Светлана Ровенец
Программа работы кружка дополнительного образования «Радужный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития личности ребенка, его способностей, умственной и физической активности. На современном этапе образования в свете внедрения ФГОС, главной задачей дошкольного учреждения является воспитание всесторонне развитой личности ребенка. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важное направление в развитии личности – художественно - эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Основыми чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Становление личности неразделимо связано с развитием творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, логического мышления и т. д. В процессе созидания ребенок испытывает разнообразные чувства, приобретает знания и умения, формирует навыки, расширяет представления об окружающем.
Публикация «Программа работы кружка дополнительного образования „Радужный калейдоскоп“» размещена в разделах
Характерным условием системы образования обозначен поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников, а также выявление и сопровождение одаренных детей. При этом в качестве приоритетного направления используется деятельностный подход к личности ребенка.
Предлагаемая программа расчитана на дошкольников с предпосылками художественной и креативной одаренности с целью сохранения и развития их творческих и креативных способностей, опираясь на собственную активность детей.
Разработанная программа знакомит дошкольников со свойствами бумаги и предназначена для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумага– один из тех материалов, с помощью которого он может проявить свои творческие способности. В процессе создания поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка. Работа с бумагой – процесс, при котором изготовление поделки не занимает много времени, а полученный результат всегда можно подкорректировать, чтобы у ребенка не возникло отрицательных эмоций, не пропал интерес к работе.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования; отсутствием умения организовать свой досуг и возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника, ведущим видом деятельности для которого становится учебная деятельность.
Цель программы : Выявление, поддержка и развитие художественной и креативной одаренности детей дошкольного возраста, создание оптимальных условий для их самореализации через освоение разнообразных техник работы с бумагой.
Задачи:
Обучать техническим приемам и способам складывания поделок из бумаги;
Совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
Способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы.
Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Формировать образное, пространственное мышление при помощи плоскостного моделирования;
Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого изображения.
Развивать воображение, логическое мышление.
Принципы реализации программы :
Наглядность : предполагает использование схем, карт, образцов
Последовательность: изучение материала от простого к сложному
Заинтересованность: только увлекательный материал формирует желание у детей выполнять предполагаемое задание.
Перспективно-тематическое планирование : подача изучаемого материала блоками.
Личностно- ориентированный подход: взаимодействие взрослого и ребенка.
Организационно-методическое обеспечение программы :
Освоение программы предполагается за 1 учебный год во время кружковой работы с детьми подготовительной группы 1 раз в неделю. Оптимальное количество воспитанников – 6 человек, для возможности оказания индивидуальной помощи каждому ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группу.
Предполагаемый результат:
К концу учебного года дети будут уметь:
Координировать работу рук со зрительным восприятием.
Оформлять композиции, применяя знакомые техники работы с бумагой.
Проявлять творческую активность, фантазию, применять пространственное мышление при работе с бумагой.
Соблюдать правила безопасности при работе с инструментами (ножницы, канцелярский нож)
Работать в команде для выполнения единой цели.
Реализация программы предполагает знакомство дошкольников со следующими техниками работы с бумагой :
1. Айрис-фолдинг- складывание полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Её принцип заключается в следующем: необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру с обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке,по цифрам, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.
2. Вытынанка - вырезание на бумаге узоров, орнаментов, образов, фигур, пейзажей и прочих сюжетов.
3. Торцевание – искусство бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек – торцовочек создаются объемные махровые композиции.
4. Оригами — складывание фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Комплексно-тематическое планирование
Дата Тема Цель
Сентябрь Знакомство с бумагой Познакомить детей со свойствами и качеством бумаги, правилами пользования режущими инструментами, правилами рабочего места.
1 блок Айрис-фолдинг
Сентябрь
Яблоко 1. Выявить уровень подготовленности детей к использованию новой техники.
2. Вызвать интерес к новой технике работы с бумагой.
3. Познакомить с последовательностью изображения предмета при помощи чередования полосок бумаги.
Груша 1. Упражнять в последовательности расположения и фиксирования полос при помощи узкого скотча.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
3. Развивать самостоятельность.
Листок 1. Учить проявлять творчество при выполнении работы, сочетая полосы двух цветов (зеленый, желтый).
2. Закреплять понятия «лицевая» и «изнаночная сторона»
3. Развивать воображение, чувство формы и пропорции.
Лодка 1. познакомить с правилами пользования канцелярским ножом
2. учить вырезать форму будущего изображения по контуру
3. воспитывать аккуратность и последовательность чередования полос при выполнении работы.
Октябрь Светофор 1. учить плоскостному моделированию
2. упражнять в вырезании формы будущего изображения по контуру при помощи канцелярского ножа
3. развивать умение доводить начатое дело до конца
Волшебное облако 1. учить плоскостному моделированию путем накладывания трафаретов при изображении контура предмета
2. способствовать развитию творчества при выборе цвета полос.
3. закреплять технику безопасности при работе с режущими инструментами.
Цыпленок 1. упражнять в плоскостном моделировании
2. развивать глазомер при соблюдении расстояния между полосами
3. поощрять активность и самостоятельность при выборе цвета и материалов (полоски из бумага или бумажных салфеток)
Автомобиль 1. учить видеть предметы как части геометрических фигур
2. развивать творчество при создании изображения путем чередования полос разной ширины.
3. воспитывать аккуратность
Ноябрь Воздушные шары 1. учить моделировать изображение, дополняя работу аппликацией
2. способствовать развитию творчества при выборе цвета, материала и ширины полос.
3. развивать творчество, эстетический вкус.
У меня получилось… 1. учить самостоятельно выбирать необходимый материал для изготовления работы.
2. развивать фантазию и творчество
3. закреплять правила пользования рабочим местом.
Выставка творческих работ
2 блок Вытынанка
Ноябрь Солнышко 1. вызвать интерес к новой технике работы с бумагой
2. учить обводить трафарет по контуру.
3. Напомнить правила работы с режущими инструментами
Подарок маме 1. учить делать подарок самостоятельно выбирая трафарет для узора
2. Развивать воображение, чувство формы и пропорции.
3. Развивать глазомер, мелкую моторику
Декабрь
Колокольчик 1. расширять представление о возможностях работы с бумагой
2. упражнять в аккуратном наклеивании вырезанного изображения на фон.
3. развивать творчество, эстетический вкус
Снежинка 1. упражнять в плоскостном моделировании для изображения контура рисунка.
2. учить самостоятельно прорисовывать мелкий узор для заполнения снежинки.
3. закреплять умение убирать рабочее место.
Снеговик 1. учить располагать узор на всей поверхности листа, используя плоскостное моделирование.
2. упражнять в самостоятельности при выборе мелкого узора для заполнения изображения.
3. вызвать желание создавать элементы для украшения группы к празднику.
Узор на окне 1. предложить самостоятельно придумать узор для украшения окна в группе.
2. развивать фантазию, творчество при выполнении работы.
3. способствовать созданию праздничного настроения для всех детей группы
Елочка-красавица 1. упражнять в заполнении формы елочки узором.
2. учить украшать фон для наклеивания вырезанного узора.
3. напомнить правила безопасности
Январь Рождественский ангел 1. закреплять умение работать в технике вытынанка
2. способствовать развитию творческого воображения
3. Развивать мелкую моторику при прорисовывании мелких деталей.
Выставка творческих работ
3 блок Торцевание
Январь Снеговик 1. вызвать интерес детей к новой технике работы с бумагой
2. учить наклеивать торцовки при помощи палочки заполняя форму рисунка
3. напомнить правила работы с клеем
Снегири 1. учить формировать торцовки при помощи карандаша
2. формировать представления о пространстве, заполняя изображение торцовками разного цвета.
3. воспитывать аккуратность при выполнении работы
Февраль Сказочные деревья 1. упражнять в работе с торцовками из салфеток
2. продолжить работу по формированию пространственных представлений
2. развивать творческое воображение
Медвежонок 1. продолжать учить видеть предметы как части геометрических фигур
2. воспитывать аккуратность при работе с мягкой бумагой
3. создать эмоциональный комфорт
Валентинка 1. учить самотоятельно готовить фон для работы
2. развивать творчество при заполнении формы разноцветными торцовками
3. развивать желание изготавливать поделку в подарок
Февраль Папа в армии служил 1. учить действовать самостоятельно при выборе материала, фона и изображения поделки
2. развивать желание проявлять фантазию при выполнении поделки близкому человеку.
3. воспитывать аккуратность, усидчивость.
Март Солнца первые лучи 1. учить выполнять коллективную работу для украшения группы к празднику.
2. развивать умение подчинять свои желания к достижению общей цели
3. напомнить о необходимости уборки рабочего места.
И зацвел геоцинт 1. расширять представление о возможностях работы в технике «торцевание»
2. учить выполнять работу самостоятельно
3. развивать внимание, мелкую моторику.
Выставка творческих работ
3 блок Оригами
Март Лодочка 1. вызвать интерес детей к новой технике работы с бумагой
2. развивать пространственные представления
3. закреплять правила безопасности
Рыбка 1. учить сгибать бумагу, точно совмещая края, продавливая пальцами сгиб
2. воспитывать усидчивость, внимание при выполнении поделки
3. развивать творческое воображение при оформлении готовой работы
Апрель
Гномик 1. учить выполнять работу по инструкции взрослого
2. формировать качественные умения при выполнении поделки
3. развивать творческое воображение при оформлении готовой работы
Павлин 1. расширять представления о возможности поделок, выполненных в технике «оригами»
2. учить чередовать складки «горой» и «долиной»
3. развивать мелкую моторику при выполнении сгиба бумаги
Ракета 1. закреплять пространственные представления
2. расширять представление о видах транспорта
3. поощрять индивидуальность при оформлении работы
Кролик 1. учить выполнять поделку из двух частей
2. развивать умение выполнять работу неторопясь, дослушав инструкцию взрослого до конца.
3. развивать умение доводить начатое дело до конца
Май
Золотая рыбка 1. учить выполнять сложную поделку пошагово, следуя инструкции взрослого
2. воспитывать желание выполнять поделку для эстетического оформления группы
3. развивать фантазию, дополняя поделку элементами бросового материала
Вьюнок 1. закреплять понятие «изнаночная» и «лицевая» сторона заготовки.
2. поощрять желание выполнить работу самостоятельно
3. развивать аккуратность, усидчивость
Я сделаю сам
(2 занятия) 1. выявить умения полученные во время работы в кружке.
2. закреплять последовательность этапов выполнения поделок знакомых техник работы с бумагой
3. проявлять творческое воображение сочетая несколько знакомых техник в одной поделке.
Условия реализации программы «Радужный калейдоскоп»
Для реализации программы дополнительного образования «Радужный калейдоскоп» необходимы следующие условия:
Материально-технические условия:
- Рабочее место со столами и стульями, полками вдоль стен.
- Наборы цветного картона, цветной и белой бумаги, креповая бумага разных цветов, бумажые салфетки белого, желтого, красного и оранжевого цветов
- Карандаши, ножницы, канцелярский нож, мелкий бросовый материал, клей, скотч, тематические трафареты.
В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и работы по темам, с имеющимися Internet- материалами по техникам работы с бумагой.
Методические условия:
- Образцы изделий
- Инструкционные карты сборки изделий.
- Тематическая литература
Список используемой литературы:
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. - Спб. :Издательство «Литера». Издательство «ВИАН», 1997-128 с.
2. Гусакова М. А. Аппликация. - М. : Просвещение, 1987. - 289 с.
3. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
5. Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012-96 с.
6. Лебедева Л. И., «Умелые руки не знают скуки», издательство «Сталкер», 2002 г.
7. Проснякова, Т. Н. Уроки мастерства : учебник для 3 класса / Т. Н. Проснякова. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009г.
8. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
9. Психодиагностический комплекс для выявления детской одаренности на разных возрастных этапах : методич. рекоменд. / сост. О. С. Андреева, Н. В. Яковлева, С. В. Конуркина, С. В. Захаркина, Ю. В. Жильцова ; Мин-во образ. Ряз. обл., Обл. гос. бюдж. образ-е учр-е доп. проф. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2012. – 99 с.