Светлана Балычева
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка. 3-5
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы. 5
1.1.2. Принципы, методы и подходы к формированию программы.. 5-7
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.. 7
1.2. Целевые ориентиры программы. 8
II Содержательный раздел Программы
2.1. Описание образовательной деятельности в кружке доп. образования. 10-11
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.2.1. Описание вариативных форм, актуальности, целей и задач, способов реализации программы. 11-13
III Организационный раздел
3.1. Расписание занятий. 13
3.2.1. Список детей по подгруппам. 13
3.2.3. Перспективное планирование. 14-17
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 17-19
3.5. Материально-техническое оснащение программы. 19-20
3.6. Методическое обеспечение. 20
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
В ФГОС особое внимание уделяется формированию особого стиля умственной интеллектуальной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности у детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Таким образом, с детьми необходимо использовать такие формы работы, при которых возрастёт интерес к самостоятельной поисково -исследовательской деятельности, в которой они будут проявлять большую активность, научатся анализировать свою деятельность, у них качественнее сформируются внимание, память, мыслительные операции.
Я считаю, что одним из средств познавательно-интеллектуального развития ребёнка, позволяющим разрешить эту проблему, являются дидактические - математические игры. В процессе математической игры у детей развивается умение планировать, анализировать результаты. Математические игры способствуют развитию мыслительных функций у ребёнка, готовят почву для успешной деятельности к школьной жизни. Несомненным достоинством игр является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. В ФГОС прописано, что дидактическая игра, содержа-щая определенные правила, имеет учебную задачу, которую необходимо решить. В процессе таких игр ребенок усваивает систему эталонов — сенсорных, этических, практических, уточняет знания об окружающем мире, пробует применять их в различных ситуациях. Дидактические игры содержат в себе элементы интеграции разных видов познания.
В своей работе я использую развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - игровую технологию интеллектуально - творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Технология «Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.
Особенностями развивающих игр В. В. Воскобовича являются :
• связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения);
• система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой;
• реализация принципа системности.
Одна из главных задач игровой технологии – гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал, а также:
• развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
• развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
• развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
• формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался обучался одновременно - задача достаточно сложная. Возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Мною была составлена программа «Волшебный квадрат» по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которую я реализую в рамках кружковой деятельности.
Учебная программа интеллектуально - развивающего кружка «Волшебный квадрат» направлена на развитие интеллектуальной - познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, способствует более качественному становлению познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления.
Составляя данную программу, я опиралась на технологию Умный квадрат Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, речи и
развитие мелкой моторики рук.
Во что можно превратить квадрат? Если это Квадрат Воскобовича, который еще называют вечным оригами, то его можно превратить в домик, конфету, летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, маленький домик, котенка, подъемный кран, черепаху, мальчика в плаще и ворона. Это только те превращения, которые, есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать! Складывая «Квадрат» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с «Квадратом» можно давать задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, спросите у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то выяснится, что их три. А зеленый квадрат один. А вот не красных квадратов четыре. И таких заданий можно придумать великое множество!
Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности.
Знакомство с развивающей методикой Воскобовича происходит во время увлекательной и занимательной игры. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.
Цель: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1. Побуждение мотивации к успешной интеллектуальной-познавательной деятельности.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие внимания, памяти, воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
7. Развитие умения ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
8. Развитие умения конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;
9. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
10. Обогащение словаря и развития речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства
11. Развитие универсальных интеллектуальных способностей
12. Развитие умений моделирования
13. Снятие тревожности, страха и обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
1.1.2. Принципы, методы и подходы к формированию программы.
Принципы реализации программы
1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
2. Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному) .
3. Заинтересованность : изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.
5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
6. Системность.
7. Учёт возрастных особенностей детей.
8. Дифференцированный подход.
9. Поэтапное использование игр.
Отличительной особенностью программы "Волшебный квадрат" является - связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим
(через символ и алгоритм решения).
Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес) и сквозных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и другие).
- система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
Принципы, лежащие в основе программы
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Основные принципы
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Методы реализации программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• устное изложение, беседа, рассказ;
• наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
• объяснительно – иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
• активизация и индивидуализация занятий;
• игры и игровые ситуации;
• творческие работы и т. д.
Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.
Метод наблюдения и метод обследования позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
Обязательная часть Программы построена с учетом методики В. Воскобовича.
Программа «Волшебный квадрат» : - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; Как отмечает сам Вячеслав Вадимович Воскобович, отличий методики несколько:
• Насыщенность, многофункциональность, многоплановость игрового материала. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон
1.2. Целевые ориентиры программы.
Ожидаемые результаты (характеристика наиболее значимых и устойчивых качеств в интеллектуальном развитии ребенка) :
а) общая осведомленность- понимается как запас знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
б) интеллектуальная активность- трактуется как способность ребенка, увидев проблему в мыслительной задаче, по собственной инициативе поставить соответствующий вопрос и приложить усилия, направленные на то, чтобы получить на него удовлетворительный ответ;
в) обучаемость- способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности, возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в иных условиях;
г) сообразительность-быстрота и гибкость мыслительных процессов, позволяющие ребенку выделить главное в проблеме, анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;
д) вербализация-способность точно выражать действия словом, оформлять ее в устной речи
К концу учебного года дети должны уметь:
1. Считать (отсчитывать) в пределах 10 правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. отвечать на вопросы: "Сколько", "Который по счету".
2. Сравнивать до 10 предметов различной величины, размера их ряд в порядке возрастания (убывания, длины, ширины на глаз, при помощи условной мерки. сравнивать рядом стоящее число в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше)другого.
3. Выявлять сходство и различия фигур по сравнению с геометрическими эталонами (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция). Знать некоторые особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон). Делить и составлять эталонные формы, называть, полученные от деления части.
4. Уметь группировать блоки по двум-трем свойствам (по форме, размеру, цвету)
5. Определять положение предметов в пространстве по отношение к себе (вверху-внизу, впереди-сзади, двигаться в нужном направление по сигналу6вперед и назад, вверх и вниз.
6. Ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных отношений, двигаться в заданном направлении, ориентироваться на листе бумаге.
7. Знать и называть части суток, дни недели.
8. Решать арифметические примеры и логические задачи в пределах 5.
9. Символы. чтение схемы, конструирование фигур, по словесному алгоритму, умение переносить на схему собственные проекты.
10. Уметь объяснять, рассуждать, договариваться друг с другом.