок».
Первая игра-беседа являлась вводной для дальнейшего развития невербального воображения. В ней активную роль играл взрослый, а дети становились помощниками в его творчестве. Постепенно дети начинали действовать примерно так, как им показывали на первом занятии, то есть переходили с позиции пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художник, созидателей.
Эффективным приемом в создании самостоятельных образов являлись наводящие вопросы. Благодаря этим вопросам происходила активизация внимания, мышления и речи, развивалось воображение.
Для формирования пространственной ориентировки, общей моторики, образного мышления, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения, в старшей возрастной группе предлагалась детям работать со схематическими изображениями человечка: игра “Придумай зарядку”.
В игре “Музыка” дошкольникам предлагалось послушать музыкальное произведение (П. И. Чайковского “Времена года”). Затем изобразить пальцами рук образы, навеянные музыкой, используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.
Все игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов и самостоятельных образов способствовали активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – это рисование, конструирование, пластические упражнения, психогимнастика.
В третьем блоке ведущее место занимают артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений. Это игры: «Изобрази без предмета», «Превращения предметов». В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами.
Обобщая всё выше сказанное, можно сказать, высший уровень развития воображения и есть та основа, на которой развивается новообразование кризиса семи лет, обеспечивающий безболезненный переход от игры к учебной деятельности.
Коррекционно-развивающие игры, направленные на развитие невербального
воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Развитие невербального воображения на основе заданных элементов.
«Дорисовывание фигур».
Цель: развитие невербального воображения, развитие способности создавать оригинальные образы.
Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Содержание игры: Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и красочный образ.
«Незаконченные рисунки».
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: демонстрационные карточки с незавершенными контурными изображениями предметов
Содержание игры: Педагог рассказывает детям о различных способах украшения изделий народного промысла, объясняет назначение орнаментальных украшений, показывает варианты узоров, характерных для той или иной этнической культуры, и способы рисования орнамента. Затем он раздает детям карточки к игре и говорит: «Теперь вы знаете, как можно создать при помощи ритмически повторяющихся элементов красивый орнамент. Рассмотрите незаконченные узоры, дополните их и раскрасьте цветными карандашами (красками)». Выигрывает ребенок, который создал на основе предложенного шаблона самый красивый орнамент.
«Орнамент».
Цель: развитие воображения, графических навыков, художественного вкуса, знакомство с этническими орнаментами.
Оборудование: образцы орнаментов, характерных для различных этнических культур; карточки с изображением незаконченного орнамента (по количеству детей); набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).
Содержание игры: Педагог рассказывает детям о различных способах украшения изделий народного промысла, объясняет назначение орнаментальных украшений, показывает варианты узоров, характерных для той или иной этнической культуры, и способы рисования орнамента. Затем он раздает детям карточки к игре и говорит: «Теперь вы знаете, как можно создать при помощи ритмически повторяющихся элементов красивый орнамент. Рассмотрите незаконченные узоры, дополните их и раскрасьте цветными карандашами (красками)». Выигрывает ребенок, который создал на основе предложенного шаблона самый красивый орнамент.
«Кляксы»
Цель: развитие невербального воображения, развитие способности создавать оригинальные образы.
Оборудование: альбом-ный лист (на каждого ребенка, краски акварель, кисточка, салфетка.
Содержание игры: Педагог предлагает: «Выбери цвет краски. В центре листа поставь кляксу, сложи лист пополам, затем разверни лист и дорисуй полученную картину, проявив воображение и фантазию».
«Фоторобот»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, сплочение коллектива.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек, журналов, разрезанные на полосы – отдельно лоб, подбородок, глаза, нос, рот (по количеству детей).
Содержание игры: Педагог предлагает детям представить себя детективами, которым предстоит составить фоторобот человека, придумать ему имя, профессию, рассказать о его характере.
«Фантастическая история»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, сплочение коллектива.
Оборудование: цветные изображения животных, разрезанные на несколько частей.
Содержание игры: Детям раздают цветные изображения животных. В старшей группе они могут их вырезать сами. Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если ребёнок ещё и сам наклеит ни лист бумаги, то будет очень хорошо.
«Добрая- злая»
Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.
Оборудование: карточки с контурными изображениями двух фей (королей, волшебников, принцесс) по количеству детей, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров, красок.
Содержание игры: Педагог раздает детям карточки и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух волшебниц. Представьте себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая волшебница, дорисуйте и раскрасьте их лица и одежду так, чтобы это стало понятно каждому. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших волшебниц». По окончании рисования устраивается мини-выставка работ.
«Удивительная ладонь»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Содержание игры: Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы детям сообщается: «Ребята, у вас получились похожие рисунки, давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». По окончанию рисования устраивается мини-выставка работ. Каждый участник может рассказать о том, что он нарисовал и почему.
«Заколдованный лес»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Содержание игры: Педагог раздает детям карточки и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей». Можно также предложить детям дополнить рисунки изображениями зверей, людей, насекомых, птиц, сказочных персонажей. По окончанию рисования устраивается мини-выставка работ.
Развитие невербального воображения на создание самостоятельных образов.
«Придумай зарядку».
Цель: развитие воображения, эмоциональная разрядка, совершенствование двигательных навыков, сплочение коллектива.
Оборудование: во время проведения упражнения включаются детские песни из мультфильмов.
Содержание игры: Участники встают в круг. Каждому ребенку по очереди предлагается составить по 2-3 упражнения и придумать им названия для проведения зарядки на обозначенную тему. Например: «Дровосеки на работе», «спортсмены на стадионе», «перелет птиц», «лягушки на болоте».
«Два признака».
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: лист бумаги, набор цветных карандашей, мелков, фломастеров (для каждого ребенка).
Содержание игры: Педагог просит детей изобразить то, что может быть одновременно:
а) пушистым и зеленым;
б) прозрачным и голубым;
в) сильным и добрым;
г) звонким и громким;
д) сладким и легким;
е) ядовитым и красивым и т. д.
Выигрывает ребенок, который нарисовал большее количество объектов, для которых характерны заданные признаки.
«Изменяющийся рисунок».
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков.
Содержание игры: Педагог предлагает первому игроку задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.
«Музыка»
Цель: развитие воображения, образного мышления.
Оборудование: лист бумаги А4, краски гуашь-красная, синяя, зелёная, желтая, салфетки (на каждого ребёнка).
Содержание игры: Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение (П. И. Чайковского “Времена года”). Затем изобразить пальцами рук образы, навеянные музыкой, используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.
«Море волнуется – раз…»
Цель: развитие фантазии, координации движений, умения управлять своим телом.
Оборудование: во время считалки включается спокойная, расслабляющая музыка.
Содержание игры: Водящий произносит считалку:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он это говорит, все участники свободно двигаются, изображая волны. На слово «замри» все замирают, показывая какое-нибудь существо или предмет. Водящий подходит по очереди к каждой из фигур и прикосновением руки оживляет ее. Игрок-фигура изображает движениями и озвучивает своего персонажа так, чтобы получилось похоже. Водящий пытается отгадать. Когда все фигуры изображены, он выбирает самую удачную, которая становится водящим.
Развитие невербального воображения на совершенствование выразительных движений,
эмоциональной сферы, партнерских отношений.
«Изобрази без предмета».
Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений.
Содержание игры: Педагог предлагает детям, проявив фантазию, поочередно продемонстрировать следующие движения (без предметов) :
· вдеть нитку в иголку;
· пришить пуговицу;
· подбросить и поймать мяч;
· наколоть дрова;
· заточить карандаш;
· остричь ногти ножницами;
· несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;
· перенести предмет с одного места на другое;
· понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт;
«Превращения предметов»
Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений.
Оборудование: предметы обихода (посуда, инструменты, игрушки и т. п.
Содержание игры: Педагог показывает детям какой-нибудь из предметов, подобранных для игры, и предлагает пофантазировать - представить в какую из вещей его можно превратить. Он просит не говорить о своих фантазиях вслух, а поочередно изобразить задуманное при помощи имитации действий с воображаемым предметом.
«Артисты пантомимы».
Цель: развитие воображения, мышления, эмоциональной сферы, совершенствование выразительных движений.
Оборудование: мешочек с маленькими листочками бумаги, на каждой из которых написано или изображено то, что нужно будет показать ребенку.
Содержание игры: Педагог предлагает детям «стать артистами театра пантомимы» и, вытягивая по очереди бумажку из мешочка, изображать то, что написано на ней, при этом остальные участники должны угадать, что он изображает:
а) животные: медведь, петух, лягушка, утка, пингвин, кошка, собака, заяц и так далее;
б) ситуации из жизни: «повар готовит обед», «хозяйка убирает комнату», «шофер чинит автомобиль» и прочие;
в) эмоциональные состояния, чувства, которые испытывают различные персонажи: «кошка, встретившая собаку», «влюбленный человек», «празднование день рождения», «у человека болит зуб» и прочие;
Также могут быть предложены варианты, связанные с профессиональными деятельностями и сказочными персонажами: «ходить как великан», «походка военного», «волшебник», «скрипач» и так далее.
Список литературы:
1. Гамезо М. В. и др. Старший дошкольник и младший школьник : психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. – М. : Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. – (Серия «Библиотека школьного психолога»).
2. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М. : АРКТИ, – 2008. – 56 с. (Начальная школа).
3. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии – 1993. – №2. – с. 54-62.
4. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М. : Прометей; Книголюб, 2004. – 64 c.
5. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. – М. : Эйдос, 1996. – 59 с.
6. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения дошкольников : Учебно-методическое пособие. – М. : Владос, 2002 год. – 128 с.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с: ил.
8. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М. : ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112с.
9. Рау М. Ю. Развитие воображения средствами изобразительной деятельности // Дефектология. - 1984. - № 5.
10. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии: Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991.- С. 237-303.