Ольга Илюхина
Рабочая программа для детей с тяжелым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагогов старшей группы «Семицветик»
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
на 2021-2022уч. год
Разработчик программы :
Илюхина О. В., воспитатель
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1.1. Пояснительная записка:
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Общие задачи из ФГОС ДО Задачи возраста по группе
Публикация «Рабочая программа для детей с тяжелым нарушением речи» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательного процесса Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
Объединение обучения и воспитание в целостный образовательный процесс Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; Формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Общие принципы и подходы к формированию программ :
– поддержка разнообразия детства;
– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
– позитивная социализация ребенка;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– сотрудничество Организации с семьей;
– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Специфические принципы и подходы к формированию программ :
– сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ТНР, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.);
– индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
– развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР дошкольного возраста;
– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с ТНР
1.2.1 Возрастные особенности детей данной возрастной группы.
Особенности развития детей 5-6 лет :
В средней группе «Семицветик» 16 детей : 12 мальчиков и 4 девочки. Основной контингент детей в данной возрастной группе с тяжелыми нарушениями речи имеет I-III уровни речевого развития. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетны слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). II уровень речевого развития детей характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении предложения простой конструкции, состоящей из двух – трех, редко четырех слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например, наименование различных частей тела (шея, туловище, локоть, плечи и т. д., названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жирафа, поросенок, жеребенок т. д., названия различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер, предметы мебели (раскладушка, табуретка, скамейка) и т. д. Они не знают названий цвета, формы, размера, многих предметов и т. д. нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп подливают вместо наливают. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: неправильное использование падежных форм едет (машину – вместо на машине) ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода (де каси – два карандаша, де туи – два стула) отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными (пат кука, пат матына – пять кукол, пять машин) Много трудностей испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются вообще, а существительные употребляются в именительном падеже (нига идит той – книга лежит на столе); возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих соноров, свистящих, звонких и глухих; грубые нарушения отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава ( сокращение количества слогов: памика – пирамида; перестановка и добавление слогов: ядыги – ягоды, телененок – теленок) При воспроизведении контура слов нарушается слоговая структура, звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадении е звуков позиции стечения согласных (морашки – ромашки, кубика – клубника, вок – волк, каф – шкаф). У таких детей наблюдается недостаточность фонематического слуха, а так же их не подготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов. недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимозаменяет их. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.
1.2.2. Индивидуальные особенности детей возрастной группы
(таблица заполняется с использованием опросника для родителей и с учетом педагогических наблюдений воспитателей)
ФИ ребенка Поведенческие особенности Насколько ребенок владеет навыками самообслуживания Особенности сна Особенности питания Чем ребенок любит заниматься
1.3. Планируемые результаты
Планируемые результаты
Методы педагогической диагностики
Речевое развитие. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящиеся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; уровень экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке, не допускает ошибок при названии действий, изображенных на картинке; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует норме.
Познавательное развитие. Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета; различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа; без труда складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус), различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры
величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить
анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
Социально-коммуникативное развитие. Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое
поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры
на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными
навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения,
поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и
фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества
педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой
выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для
совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование,
закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой
деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых
действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых Художественно-эстетическое развитие. Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует
на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их
характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и
сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке
создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Физическое развитие. Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений
не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку Для определения уровня развития детей :
- Проводится сбор анамнестических данных: отметить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия. При изучении развития отметить характер грудного вскармливания, особенности сна и бодрствования, особенности раннего развития. По медицинской карте сделать заключение о соматическом состояние ребенка. При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появление лепета, первых слов и первых фраз
- Проведение обследования: исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно отметить особенности коммуникативной сферы
- Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различия контрастного звучания двух игрушек
- Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и различия: большой – маленький, основных цветов, фигур.
- Исследования восприятия пространственных представлений проводится в процессе выполнения следующих заданий: складывание картинок из двух частей, выкладывание по образцу.
- Исследование состояние органов артикуляции логопед отмечает наличие аномалий в строении губ, прикуса, твёрдого нёба, мягкого неба, языка, подъязычной связки.
- Состояние общей моторики: пройти, а потом пробежать между двумя линиями переложить мягкую игрушку из одной руки в другую перед собой, над головой, похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно.
- Состояние ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений, кинетической основы движений, проверки навыков работы с карандашом и пластилином
- Исследование мимической мускулатуры: надуть щеки – «толстячок», показать, как ешь лимон, - «кисло»
- Исследование состояния артикуляционной моторики: широко улыбнуться, вытянуть губы, показать узкий язык, положить язык сперва на верхнюю, потом на нижнюю губу, подвигать языком влево- вправо
- исследование импрессивной речи : рассмотреть с ребенком предметные картинки с достаточно крупными и яркими изображениями предметов без лишних, отвлекающих ребенка деталей.
- Исследование экспрессивной речи начинается с заключения о ее характере. Затем проводится исследование состояния лексики
- Исследование фонетической стороны речи : состояние имитационных способностей ребенка с опорой на картинки. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков в речевом потоке. При исследование дыхательной и голосовой функций отмечается тип физиологического дыхания, объем дыхания, продолжительность речевого выдоха, силу голоса, модуляцию голоса. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристик темп речи.
Для отслеживания запланированных результатов, заводится карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 7 лет, которая позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
2.1. Описание образовательной деятельности по освоению образовательных областей
2.2 Модель работы на год – перспективное планирование, комплексно-тематическое планирование (содержание тем недель, основного содержания деятельности и возможных форм образовательного процесса для реализации данного содержания)Тематическое планирование по пяти образовательным областям